kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кукла Неваляшка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить формы круг, неваляшка состоит из трех частей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кукла Неваляшка»

ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка)

Тема: «Кукла Неваляшка»

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики в процессе художественно- эстетического развития.

Образовательные задачи:

1.Вызвать интерес к занятию по художественно – эстетическому развитию.

2.Закреплять умение детей согласовывать свои движения с движениями других детей.

Развивающие задачи:

Развивать мышление и речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях доброту, заботливое отношение.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание круглых форм;

2. Лепка круглых форм.

Материалы и оборудование:

Кукла - неваляшка, кусочки пластилина, доска для лепки. Доска с магнитами.

Ход занятия:

Все в сборе, взрослые и дети,

Мы можем начинать.

Но для начала нужно «Здравствуйте» сказать.


В-ль: Ребята, послушайте загадку:

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь – хочет встать.

Поупрямее барашка

Кто же это? …(неваляшка)

В-ль: Правильно, сегодня к нам в гости пришла Неваляшка. Она пришла не просто так, а с просьбой слепить для нее подружек, так как ей очень скучно одной и не с кем поиграть. Поможем Неваляшке?

В-ль: Но, сначала давайте рассмотрим, из каких частей состоит неваляшка. Большой шар - это туловище, средний шар - это голова, два маленьких шарика ручки

В-ль: Ребята, что это?

Дети: Туловище.

В-ль: Это что?

Дети: Голова!

В-ль: А- это что такое?

Дети: Ручки, большие или маленькие.

В-ль: Скажите, какой формы туловище?

Дети: Круглое.

В-ль: Какой формы у нее голова?

Дети: Круглая.

В-ль: Какой формы у нее ручки?

Дети: Круглые.

В-ль: Правильно молодцы. Вот мы с вами и рассмотрели, из каких частей состоит неваляшка, а сейчас давайте попробуем ее составить.

(Дети составляют силуэт неваляшки на магнитной доске).

В-ль: Молодцы ребята! Все вы дружно отвечали и маленечко устали, а сейчас мы отдохнем и работать вновь начнем.

Игра:

Что за яркие рубашки? (Сжимают и разжимают кулачки)

Это ж куклы Неваляшки!

(Указательным пальцем обеих рук чертят в воздухе круги)

Перезвон, перезвон

Слышен он со всех сторон (стряхивают пальчиками)

Дин –дон, дин- дон,

Дили –дили, дили –дон. (Подушечками пальцев стучат по столу).


В-ль: Ну что, скорее поспешим лепить подружек для нашей Неваляшки. Но прежде чем приступить, к работе давайте с вами вспомним, как мы будем лепить. Показать, как

В-ль: Раскатать кусочек пластилина круговыми движениями до получения формы шара, большой и по меньше и два маленьких белого цвета.

В-ль: Вот и слепили много подружек для нашей гостьи.

Неваляшка говорит вам большое спасибо ребятки, а сейчас мы с вами потанцуем (дети стоят в кругу и выполняют движения под музыку «Мы милашки – куклы неваляшки»).

Рефлексия


Воспитатель: Ну что, ребятки, вот сколько много слепили подружек для нашей гостьи, что мы с вами делали?


А сейчас пришла пора нам прощаться детвора.










Стук в дверь заходит Неваляшка Здравствуйте ребята ,я кукла – Неваляшка.

В-ль: Неваляшка ,что ты грустишь?

Неваляшка : у м В –ль: Ребята а ведь Неваляшка пришла к нам не просто так, а с просьбой слепить для нее подружек, так как ей очень скучно одной и не с кем поиграть. Поможем Неваляшке?

Дети: Да!

еня нет подружек….

В –ль: Ребята а ведь Неваляшка пришла к нам не просто так, а с просьбой слепить для нее подружек, так как ей очень скучно одной и не с кем поиграть. Поможем Неваляшке?

Дети: Да!











































ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка)

Тема: «Кукла Неваляшка»

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики в процессе художественно- эстетического развития.

Образовательные задачи:

1.Вызвать интерес к занятию по художественно – эстетическому развитию.

2.Закреплять умение детей согласовывать свои движения с движениями других детей.

Развивающие задачи:

Развивать мышление и речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях доброту, заботливое отношение.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание круглых форм;

2. Лепка круглых форм.

Материалы и оборудование:

Кукла - неваляшка, кусочки пластилина, доска для лепки.


ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка)

Тема: «Кукла Неваляшка»

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики в процессе художественно- эстетического развития.

Образовательные задачи:

1.Вызвать интерес к занятию по художественно – эстетическому развитию.

2.Закреплять умение детей согласовывать свои движения с движениями других детей.

Развивающие задачи:

Развивать мышление и речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях доброту, заботливое отношение.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание круглых форм;

2. Лепка круглых форм.

Материалы и оборудование:

Кукла - неваляшка, кусочки пластилина, доска для лепки.



ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка)

Тема: «Кукла Неваляшка»

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики в процессе художественно- эстетического развития.

Образовательные задачи:

1.Вызвать интерес к занятию по художественно – эстетическому развитию.

2.Закреплять умение детей согласовывать свои движения с движениями других детей.

