Конспект интегрированного НОД в старшей группе
«КРАСОТА ОСЕННЕГО ЛЕСА»
Музыкальный руководитель
Дзгоева Э.А.
Тема: «Красота осеннего леса»
Образовательная область :музыка
Цель: Систематизировать представления детей о времени года- осень, её признаках через связь музыки поэзии и живописи.
Задачи:
- совершенствовать умения легко двигаться в характере музыки.
- Развивать навыки хорового пения.
- Учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать характер музыки.
- Формировать навыки чёткого произношения, исполнения естественным голосом
- Закреплять навыки ориентирования в пространстве, движения с предметами
- Формировать навыки чёткого произношения, исполнения естественным голосом
- Приобщать к слушанию и восприятию классической музыки
Коммуникация:
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки
- Пополнять музыкальный багаж посредством активного словаря (композитор, Чайковский, Вивальди и т.д.)
- приобщать к красоте природы через поэтическое слово.
Познание:
- Обобщить представление детей о признаках осени, учить видеть колорит осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов.
Социализация:
- развивать эмоционально чувственную сферу путём восприятия целостной картины явлений природы (звуки, образы, ощущения) ;
- закреплять умение делиться по подгруппам
Предварительная работа:
Разучивание песен осенней тематики
Подбор музыкальных игрушек, шумовых инструментов для экспериментирования со звуками.
Наблюдение за осенними деревьями, слушание звуков осени.
Содержание:
1. ВИДЕО ФИЛЬМ «Осень в лесу»»
2. Слушание: «Осенняя песня» Чайковского, «Осень» А. Вивальди («Времена года»).
3. Стихотворение об Осени И. Бунина
4. Релаксация
5. «Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» музыка «Осенний сон» Джойса
6. Музыкальная игра «Чей кружок быстрее соберется»
7. Игра на музыкальных инструментах
Оборудование: Экран, проектор, презентация, иллюстрации картин, аудиозаписи, осенние листочки, шумовые инструменты, портреты композиторов
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку.
-За окном лежит снег! А вы хотите очутиться в осеннем лесу и насладиться его красотой?
ДЕТИ:
-Ну что я предлагаю всем сейчас закрыть глаза и перенестись в осенний лес.
РЕЛАКСАЦИЯ
Видео ОСЕННИЙ ЛЕС ( 2 мин)
-Давайте понаслаждаемся красотой и красками осеннего леса
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Беседа по содержанию.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении?
-Какими словами автор говорит об осени?
-Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Что это значит?
- А вы, знаете кто написал это стихотворение?
ДЕТИ:
-Да его написал поэт И. Бунин и называется оно «Листопад»
- Как красиво, необычно и по-разному описал осень поэт. Перед глазами сразу же предстают яркие образы. Вам понравилось? (Ответы детей.)
-Как вы думайте, осень – это веселое время года или грустное? Почему? (ответы и рассуждения детей).
- Молодцы! Догадались. Это осень. А как вы думаете, ребята, осень всегда бывает одинаковой?
Дети. Нет.
- Правильно. Осень всегда бывает разной. И называется она тоже по-разному: золотая осень, дождливая, осень-непогодушка, поздняя осень. И ещё существует очень много других красивых названий осени. Вот вы и попробуйте придумать красивые слова, которые бы описывали осень.
Игра «Скажи словечко»
Дети: волшебница, красавица, жёлтая, плакучая, сырая, грибная, урожайная, пахучая, ароматная, туманная, щедрая, богатая, пёстрая, огненная, дождливая, дивная, чудная, листопадная, золотая, увядающая.
- Какие чудесные названия придумали вы для осени
- Ребята, а как вы думаете, где ещё можно показать красоту осени?
Дети. В картинах, музыке, песнях, рисунках.
- Да, действительно, красоту осени воспевали не только поэты, её любили рисовать и художники. Сейчас мы посмотрим на картины
Слайд. Картина «Золотая осень» И. И. Левитан.
Слайд. Картина «Осень. Ветреный день» А. А. Кисилёв.
- А ещё красоту осени, её разный характер передавали композиторы в своих музыкальных произведениях. Вот послушайте музыкальный фрагмент.
Звучит «Октябрь» П. Чайковского (фрагмент) .
- Как звучала музыка? Какая по характеру? Какое настроение передал композитор?
- какую осень показал композитор
-подберите картину к этой музыке.
- Почему вы выбрали именно картину
- Правильно. Музыка звучала грустная, печальная, плачущая, ненастная. И вы угадали: к ней подходит картина «Осень. Ветреный день» А. Кисилёва.
Слайд. Картина «Осень. Ветреный день» А. А. Кисилёв.
- А теперь послушайте другой музыкальный фрагмент.
Звучит «Осень» А. Вивальди (фрагмент) .
- А это какая музыка по характеру? Правильно: лёгкая нежная, светлая. Подберите к ней картину.
- Да, к этой музыке подходят картина «Золотая осень» И. И. Левитана.
Слайд. Картина «Золотая осень» И. И. Левитан.
-Итак, мы с вами узнали о том, что осень воспевали и в музыке, стихах, картинах. А ещё… ? Правильно, в песнях. А мы с вами знаем много песен об осени. Вспомните, пожалуйста, их названия, какую бы вы хотели исполнить?
Дети называют выученные песни про осень
- Чтобы спеть, надо сначала распеться.
Песенная импровизация:- Осень, осень, приходи, мы просим.
Пение песни по желанию детей
-Ребята а скажите какие мы с вами сможем в осеннем лесу услышать звуки?
Дети отвечают
Я для вас приготовила разные шумовые инструменты, на которых мы с вами сможем изобразить звуки осеннего леса
( дети берут разные предметы играют по очереди называют на что походит их звук)
Шумовой оркестр
Предложить озвучить песню
Песня про осень
- Идет осень по лесу шуршит листвой. Прикоснется рукой к березе – листья пожелтеют и запоют свою нежную песенку, прикоснется к рябине- покраснеют листочки – запоют свою радостную песенку, к осине прикоснется – красные литья запоют. Взмахнет осень руками, завоет ветер, задрожат листья на деревьях и полетят на землю разноцветным ковром
Предлагаю детям пойти погулять по осеннему лесу и взять любой листок, придумать для него танец, а когда музыка закончится собраться по группам
Березовые, рябиновые, осиновые
Танцевальная импровизация «Танец осенних листьев» под «Вальс»
С. Майкапара.
-Ну что нам пора возвращаться обратно в детский сад
РЕЛАКСАЦИЯ
-Подводя итоги нашего занятия, можно сделать вывод, что осень - такая разная…такая неповторимая…и не смотря на то, что за окном – поздняя осень, мы не будем грустить, закончим наше занятие на веселой ноте. Ведь осень – это еще и время сбора урожая.
Что вам сегодня больше всего понравилось?
Что было трудно?
Спасибо мне было приятно с вами работать, вы правильно подбирали слова когда описывали осень, вы были очень внимательными когда слушали музыку, много интересного рассказали.