вызвать у детей желание вести здоровый образ жизни.
Основные понятия: здоровье, режим дня, личная гигиена, привычка (полезная, вредная).
Оборудование: карточки с пословицами о здоровье; маски зверей для инсценировки сказки; бумага, карандаши, фломастеры, картинки для рассматривания и сравнения.
Ход занятия
Дети заходят в зал, педагог наблюдает за детьми, которые усаживаются на ковре полукругом.
В. Почему вы так разместились на ковре? Я ведь вам ничего не говорила, что вам делать? (Кто-то из детей начинает вставать, кто-то остался сидеть, кто-то начал оправдываться, что мы, мол, всегда так садимся, нам так удобно.)
Да, человек привык к тому, как он обычно располагается на своем рабочем месте. Просто мы привыкаем к каким-то постоянно повторяющимся действиям или чувствам, например, кто-то рано ложится спать, кто-то — поздно, кто-то чистит зубы перед сном, а кто и нет… Кто-то постоянно кричит, дерется, обижает других, а кто-то и муху не обидит. Люди привыкают к любимой одежде, месту жительства, к пище…
Привычка вырабатывается в результате многократных повторений, когда человек что-то делает много-много раз, а потом уже и не думает, как это сделать по-другому, а просто выполняет привычные действия. Например, ребенок аккуратно кушает, не опаздывает в детский сад, помогает маме… Те привычки, которые не мешают здоровью человека, называются полезными. А привычки, которые наносят вред здоровью, называются вредными.
Какого человека можно назвать здоровым? (Который себя хорошо чувствует, не болеет, не нервничает по пустякам, не голодает, не нищенствует…)
Здоровье человека зависит от многих причин:
болезней (некоторые болезни передаются по наследству, от мамы и папы);
профилактики, лечения (плохо, когда вовремя не началось лечение, нет рядом врача, лекарств);
окружения (какие люди живут рядом, могут ли они прийти на помощь в трудную минуту);
образа жизни (как человек живет, какие у него привычки, характер, режим дня, занимается ли физкультурой, закаливанием, употребляет ли алкоголь, курит).
В. У каждого человека, в зависимости от возраста, работы и рода занятий существует свой режим дня. Что же такое режим дня? (То, что человек постоянно делает в определенное время суток).
В. Отличается ли режим дня взрослого человека от режима дня ребенка? В чем эти отличия? (Дети больше играют, спят, не так рано встают, не ходят на работу.)
Здоровье человека зависит и от пищи. Как надо питаться, чтобы быть здоровым? (Перед едой нужно тщательно вымыть руки, есть не спеша, не разговаривать во время еды.)
Правильно. Надо всегда поддерживать в чистоте свое тело, чтобы хорошо выглядеть, умываться, чистить зубы, расчесываться только своей расческой, постоянно менять свое нижнее белье перед сном.
Человек живет среди людей, все они очень разные. А что у них разное? (Цвет глаз, волос, рост, вес, у каждого свои мысли, все по-разному думают и поступают.)
Игра «Мы такие разные».
В. На счет 1, 2, 3 — все ко мне беги! Воспитатель приглашает к себе детей с определенным цветом волос, глаз, тех, кто маме помогает, никогда не дерется, не говорит бранных слов…
В. Кто-то из вас не привык вставать рано утром, и вас начинают будить. Как вы на это будете реагировать? (Плачем, не хотим вставать, просим чуточку поспать, обижаемся, а даже когда встаем, не можем сразу проснуться, ходим вялые, сонные.) Или наоборот. Вам говорят рано ложиться спать, а вы крутитесь, прячетесь под одеяло, капризничаете… Но вот вас просят один день, второй, третий, вы понимаете, что маму уже не изменишь, она все равно будет рано поднимать. И у вас появится привычка рано, без плача, вставать и получать удовольствие от того, что все успеваете сделать.
Стихотворение «Привычка»
Привычка – это ведь зараза,
Привычка – тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы, отдавая по часам.