Развивающие задачи:

Развивать мышление и речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях доброту, заботливое отношение.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание круглых форм;

2. Лепка круглых форм.

Материалы и оборудование:

Кукла - неваляшка, кусочки пластилина, доска для лепки.





ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка)

Тема: «Кукла Неваляшка»

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики в процессе художественно- эстетического развития.

Образовательные задачи:

1.Вызвать интерес к занятию по художественно – эстетическому развитию.

2.Закреплять умение детей согласовывать свои движения с движениями других детей.

Развивающие задачи:

Развивать мышление и речь

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях доброту, заботливое отношение.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание круглых форм;

2. Лепка круглых форм.

Материалы и оборудование:

Кукла - неваляшка, кусочки пластилина, доска для лепки. Доска с магнитами.















































































































































































Перелетные птицы

Расскажи об осени картинки

Загадки о весне



















Подготовка и проведение интервью

Обследование кандидатов в замещающие родители целесообразно начинать с проведения полуструктурированного интервью. Оно обладает определенной внутренней структурой и позволяет добиться большей точности в исследовании кандидата (Дейян, 2003). Полуструктурированное интервью содержит перечень обязательных тем, по которым должна быть получена информация. В связи с тем, что очень часто психолог проводит интервью за одну встречу, очень важно помнить, что кандидаты могут хорошо функционировать и быть вполне успешными родителями у себя дома, но не показать это в офисе на встрече с психологом, социальным работником, врачом, проводящим интервью .

Интервью включает вопросы, приготовленные заранее (как в структурированном интервью), и вопросы, возникающие непосредственно в ходе интервью в связи с появлением, например, незапланированной темы (как в свободном интервью). Полуструктурированное интервью предполагает использование как открытых вопросов, на которые кандидаты дают подробные ответы, так и закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет».

Наличие заранее спланированной структуры помогает психологу не уклоняться от тем интервью и в то же время позволяет вести его гибко. В результате можно получить детальную информацию о жизненном опыте кандидата, мотивации принятия ребенка в семью, собственной семье кандидата, об отношении к системе социальной поддержки семьи и других аспектах жизни семьи и самого кандидата. Эти данные помогают впоследствии принять взвешенное решение о целесообразности или нецелесообразности предоставления права принять ребенка-сироту в семью.

Интервью позволяет выделить кандидатов, которые, условно говоря, «ошиблись дверью»: не вполне представляют возможные последствия усыновления (опеки, попечительства, патроната) и не отвечают основным требованиям к замещающим родителям.

В связи с этим целями полуструктурированного интервью являются:

1. Отсев явно неподходящих кандидатов;

2. Оценка мотивации приема ребенка в семью;

3. Оценка ожиданий кандидатов в приемные родители относительно предстоящего приема ребенка в семью;

4. Выдвижение гипотез относительно некоторых существенных с точки зрения отбора характеристик кандидата или приемной семьи, которые будут тщательно проверены на следующем этапе отбора;

5. Предварительная оценка степени готовности кандидата к принятию ребенка в семью.

Задачами интервью является выявление факторов, которые можно рассматривать как позитивные и негативные предикторы создания замещающей семьи.

Тщательно спланированное и хорошо проведенное полуструктурированное интервью поможет определить, какой кандидат в замещающие родители может быть допущен на следующий этап обследования. Результаты интервью наряду с данными последующей психологической диагностики и наблюдениями, сделанными в ходе обучения в школе приемных родителей, помогут принять правильное решение о возможности создания приемной семьи. Чем более точной будет полученная от кандидата информация, тем более обоснованным будет решение о его пригодности к исполнению роли приемного родителя.

Важным условием проведения интервью является правильное представление психологом сути той деятельности, которую будет выполнять кандидат в замещающие родители, и требований, которые будут к нему предъявляться.



Подготовка к интервью

Совершенно очевидно, что интервью должно быть заранее подготовлено. Это требует времени. Подготовка включает: внимательный просмотр доступных документов о кандидате и его семье. Среди этих документов могут быть:

• учебно-педагогическая характеристика родителей (если есть дети школьного возраста) и детей, обучающихся в образовательном учреждении;

• производственная характеристика на родителей с места работы;

• бытовая характеристика родителей, заверенная в ЖЭУ;

• автобиография и др.

Полезно ознакомиться со справкой с места работы кандидата с указанием должности и размера средней заработной платы за последние год (если кандидат – человек работающий), а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, – иной документ, подтверждающий доходы. Кандидат, проживающий в сельской местности, представляет справку из сельсовета о семейном доходе с подсобного хозяйства, заверенную управляющим делами сельского поселения.

Особое внимание следует обратить на наличие (или отсутствие) письменного согласия на создание приемной семьи от супруга (если он не изъявил желания быть приемным родителем) и других совершеннолетних, зарегистрированных в том жилом помещении, где будет проживать и воспитываться приемный ребенок.

Все эти документы дадут предварительное представление о структуре семьи, источниках дохода работающих членов семьи и оценке кандидата и его семьи социальным окружением (школой, соседями, сослуживцами). В США, странах Европы содержательными и поэтому ценными документами, помогающими понять социальное окружение кандидата, являются рекомендательные письма соседей, священника, коллег по работе, других людей, которые общаются с кандидатом и его семьей достаточно продолжительное время.

