Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к игровому занятию "Круг"»
Методические рекомендации
по проведению игрового занятия
«Круг»
Занятие «КРУГ» – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Зачем нужен «КРУГ». Задачи «КРУГА»
Индивидуальные занятия с педагогом позволяют сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Эмоционально значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается процесс социализации ребенка, его адаптации к окружающему миру. В общении со сверстниками ребенок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера, подражательная деятельность. У детей с нарушениями развития множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.
Главная цель занятия «КРУГ» - дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
Основные задачи занятия:
- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению,
- формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми,
- стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности,
- развитие произвольной регуляции поведения,
- развитие познавательной сферы, зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.
- формирование представлений об окружающем мире.
Круг способствует:
- Активации зрительного и слухового внимания
- Стимуляция сенсорного развития
- Стимуляция тактильного взаимодействия с другими
- Развитие подражания
- Развитие способности переключения внимания и др.
Структура занятия «КРУГ»:
1) приветствие;
2) ритмические игры с эмоциональным заражением;
3) сенсорные игры;
4) игры на подражание;
5) игры по правилам;
6) окончание «Круга».
1. Приветствие - помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъём способствует речевой активности.
2. Ритмические игры - их целью является эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку проявлять собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм. В условиях ритмически организованной деятельности ребёнок может действовать без инструкций. Рассказываем стихи, потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения («Вышли мыши
как то раз») 3. Сенсорные игры - это важная составляющая занятия «КРУГ». Они создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт. Для этого на занятии используют листья, воду, камушки, снег, сосульки и т.д. Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка, получить новые сенсорные впечатления и увидеть эмоциональную реакцию сверстников. Подбираем сенсорные игры в соответствии с сюжетом занятия. Обязательно связываем их со смыслом занятия. Это даёт возможность детям испытывать удовольствие от игр, способствует активному участию детей в них.
4. Игры на подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития. 5. Игры по правилам - направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила предполагают, что участники действуют по очереди. Для этого в игре «КРУГ» используются игры с предметами, где основное условие – дождаться своей очереди. («Найди игрушку», «Кидаем друг другу мячик») 6. Окончание занятия – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время, это даёт возможность детям легче войти в ритм дня. Игровое занятие «КРУГ» для ребёнка, это ступенька на пути к выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. Для каждого участника « Круг» представляет собой интерактивную среду, которая принимает ребёнка с любыми способностями. И именно здесь, ребёнок находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать.
Приложение 1
Конспект игрового занятия «Круг». Тема « В гостях у лета». 1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение. Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимание друг на друга. Встали дети в дружный круг, (берутся за руки). Я твой друг, (дети показывают указательным пальцем на себя). И ты мой друг, (показывают указательным пальцем на друга). Рюкзачок открывай, что там есть, доставай! (помогаем ребенку достать из рюкзачка веревочку, на котором привязано солнышко). Предлагаем всем детям взяться за верёвочку. Они перебирают верёвочку в руках по кругу, перед кем окажется солнышко, тот с ним здоровается. Игра заканчивается, когда с солнышком поздороваются все дети. Игра «Здравствуй, солнышко» Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить действовать совместно, подражая действиям взрослого. Солнце по небу гуляло и с ребятами играло (у взрослого в руках игрушка-солнышко, действуем ей в соответствии с текстом стихотворения). Солнышко высоко, (дети поднимают руки вверх). Солнышко низко, (дети приседают). Солнышко далеко, (дети протягивают руки вперёд.) Солнышко близко (приближают руки к себе). (Солнышко возвращается в круг, дети трогают его, здороваются с солнышком, в соответствии со своими возможностями, солнышко приглашает детей погулять).
2. Ритмическая игра « Гули-гули-гули-гоп». Цель: тренировать детей в умении переключаться с одного действия на другое, подражая действиям взрослого. Гули-гули-гули-гоп, (ритмичные хлопки по коленям, на слово «гоп», хлопок в ладоши) Сели деточкам на лоб, (коснуться лба ладонью) Крылышками хлоп-хлоп, (ритмично ударяют ладонями по бёдрам) Гули-гули-гули-гоп, (ритмичные хлопки по коленям, на слово «гоп», хлопок в ладоши).
3. Сенсорная игра. « Найди цветок, который пахнет». Цель: Развивать обоняние, учить на основе запаха, выбирать пахнущий цветок. Предлагаем другому ребёнку заглянуть в рюкзачок, и достать то, что в нём лежит. Помогаю ему достать из рюкзачка два букетика цветов. «Я в лесу была, вам цветы сорвала, Очень пахнут цветы, небывалой красоты. Носика ты не жалей, цветок пахучий отыщи скорей!» (подносим к носу каждого ребёнка букетики, ребёнок нюхает и находит букетик, который пахнет).
4. Игра на соблюдение очерёдности. « 1,2,3, мяч лови». Цель: учить детей ждать своей очереди, формировать самоорганизацию «Что я из мешка достала? Круглый, гладкий и большой, Хочет поиграть с тобой, (мячик) Мячик хочет поиграть, От детишек убежать. 1,2,3, мячик лови!» (Поочерёдно мяч ловят все дети)
5. Прощание
«Вместе дружно все играли, И, конечно, мы устали. Все игрушки уберём»,отдыхать скорей пойдем (дети помогают убрать игрушки в рюкзачок) Вот и пришла пора попрощаться, Мы скажем дружно: « До свиданья!» И всем помашем на прощанье.