В. Но есть очень-очень вредные привычки — курить, употреблять алкоголь, принимать наркотики. И если человек это делает (и ребенок в том числе), то портятся его внутренние органы — сердце, печень, желудок, почки, человек начинает болеть. Но страшнее всего то, что он сам об этом не догадывается, думает, что здоров, а на самом деле болеет такими болезнями, как алкоголизм, наркомания, привыкает к табакокурению.
В:Почему люди начинают курить? Если курильщика спросить: «Как ты начал курить? Зачем?», - он ответит: «По глупости».
В: Все начинается с одной затяжки,
А дальше стал ее рабом.
Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой,
Но жжешь себя ты пепельным огнем.
О сигарете.
Если папа с сигаретой на диван решил прилечь,
А в руках его газета - как его предостеречь?
Он устал, пришёл с работы, видно, хочет отдохнуть.
Подойдёт к нему дремота - как тут папе не заснуть?
Он уснёт - его окурок на подушку упадёт,
Спрячется в укромный уголок - нам квартиру подожжёт!
Чтоб такое не случилось, я за папой послежу -
Всё, чему меня учили в детсаду, ему скажу.
Пусть мой папа тоже знает: от пожара всем беда!
И окурки не бросает где попало никогда!
В. Если человек пьет, он постепенно начинает хуже видеть, слышать, у него теряется память, изменяется поведение — он шатается (может вообще упасть), он злой (кричит на всех). В таком состоянии он очень опасен.
Жизнь алкоголика становится неинтересной — он только и делает, что, проснувшись, ищет спиртное. К этой вредной привычке человек привыкает очень быстро, и потом сам не может остановиться.
Вам приходилось встречаться с такими людьми на улице. Они очень отличаются от остальных людей. Как они выглядят, помните? Их называют бомжами, пьяницами, вид у них всегда неприятный. А ведь когда-то они были нормальными, красивыми, аккуратными людьми. Вот что делает с человеком водка. Алкоголь, попав в кровь, отравляет ее, ослабляет организм. Человек так и живет — слабым, болезненным. И если алкоголик не выпьет, его «клеточки-алкоголики» требуют подкрепления — «еды» (алкоголя). И так — каждый день. Человек без спиртного обходиться уже не может. Особенно трудно избавиться от этой вредной привычки, если она сформировалась в детском возрасте. Детский организм быстрее привыкает к алкоголю, так как он еще молодой, все органы только начинают формироваться. Например, если котятам в молоко добавить немного спирта – то котята станут вялыми и сонливыми, они перестают играть, у них появляются судороги, покраснения глаз, возникают проблемы с дыханием (пауза) и смерть. Вот так же губительно алкоголь действует и на организм ребенка. Если дети употребляют спиртное, у них замедляется рост, возникают болезни, они плохо развиваются. У них слабеет память, ухудшается мышление - таким детям трудно учиться.
От таких вредных привычек, как алкоголь, курение, наркотики трудно избавиться самому, без помощи близких и врачей. Этим людям поможет только лечение.
Сказка«Медведь и трубка»
Действующие лица: медведь, лисица, волк, дятел.
Воспитатель:Нашел медведь в лесу трубку и стал курить. Так к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как - то он опушкой, встретил лисицу. Увидела лиса медведя, так и ахнула.
Лиса.Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы все лето,
Как ты, бедный, похудел.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь.Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что- то!
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса.Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу б надо обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Воспитатель.Вот прошла неделька, прошла вторая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.
Волк. Слушай, Миша – Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалились бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь.Да, хвораю.
Волк.Что с тобой?
Медведь. Силы нет той.
Нездоровится мне что - то
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться.
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…Пропадаю…
Волк. Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
Надо к дятлу обратиться
Он у нас такая птица!
Разберется, даст совет.
Да – так да, а нет – так нет.
Медведь. Завтра я к нему пойду.
Волк.А найдешь его?
Медведь.Найду!
Воспитатель. Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовит. Подошел медведь к сосне, голову задрал вверх.