Перед интервью необходимо тщательно просмотреть и другие доступные документы: заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем, краткую автобиографию кандидата в замещающие родители и др.

Полезно придерживаться следующего порядка действий:

• просмотрите заявление в целом;

• обратите внимание, как заполнено заявление, какие из пунктов заявления остались незаполненными;

• проанализируйте автобиографию кандидата, рабочий стаж и перерывы в нем; выделите периоды жизни кандидата, не отраженные в автобиографии;

• проанализируйте образование кандидата;

• обратите внимание на пересечение сроков работы в разных местах;

• проанализируйте справку с места работы, в которой должны быть указаны должность и заработная плата;

• проанализируйте частоту переходов с одного места работы на другое;

• обратите внимание на причины прерывания образования или ухода с предыдущих мест работы.

После внимательного просмотра документов выделите места в истории жизни кандидата, вызывающие сомнения. Заранее подготовьте вопросы к ним.



Создание условий для проведения интервью

Для успешного проведения интервью важно выполнять следующие рекомендации:

• Убедитесь, что в ходе интервью вас не будут отвлекать.

• Удостоверьтесь, что обстановка комфортна для кандидата. Комната для интервью должна быть удобна и изолирована.

• Подготовьте условия для доверительной беседы (мягкие кресла, свет, журнальный столик и т. д.). Приложите все усилия для создания комфортной обстановки, даже если в помещении, в котором проводится интервью, трудно этого достичь.



Установление контакта

Цель установления контакта состоит в создании такой атмосферы беседы, в которой кандидат в замещающие родители мог бы говорить с вами открыто, а вы сумели бы получить нужную вам информацию. Помните, что важно не только содержание интервью, но и те мелочи, которые способствуют или препятствуют установлению контакта. Поэтому необходимо, чтобы во время интервью психолог занимал нейтральную позицию, не оказывая влияния на респондента (Дейан, 2003).



Помните:

• Для кандидата встреча с психологом – дискомфортна, поэтому перед началом беседы на некоторое время отвлекитесь на что-то малозначимое, дайте кандидату осмотреться в помещении и привыкнуть к вам. Например, отойдите к шкафу, окну, чтобы открыть или закрыть форточку и т. п. Потратьте минуту на то, чтобы просмотреть заявление кандидата (даже если вы уже делали это).

• Гарантируйте конфиденциальность. Обязательно сообщите кандидату, что вся личная информация, полученная в ходе интервью и психологической диагностики, остается в личном деле кандидата, к которому имеет доступ только психолог.

• Непозволительно в ходе интервью приводить случаи из жизни других людей, рассказывать об их поступках, поведении, переживаниях, передавать их слова и/или давать этому оценку.



Рекомендации психологу-интервьюеру:

• Будьте пунктуальны: не опаздывайте на назначенную вами встречу и не начинайте встречу раньше назначенного времени, даже если кандидат уже явился – он и так нервничает.

• Приветствие. Встретьте кандидата дружелюбным и открытым взглядом. Продемонстрируйте заинтересованность – встаньте навстречу входящему в комнату кандидату. Начните общение примерно следующими словами: «Раздевайтесь, здесь можно повесить пальто», «Шапку можно положить сюда». Усадите его, предложив устроиться поудобнее.

• Знакомясь, помните о значении того, как вы будете друг друга называть. Для этого прямо спросите: «Как мне вас называть?». Если кандидат представляется неполным именем (Оля, Ваня), скажите утвердительно: «С вашего позволения я буду вас называть Ольгой (Иваном). Хорошо

• Сделайте небольшую паузу (20–30 с).

• Начните беседу с какой-то нейтральной темы. Примерами возможных тем могут быть следующие: «Легко ли нашли наш центр?», «Как вам сегодняшняя погода?». Если человек ехал издалека, спросите о дороге.

После этого переходите к вопросам интервью. Кандидат в замещающие родители знает, что он здесь находится для определенной цели – слишком долгий разговор на общие темы может привести к увеличению его тревоги. Сделайте все возможное для того, чтобы кандидат чувствовал себя комфортно. Для этого сами сядьте удобно и свободно, показывая пример кандидату. Если есть между вами стол или журнальный столик, сядьте так, чтобы вы могли наблюдать «язык тела» кандидата в замещающие родители.





Возможные ошибки на этом этапе:

• суета, излишняя активность и нервозность интервьюера: «Здесь не будет ничего особенного, страшного»;

• кандидату не предложили сесть куда-то определенно (как будет удобно вам и кандидату), положить вещи (шапку, сумку);

• многословие интервьюера;

• представление психолога: излишняя детальность и «авторитетность», опытность («я – специалист по…», «мой опыт…» и т. п.);

• использование профессионализмов («полуструктурированное интервью», «мотивация»); некоторых словосочетаний («проблема», «не волнуйтесь», «не беспокойтесь») и т. п.



Ведение записей

Для того чтобы с пользой в дальнейшем использовать результаты интервью, вы должны правильно фиксировать полученные данные. Интервьюер может использовать диктофон или другие технические средства для записи беседы. В таком случае он должен предупредить об этом кандидата и получить его согласие. Но в любом случае полезно делать письменные заметки.



Рекомендации психологу-интервьюеру:

• Еще раз скажите кандидату о конфиденциальности сведений, полученных во время интервью.

• Объясните кандидату, почему вы ведете записи. Скажите ему о том, что записи помогут вам лучше запомнить сказанное, что вы хотите быть уверенным в точности информации для принятия решения о нем как о будущем приемном родителе.

Пример: «Николай, с вашего позволения я буду вести записи, для того чтобы позже просмотреть то, что мы с вами будем обсуждать».

• Ведите записи аккуратно прежде всего потому, что, если вы работаете с несколькими кандидатами, вам необходимо организовать информацию так, чтобы быть уверенным, что вы задали все необходимые вопросы.

• Сделайте так, чтобы ваши записи не мог видеть кандидат. Это важно не столько для того, чтобы он не прочитал то, что вы пишите, сколько для того, чтобы он не тратил много усилий на попытки держать ситуацию под контролем, наблюдая за тем, какие вопросы вы подробно протоколируете, а какие пропускаете.

• Не пишите в те минуты, когда кандидат сообщает что-либо эмоционально для него значимое или негативное о себе (личные проблемы, неприятности в семье, описывает травматичные события в семье и т. д.). Позднее, когда напряженность ситуации спадет, вы сможете сделать необходимые пометки о том, что он говорил ранее.

• Не пишите буквально все, что говорит кандидат, отвечая на вопросы интервью. Записывайте только ключевые моменты. Вы должны не только писать, но и смотреть на кандидата, вести разговор с ним.

• По окончании интервью вы должны сложить все записи так, чтобы кандидат не мог их прочесть.

• Не делайте никаких пометок на оригиналах документов.



Возможные ошибки на этом этапе:

• просьба к кандидату говорить медленнее, так как вы не успеваете записывать;

• класть листы с интервью на стол перед кандидатом;

• останавливать, прерывать ответ кандидата, снижая важность или ценность его ответов.





Техника формулирования вопросов

Умение задавать вопросы является важным навыком в проведении интервью. Не следует говорить громко или слишком много. Важно помнить, что 70–80 % времени в интервью должен говорить кандидат, а не интервьюер. Не следует заставлять кандидата говорить то, о чем он не хотел бы говорить. Вопросы в интервью должны быть достаточно ясными и структурированными.

В интервью могут быть использованы следующие виды вопросов:

1. Открытые вопросы, которые задаются для получения общей информации.

2. Направляющие вопросы, которые задаются для исследования ситуации.

3. Закрытые вопросы, которые задаются для подтверждения полученной информации.

Открытые вопросы характеризуются следующим:

• они являются нейтральными и не ограничивают разговор;

• дают кандидату свободу для ответа;

• поощряют кандидата к продолжению разговора, раскрытию темы.

Примеры: «Что произошло после этого?», «В какой ситуации это происходило?», «Расскажите, как это было?».

Ограничения в использовании открытых вопросов: кандидат в замещающие родители может в большой степени определять тему беседы, давать много несущественной информации, ему легко избегать неприятных тем.

К направляющим вопросам относят: вопросы-предположения, гипотетические вопросы, вопросы на сравнение, углубляющие и уточняющие вопросы.

Вопросы-предположения характеризуются следующим:

• задают альтернативу («и/или»);

• завершаются часто фразой «Не так ли?»;

• содержат предположения и варианты.

Существуют ограничения в использовании вопросов-предположений: они значительно сужают тему разговора и содержат в себе намек на то, что особенно интересно интервьюеру. Довольно часто эти вопросы «подталкивают» кандидата к желаемому для психолога ответу.

Примеры: «Вы, по-видимому, давно мечтали о ребенке?», «Когда вы учились в школе, вас больше интересовали оценки или ваши интересы были за воротами школы?».

Гипотетические вопросы. Гипотетические вопросы характеризуются следующим: содержат предположения о том, как кандидат мог бы вести себя в различных ситуациях. Цель этих вопросов в том, чтобы узнать больше о кандидате, о его действиях и решениях в них.

Ограничения в использовании гипотетических вопросов: они также ограничивают информацию о кандидате и содержат намек на то, что особенно интересно интервьюеру.

Примеры: «Что бы вы сделали, если…?», «Как бы вы справились с…?», «Как бы вы разрешили…?».

Вопросы на сравнение характеризуются тем, что позволяют соотнести особенности поведения кандидата в различных ситуациях, сопоставить его представления о том или ином событии с суждением интервьюера. Эти вопросы позволяют собрать больше информации о кандидате, так как в его ответах психолог может увидеть многие процессы и характеристики: мышления, установки, алгоритм действий, представления и т. п. Вопросы интервьюера будут более диагностически ценными, если он до проведения интервью соберет больше информации о кандидате и заранее подготовит вопросы на сравнение.

Ограничения в использовании вопросов на сравнение: темы для сравнения часто подбираются из уже сказанного кандидатом. Иногда для проведения сравнения требуется больше времени. Кандидат может не понимать, для чего сравниваются те или иные события в его жизни и поэтому ответит формально или откажется: «Не знаю!», «Не задумывался!».

Примеры: «Чем для вас отличалось обучение в институте от школьного?», «Чем отличалось воспитание старшего и младшего сыновей?».

Углубляющие и уточняющие вопросы помогают получить более детальную информацию о причинах и последствиях событий, помогают понять, как кандидат объясняет и интерпретирует события, удостовериться в том, что правильно понято содержание ответов кандидата.

Углубляющие вопросы дают возможность контролировать процесс интервью. Задавать углубляющие вопросы стоит по тем темам, которые помогают психологу раскрыть существо проблемы, а кандидату – задуматься о вопросах и своих ответах. В интервью, особенно после углубляющих вопросов, важно удерживать кандидата в рамках обсуждаемой темы, даже если он углубляется в детали. Для этого нужно тактично останавливать собеседника, если он переходит к новой теме, недостаточно полно ответив на вопрос интервьюера.

Ограничения в использовании углубляющих вопросов состоят в следующем: «въедливость» психолога может настораживать и «закрывать» кандидата. В связи с этим психолог должен быть внимателен к своей мимике, пантомимике, тону голоса, чтобы не показаться кандидату человеком пристрастным и недружественным.

Примеры: «Что послужило причиной этого?», «Как к этому отнесся ваш муж?», «Что случилось после этого?».

Проиллюстрируем сказанное двумя примерами.

Если кандидат говорит, что он находит однообразной домашнюю работу, уточните, что он подразумевает под «однообразной работой». Скажите ему: «Да, большинству людей не нравится делать однообразную работу», – и ваша поддержка поощрит его на дальнейший рассказ. После этого он может рассказать, насколько сильно ему не нравится однообразная домашняя работа.

Если кандидат говорит в общих чертах об успехах, жизненных неудачах, попросите его уточнить, что он под этим понимает. Оценка «выше среднего», что она для него означает. Пример: Кандидат: «Не удавалось что-то сделать некоторое время…». Интервьюер: «Некоторое время – это сколько? Три недели? Семь лет?».

Закрытые вопросы дают возможность получить конкретную информацию по вопросам, интересующим интервьюера, позволяют определенным образом контролировать ход интервью.

Ограничения в использовании закрытых вопросов: получаем в ответ только то, о чем спрашиваем, этот вид вопросов не способствует раскрытию кандидата, а большое количество закрытых вопросов может утомлять кандидата.

Дополнительные средства получения информации

В процессе интервью кандидат может почувствовать себя неуютно и даже испугаться некоторых вопросов. Психолог должен обладать определенными навыками помощи кандидату в тех случаях, когда ему трудно говорить на какие-то темы. Ниже приводятся некоторые приемы такой помощи: повторение, подведение итогов, использование нейтральных фраз.

Повторение. Повторение нескольких последних слов кандидата психологом часто помогает ему продолжить рассказ. Также это полезно и для уточнения сказанного кандидатом. Например, после слов кандидата: «Я вырос в семье, в которой не очень любили говорить о чувствах, – психолог может повторить: …не очень любили говорить о чувствах…». Кандидат, скорее всего, дополнит сказанное: «Да, но точнее будет сказать, что у нас…».

Подведение итогов. Данный прием позволяет кандидату уточнить сказанное и по мере необходимости внести некоторые уточнения. Это помогает интервьюеру удостовериться, что он правильно понял сказанное. На любом этапе беседы психолог может задать примерно такой вопрос: «Правильно ли я вас понял, что…?».

Нейтральные фразы. Для того чтобы помочь кандидату в замещающие родители продолжить ответ на вопрос, иногда можно использовать нейтральные фразы, которые помогут кандидату продолжить рассказ. К нейтральным можно отнести и некоторые междометия. В интервью можно свободно включать такие, например, высказывания: «Да, да, понятно; интересно…». Очень важно произносить эти слова как можно более нейтрально, без демонстрации согласия или несогласия со сказанным. Они нужны для того, чтобы показать заинтересованность и понимание.

Язык тела. В процессе интервью полезно использовать язык тела для поддержания или стимуляции разговора. Невербальное общение, проявляющееся в жестах, улыбке, выражении лица, взгляде, позе – все это способствует успешности интервью и поощряет кандидата на дальнейший рассказ. Постоянно обращая внимание на невербальные послания, идущие от кандидата, психолог может точнее понять смысл сказанного им, что будет способствовать получению дополнительной информации.

Молчание. Когда собеседник молчит, большинство людей чувствуют себя неуютно. Поэтому многие начинающие интервьюеры испытывают некоторую тревогу, когда им необходимо удерживать паузу в беседе. Если кандидат останавливает повествование, а психолог хочет, чтобы рассказ был продолжен, он должен мысленно досчитать до десяти перед тем, как заговорить. Такая пауза чаще всего заставляет кандидата по своей инициативе продолжить рассказ. Затянувшаяся пауза интервьюера делает ситуацию некомфортной для кандидата и, не выдерживая напряжения, последний начинает говорить. Это нормально, пауза для этого и делается. Считается целесообразным сочетать молчание с поощряющими невербальными сигналами (открытый взгляд, полуулыбка, или наоборот – взгляд в записи), которые демонстрируют заинтересованность и доброжелательность интервьюера.

