Методическая разработка по региональному компоненту
Методическая разработка по региональному компоненту
Данная методическая разработка предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Представляет собой творческий познавательный проект по реализации регионального компонента. Тема проекта "Быт и традиции Донского казачества".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по региональному компоненту»
Первое упоминание о донском казачьем поселении относится к 1548 году. Казаки – народ исконно православной веры, создавший за многие столетия своего существования свою самобытную культуру. - По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы казаков. - Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. - Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым, остроумным и смекалистым. У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым давая знать станичникам, что родился воин,защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок». Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой,постелью и т.п.). В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку». До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери) усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий,последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе. Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь. Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная,няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли новорожденную. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось». Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Приветствие у казаков звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин. Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала имущество, верховодила в доме. Казак,приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином. По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все станичники. Казаки уважительно относились к старшим по возрасту: - Слова старшего являлись для младшего обязательными. - При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. - При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки». СЕРЬГИ (у мужчин) — означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Древним гербом Войска Донского был олень, пронзенный стрелой. символизирующий независимость и непокорность донских казаков. Изображение Белого оленя восходит к древней легенде об олене, которого многие путники видели в низовьях Дона, но никто не смог его ни поймать, ни убить. Его не брали ни хитрость, ни стрелы преследователей. В 1704 (1709) году Пётр I пожаловал донцам печать с изображением голого казака в папахе, c мушкетом и саблей, сидящего на бочке, рядом с которой лежала чарка. Композиция печати должна была выразить мысль, что казак, даже если он горький пьяница, не пропьёт папаху и оружие. Материалы презентации были органично дополнены экскурсией в зал «Национальных культур», где ребята смогли познакомиться с традиционной казачьей культурой в семье, увидеть не только военную форму казака, но и предметы быта первой половины 20 века. Все и дети и взрослые были в восторге от увиденного и услышанного. Значение подобных мероприятий, когда дети могут почувствовать себя сопричастными к многовековой истории родного края и своими руками коснуться её, трудно переоценить. Думаю, это был первый, но не последний познавательный поход потомков казаков по страницам истории. С возрождением казачества на Дону возрождаются забытые традиции, появляются новые. . Хочется верить, что после посещения музея у школьников возникнет желание еще больше узнать об истории донского казачества. Выражаем огромную благодарность председателю совета стариков Мартыновского казачьего юрта Всевеликого войска Донского есаулу Я.М.Ушакову и директору МБОУ СОШ №10 Агарковой Н.А., а также хранителю школьного музея Козьминой О.А.за помощь в проведении цикла мероприятий по казачеству.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в кубанские народные игры.
Игра заря заряница
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила. Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла!
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
«Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
«Горелки»
(Участники игры встают в круг и передают платочек по кругу со словами:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо птички летят, Колокольчики звенят»
- последний, у кого платочек окажется в руках, идет в центр круга, играющие говорят: «Раз, два не воронь, а беги как огонь! ». Дети разбегаются, горелка должен коснуться игрока и передать ему платок. Он становится горелкой, игра продолжается.)
«Золотые ворота»
Пара детей поднимает руки вверх, остальные парами проходят в ворота. Ведущие делают ворота и говорят:
В золотые ворота
Проходите господа
В первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Опускают руки, закрывают ворота. Кто не прошел, становятся воротами.
«Разбей кувшин»
Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в спицу колеса, надевается глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным шариком, картонной коробкой и др. игрок берет в руки палку, отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем направляется к кувшину, чтобы его разбить.