Медведь.Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел.Ба! Топтыгину привет! Ты здоров ли?
Медведь.Видно, нет. Нездоровится мне что – то.
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться.
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Дятел. Верно, куришь или пьешь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел. Больно дымом ты воняешь.
Ну–ка, сядь под этот сук,
Дай - ка спину: тук – тук – тук!
Да – с. Выстукивать непросто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть
Ты больной, хоть и медведь.
Ну – с… мне все как будто ясно.
Медведь. Не смертельно? Не опасно?
Дятел. Накопилась в легких копоть –
От куренья вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь.Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел. Выполняй ты мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Воспитатель.Решил Мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку.
- Что же произошло с большим и сильным медведем?
- Почему медведь заболел?
- Какой вред здоровью медведя принесло курение?
- Чему учит нас эта сказка?
Физкультминутка
Стихотворение «Ужастик для курящего»
Курят папы, курят мамы, курит дядя и сосед.
Курит в фильме супердама, от курящих спасу нет!
Задымили, начадили, все здоровье посадили.
В легких – сажевый налет не пускает кислород.
Зубы желтые, гнилые или просто никакие,
Изо рта разок пахнет, кто угодно упадет.
Все сосуды затвердели, нервы очень постарели.
Если куришь – в 40 лет ждет тебя сто тысяч бед!
Скоро ты ходить не сможешь и тебе уж не поможешь!
Что еще тут говорить – поскорей бросай курить!
Игра «Представьте, что…»
А сейчас на одну минутку представьте, что все вдруг стали употреблять спиртное, курить — и мужчины, и женщины, и старики, и дети… Что бы было?
Рассуждения детей: «Вся красота пропала бы, никто бы не ходил на работу, в детский сад, магазины не работали бы, т. к. продавцы были бы пьяны, не ходили бы автобусы или были бы аварии, кругом была бы грязь»…
В. А представьте, дети, что вдруг, как по велению волшебной палочки, пропали вредные привычки, такие, как… (дети подсказывают). Все перестали курить, пить спиртное, принимать наркотики. Что бы было?
Рассуждения детей: «Люди бы меньше стали болеть, в магазинах продавали бы только соки, мороженое, взрослые не ругались бы в семье, не кричали на детей, не было бы детских домов, не было бы брошенных детей, деньги тратились бы на хорошее питание, конфеты, одежду…»
В. Вот вы и нарисуйте, дорогие ребята, какая вам понравилась жизнь: без вредных привычек, когда радостные мама и папа с вами отдыхают на природе, все вместе вы идете в цирк? Или с вредными, когда вокруг все курят и валяются пьяными?
В:- Много несчастий и болезней могут принести курение, алкоголь и наркотики. Помните, ребята, что здоровье – это главная ценность человека. Здоровье, не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты.
В: Наше здоровье зависит от нас самих, от того образа жизни, который мы ведем, от наших привычек.
Игровая ситуация.
В. Ты играешь во дворе. К тебе подходит мальчик старшего возраста, предлагает закурить сигарету. Как ты поступишь? Что ты ему скажешь? А если он будет настаивать и запугивать тебя? (Ребенок отвечает.)
Правильно, никогда нельзя делать то, что считается вредной привычкой — курить, пить спиртное, драться, ругаться плохими словами. И если вас заставляют что-то делать, чего вы не хотите, то лучше об этом скажите маме или папе, старшему брату или сестре.
Правила: Вежливо и спокойно скажи «Нет, спасибо».
Не только откажи, но и объясни причину отказа.
Настойчиво и уверенно повтори свой отказ.
Заведи разговор на другую тему, возьми инициативу в свои руки.
Будь с теми, кто поддерживает тебя и тоже может отказаться.
В. Ответьте, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым? (Заниматься физкультурой, чистить зубы, хорошо питаться, не курить…)
Со здоровьем дружен спорт,
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старания в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали - сна как не бывало.
В. Нам надо, ребята, научиться жить среди людей и уметь жить без плохих привычек.