Негативная информация в интервью. Надо научиться говорить с кандидатом о неприятных аспектах его прошлого, с одной стороны, выражая серьезное отношение к сказанному, а с другой, не придавая этому чрезмерного значения и не демонстрируя моральной оценки. Знать о неприятных событиях и явлениях столь же важно, как и о приятных. Не следует выделять интонацией, дополнительной заинтересованностью, живостью в голосе или во взгляде те ситуации, которые могут содержать негативную информацию о кандидате. Для этого можно использовать следующие приемы:

• Если кандидат говорит о сложностях, которые он имел в прошлом с собственными родителями или учителями в школе, следует попросить его описать какую-либо конкретную ситуацию в деталях и после этого постараться снизить значимость этой ситуации для его последующей жизни, сказав, например: «Я думаю, что у каждого из нас была в жизни подобная ситуация».

• Если он упоминает, стыдясь, о полученных в школе плохих оценках, надо его выслушать и сказать примерно следующее: «Я уверен, что большинство детей в этом возрасте с большим удовольствием играют на улице, чем приводят время за учебником».

• Можно снизить значимость неудачи, похвалив кандидата за то, что он вовремя распознал проблему и попробовал решить ее, вышел из нее с минимальными потерями.

На что следует обратить особое внимание

Полуструктурированное интервью – это своего рода интеллектуальная задача для психолога. И поэтому, готовясь к интервью, необходимо тщательно разработать его план и в дальнейшем следовать этому плану.

Несколько общих рекомендаций:

• избегайте вопросов, на которые можно ответить только «Да», «Нет», «Не знаю», «Не помню»;

• старайтесь чаще использовать открытые вопросы;

• избегайте делать поспешные выводы – всегда проверяйте ваши предположения; отметьте в ваших записях тот вопрос (тему), которые требуют дополнительных уточнений;

• избегайте направляющих вопросов или вопросов, на которые «правильный» ответ слишком очевиден;

• задавайте только по одному вопросу и, лишь получив ответ, переходите к следующему;

• помните, что вы контролируете ситуацию и поэтому не бойтесь задавать вопросы;

• не удовлетворяйтесь простыми и декларативными заявлениями; уточняйте сказанное, спрашивая: «Как?» и «Какие были на то причины?» для того чтобы получить пояснение рассказанной ситуации;

• задавайте только те вопросы, ответы на которые помогут вам принимать решение о пригодности кандидата к роли замещающего родителя, и с помощью которых вы получите нужную информацию для наиболее полной оценки важных для этого решения качеств кандидата;

• готовя вопросы, задумайтесь, какой ответ возможен и поможет ли он получить необходимую информацию;

• не задавайте вопрос ради вопроса, если вы не понимаете, как полученная информация может повлиять на ваше экспертное заключение;

• ведите записи; не полагайтесь на свою память.

2.1.3. Завершение полуструктурированного интервью

Инициатива завершения интервью должна принадлежать психологу. Нельзя позволять кандидату решать, когда оно должно закончиться. Не следует завершать интервью слишком резко, так, чтобы кандидат мог почувствовать, что психолог уже вынес определенное решение. Необходимо спросить кандидата, нет ли у него вопросов. Если таковые имеются, на них следует кратко ответить.

Некоторые кандидаты стремятся задержать психолога, задавая вопросы. Иногда эти вопросы оказываются важными для понимания ситуации, поэтому их не стоит игнорировать. Вместе с тем следует мягко напомнить кандидату, что время беседы закончилось. Полезно встать с кресла, посмотреть на часы, начать собирать записи. Прощаясь, следует поблагодарить за беседу.

Время, отводимое на проведение полуструктурированного интервью

Время должно быть обязательно запланированным (не более полутора часов, предпочтительней – час).

Интервью не должно перерастать в формат консультирования, так как основная цель интервью – сбор достоверной информации, а не оказание психологической помощи. На все вопросы, связанные с тревогами кандидата, необходимо обращать внимание, поскольку это способствует лучшему пониманию личностных особенностей кандидата. Отвечая, следует сказать, что это важный (интересный) вопрос, на который он получит ответ на занятиях в школе приемных родителей и/или на индивидуальной консультации.

Типичные ошибки психолога-интервьюера

Доминирование психолога. Исследования показали, что в интервью, проводимом для отбора, интервьюеры говорят примерно 60–80 % времени. Идеальное время, как отмечалось выше, должно составлять 20–30 % от всего времени интервью. Почему психолог-интервьюер не должен говорить так много? Чтобы собирать информацию, а не сообщать ее и не подавлять кандидата своими расспросами.

Почему психолог может много говорить вместо того, чтобы в основном слушать? По-видимому, он стремится заполнить все паузы, чувствуя себя скованно в моменты молчания. Иногда психологу-интервьюеру хочется показать себя и выразить свои эмоции.

Частой ошибкой является то, что психолог демонстрирует свои установки и убеждения. Собственные установки и убеждения могут значительно повлиять на ответы интервьюируемого. Если отношение психолога слышится и отражается в его поведении, кандидат может заметить это и изменить смысл своих утверждений соответственно ожиданиям. В результате психолог может услышать лишь то, что хочет услышать.

