Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента на уроках биологии.»
Использование регионального компонента на уроках биологии.
Автор составитель:
Степанова
Наталья Ивановна.
Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся школы является включение в учебный процесс региональных сведений о флоре и фауне. Изучение мира живой природы родного края не только активизируют познавательную деятельность, но и способствуют формированию умений и навыков, которые могут быть использованы при изучении других учебных предметов, а также
в повседневной жизни. Использование регионального материала в школьных программах решает две задачи: - всестороннее изучение растительного и животного мира родного края; - применение в качестве демонстрационного и раздаточного материала при выполнении лабораторных и практических работ, объектов при организации наблюдений и экспериментов.
На конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, школьники могут выразить своё отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ею ресурсам. Умело используя, элементы регионального компонента, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.
Учитель, понимающий и осознающий сложившуюся в мире экологическую ситуацию должен также понимать, что через региональный компонент он может и должен проводить экологическое образование учащихся, воспитывать активную гражданскую позицию и любовь к родному краю.
В содержание некоторых разделов своей программы был включён региональный компонент. Для того, чтобы обучающиеся лучше знали особенности: природы, животных, культуры населения Кемеровской области.
5 класс:
1. Многонациональное население России. Коренное население Кемеровской области.
2. Города нашей Родины. Города Кемеровской области. Город Осинники.
3. Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Рельеф Кемеровской области.
4. Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная. Плодородная, неплодородная. Почвы Кемеровской области.
5. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники, моря, океаны. Реки, озера Кемеровской области.
6. Полезные ископаемые Кемеровской области.
7. Растения леса Кемеровской области.
8.Животный мир Кемеровской области.
9. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесённые в «Красную книгу». Красная книга Кемеровской области.
6 класс:
1. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Загрязнение воды в Кемеровской области.
2. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Загрязнение воздуха в Кемеровской области.
3. Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые Кемеровской области.
4. Основное свойство почвы – плодородие. Типы почв Кемеровской области: название и краткая характеристика.
5. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы в Кемеровской области, и пути их решения.
7 класс:
1.Пшеница. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве Кемеровской области.
2. Рожь. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве Кемеровской области.
3. Ячмень. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве Кемеровской области.
4.Овес. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве Кемеровской области.
5.Кукуруза. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве Кемеровской области.
6. Вишня. Особенности размножения. Созревание плодов и ягод, их уборка и использование. Использование вишни в городе Осинники.
7.Агротехническое выращивания подсолнечника в Кемеровской области. Использование человеком.
8. Папоротники. Травянистые многолетние растения. Места произрастания папоротника в Кемеровской области.
9. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов в Кемеровской области. Торфяной мох и образование торфа.
10.Охрана растительного мира в Кемеровской области.
8 класс:
1. Многообразие животного мира. Охрана животных. Охрана животных в Кемеровской области.
2. Насекомые Кемеровской области.
3. Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб в Кемеровской области.
Задание с использованием регионального компонента на уроках биологии.
Урок в 5 классе по теме: Города нашей Родины. Города Кемеровской области. Город Осинники.
На территории Кемеровской области расположено 20 городов.
Давайте попробуем создать карту сами и покажем на ней их месторасположения. (учитель называет город, показывает месторасположение на карте, дети обозначают их на своих трафаретах).
1. Кемерово
11. Анжеро-Судженск
2. Новокузнецк
12. Мариинск
3. Тайга
13. Калтан
4. Таштагол
14. Осинники
5. Мыски
15. Гурьевск
6. Прокопьевск
16. Топки
7. Киселёвск
17. Березовский
8. Белово
18. Юрга
9. Ленинск-Кузнецкий
19. Полысаево
10. Междуреченск
20. Салаир
Получилась у нас с вами карта?
Урок в 5 классе по теме: Животный мир Кемеровской области.
1. Какая птица улетает в тёплые края?
1. Дятел
2. Синичка
3. Ласточка
2. Какие птенцы рождаются зимой?
3. Кто лишний?
Урок в 5 классе по теме: Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники, моря, океаны. Реки, озера Кемеровской области.
Крупные реки Кемеровской области:
Томь
Кия
Иня
Яя
Чумыш
Кондома
Мрассу
Озеро Большой Берчикуль
Назовите реку которая протекает в нашем городе?
Урок в 6 классе по теме: Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые Кемеровской области. Заполнение таблицы: