Просмотр содержимого документа
«Лес точно терем расписной»
Государственное казенное учреждение Самарской области
"Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Конспект экскурсии в осенний лес.
Тема:" Лес точно терем расписной".
Жевнерова А.А.,воспитатель.
с.Пестравка
2016г.
Цель:
Расширить знания детей об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений с приходом осени.
Задачи.
Учить видеть красоту родной русской природы, изменения в жизни животных осенью.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать основы экологической культуры.
Средства:
План маршрут.
Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
Папки для растений — 2.
Пакеты для шишек, листьев — 2.
Ход экскурсии.
1.Орг.момент.
В: дети, сегодня мы с вами совершим экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
2.Контоль исходного уровня знаний.
Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".
В: Дети, какое время года сейчас?
Дети: Осень.
В: А как же вы догадались?
Дети: Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.
Организация игр с детьми.
Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
Подвижная игра «Перелет птиц».
3.Обучающий этап.
В: дети, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Дети слушают и говорят, что услышали.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
В: дети, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.
Конкурс для детей и «Сказать как можно больше красивых слов о березе».
Дети исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».
В: давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?
Дети: птицы
В: а что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Дети: животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
В: Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?
Дети: Наверное, ничего.
Воспитатель: А так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).
Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?
Дети: мыши.
Воспитатель: Как называются плоды дуба?
Дети: желуди.
Воспитатель: кто помогает распространять плоды дуба?
Дети: Сойки.
Воспитатель: Кто помогает распространять плоды рябины?
Дети: дрозды и другие птицы.
В: Молодцы!
В: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: спокойная и грустная.
В: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
В: сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу (показывает листья различных деревьев, дети называют – с какого дерева лист)
Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети вместе стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
В: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).
В: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).
А остальные деревья, как можно назвать?
Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
В: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.
4.Самостоятельная работа.
Сбор природного материала для изготовления поделок в группе.
5.Контроль достигнутого уровня.
В:Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Дети: Медведь готовится к спячке.
В: Заяц.
Дети: Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
Воспитатель: Еж.
Дети: Еж готовится к спячке.
Воспитатель: Белка.
Дети: Белка делает запасы.
6.Итог.
Игра:" Что увидел я в лесу"?(передаем лист и называем)