Типичные характеристики кандидатов-интервьюируемых

С большинством кандидатов в замещающие родители проводить интервью бывает относительно несложно. Если задан правильный тон беседы, они будут чувствовать себя комфортно, сотрудничать с психологом, отвечать на вопросы. Но не все кандидаты бывают такими. Необходимо помнить о том, что кандидат находится в стрессогенной ситуации экспертной оценки и поэтому его поведение в самом начале интервью может быть и агрессивным, и саркастичным, и чрезмерно взволнованным, и настороженным. Он может быть неразговорчивым или слишком болтливым. Характер поведения в такой ситуации может дать психологу ценную информацию о том, как именно кандидат умеет справляться с трудными ситуациями, выявить его типичную реакцию на стресс. В дальнейшем – в ходе интервью, психологического тестирования и обучения в школе приемных родителей психолог может найти подтверждение увиденной реакции и способа совладания со стрессом. Знание о способах поведения в подобных ситуациях может помочь в вынесении итоговой оценки и составлению психологического заключения.

Условно можно выделить несколько типичных характеристик кандидатов, проявляющихся в процессе интервьюирования.

«Болтливый» кандидат. Для многих представляется затруднительным контролировать очень разговорчивых людей. Вначале информация кажется интересной, но потом вы замечаете, что именно кандидат управляет процессом. Поэтому надо уметь останавливать кандидата, как только будет получено достаточное количество информации, и менять тему разговора. Может быть, понадобится прерывать таких «болтунов» достаточно часто, чтобы кандидат не принял недирективный стиль беседы за желание интервьюера выслушивать все, что угодно.

Негативно настроенный кандидат. Некоторые кандидаты, например, те, которые предполагают, что им откажут, негативно отнесутся к выяснению истории их жизни, будут вести себя в ситуации интервью с некоторой враждебностью, говорить с сарказмом. Причина их негативного настроя должна быть определена в самом начале интервью, иначе оно не будет продуктивным. Для этого можно воспользоваться такой фразой «Мне кажется, что вы сегодня не настроены на общение. Это так?». Если настроение и отношение кандидата после этого не изменится, необходимо задать ему лишь основные вопросы, спросить, нет ли вопросов у него и закончить интервью.

Кандидат-психолог (кандидат-педагог). Достаточно часто причиной негативного настроя кандидата является, как это ни парадоксально, педагогическое или тем более психологическое образование и/или опыт работы с детьми, коллективами, опыт проведения обучения (тренингов). В этом случае негативный настрой кандидата может определяться его недоверием к психологу, позицией оцениваемого, к которой он не привык. Возникающее сопротивление может быть преодолено умением нейтрально и позитивно реагировать на сарказм, замечания, взгляды такого кандидата в ситуации вызова или конкуренции.

Тревожный кандидат. Некоторый уровень тревоги типичен для человека, участвующего в интервью. Необходимо определить, является ли тревога или нервозность кандидата временной и обусловленной ситуацией интервью или носит более устойчивый характер. Следует проследить, становится ли кандидат менее тревожным и нервозным по ходу интервью. Уверенность и спокойствие интервьюера покажут кандидату, что нет причин для беспокойства. Если его нервозность не уменьшится, надо сказать об этом вслух в дружеской манере и показать, что психолог понимает его состояние и причину его переживаний. Поскольку нередко тревога появляется из-за попыток ее скрыть, то, если человек поймет, почувствует, что нет необходимости скрывать тревогу и бояться, что она будет замечена, он, скорее всего, расслабится.

Молчаливый кандидат. Иногда психолог вынужден в буквальном смысле слова «ходить» вокруг кандидата, который отвечает на каждый вопрос одним предложением или просто двумя-тремя словами. Причиной этого могут служить его тревога, небогатый словарный запас или другие его индивидуальные особенности. В этом случае необходимо построить интервью по принципу минимальной достаточности: задав только те вопросы, ответы на которые помогут принять решение о кандидате.

Вводящий в заблуждение кандидат. Иногда приходят на интервью кандидаты, которые сознательно пытаются обмануть психолога. Если возникает подозрение, что кандидат «переигрывает» или намеренно искажает важную информацию, следует принять информацию, но с поправкой на неискренность. Необходимо обратить внимание на несоответствия в ответах кандидата и последовательно проверить их, задавая дополнительные вопросы. В разговоре с таким кандидатом важно получить детальную, конкретную информацию, уточняя сказанное им и не позволяя разговору перейти на общие темы. Полезно обратить внимание на паузы перед тем, как кандидат собирается ответить на вопрос, на его отказы давать ту или иную информацию о себе, особенно негативную. Люди, которые рассказывают о своих достижениях, но избегают говорить о недостатках, очевидно, скрывают что-то. Не следует подвергать опасности установившийся контакт и, если выявляется несогласованность в сказанном, необходимо удержаться от конфронтации до конца интервью – потери на этом этапе если и будут, то незначительные. В конце интервью можно в таком случае, заглянув в свои записи, обратиться к кандидату за разъяснениями.

Общие советы

В заключение этого раздела приведем несколько правил, предложенных в свое время Э. Мэйо, одним из крупнейших авторитетов в области проведения психологического интервью:

1. Все ваше внимание полностью должно быть сосредоточено на человеке, у которого берется интервью, и это должно быть заметно.

2. Слушайте – не говорите.

3. Никогда не спорьте, никогда не давайте совета.

4. Слушайте: а) то, что он хочет сказать; б) то, что он не хочет сказать; в) то, что он не может сказать без посторонней помощи.

5. Постарайтесь составить сначала предварительное, затем уточненное представление о характере проблемы человека, которого вы выслушиваете. Чтобы проверить себя, следует время от времени суммировать сказанное и делать уточнения типа: «Именно это вы хотели мне сказать?». При этом нужно соблюдать величайшую осторожность для того, чтобы прояснить вопрос, ничего при этом не искажая и не дополняя.

6. Помните, что все, о чем с вами говорили, носит конфиденциальный характер и не должно разглашаться (Mayo, 1946, р. 66–67).

Э. Мэйо отмечает, что этими правилами не так легко овладеть. Важнейшими из них, свидетельствующими о высоком мастерстве интервьюирования, являются четвертое и пятое.



Блоки полуструктурированного интервью

1. Работа и профессиональный опыт кандидата

Начать интервью можно с вопросов, направленных на выявление того, где кандидат работает, удовлетворен ли своей работой, достаточно ли у него свободного времени, каковы его профессиональные планы.

Подобные вопросы обычно являются эмоционально нейтральными для кандидата и поэтому хорошо подходят для начала разговора, установления контакта, снижения эмоционального напряжения, первичной ориентировки психолога-интервьюера в культурном, интеллектуальном уровне кандидата, которые необходимо будет учитывать в ходе дальнейшей беседы.

Оценка информации по уровням риска:

Уровень 1. Работает или не нуждается в работе

Кандидат имеет работу, приносящую доход, достаточный для него и его семьи. Имеет постоянный источник дохода (пенсия, работа по договору), занимается ведением домашнего хозяйства, приносящим стабильный доход.

Уровень 2. Безработный, но имеет возможности для трудоустройства Кандидат нуждается в работе или частично безработный, занят поиском работы или проходит обучение по переквалификации/повышению квалификации. Трудоустройство вполне реально благодаря позитивному настрою кандидата, опыту работы и/или профессиональным конкурентным навыкам.

Уровень 3. Безработный, возможностей найти работу мало

Кандидат нуждается в работе, делает слабые попытки устроиться на работу, не ориентируется на рынке труда, не занимается подготовкой к работе или ее поиском. Минимальный опыт работы, слабые навыки, не заинтересован в трудовой деятельности; трудоустройство маловероятно.

























































































Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.(снеговик)



Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.(сосулька)



Бегут по дорожке
Доски да ножки.(лыжи)



Обогнать друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши тогда, легки
Быстроходные…(коньки)



Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы.(санки)
















































Стишки о лете

Грибы

Раскраски, лабиринты



Временна года.

Возраст детей 4 года.

Цель создание лэпбука : создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук); обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

Лэпбук изготовлен из папки-основы , на которую наклеили распечатанные цветные картинки соответсвующие временам года. Папки основы , которые состоят из четырех страниц на каждой странице картинки времена года , каждая наполнена определенным содержанием. Содержание может меняться, может дополняться новой информацией по мере усвоения детьми предложенного материала. Также присутствуют такие элементы как: книжка гармошка, фигурные кармашки, конверты, блокнот- цветок, блокнот снеговик ,разукрашки , лабиринты распечатанные .

На первой-второй странице представлено время года - зима, на третьей и четвёртой – весна, на пятой и шестой – лето, на седьмой и восьмой странице – осень.

Время года – зима.

Данная страница лэпбука содержит разнообразный и познавательный материал о зиме. Здесь можно встретить занимательные загадки ,лабиринты с дедом морозом, разукрашки со снеговиком ,снеговик с загадками и отгадками .

 Время года весна На этой странице в схематичной форме отражаем все признаки весны, за появлением и развитием которых нам и предстоит наблюдать; в конверте  представлена весенняя одежда; пословицы и поговорки о весне; в кармашках картинки перелётных птиц; в конверте дидактическая игра «Расскажи ,что на картинке картинке», цель которой: закрепить признаки времён года, развивать мышление, внимание, связную речь, память.

Время года лето

Для этого времени года, в конверте представляем признаки лета, в блокноте «цветок» можно познакомиться с загадками насекомые. В мини – книжке «Зелёная сказка». Далее в кармашке представлена дидактическая игра «Собери картинку» цель, которой закрепить признаки времён года, развивать мышление, внимание, связную речь, мелкую моторику, память; в следующем кармашке сюжетные картинки, которые помогают запомнить названия летних месяцев и характерные для них особенности, способствуют пониманию детьми того, как месяцы отличаются друг от друга. В конверте представлена летняя одежда; Время года осень

На последней странице представляем вниманию особенности времени года осень: признаки, в конвертиках можно найти «Одежда осенью», «Грибы», », имеется также конвертик  «Перелетные птицы». Следующим бросается в глаза игра «Найди отличия в каждом ряду» цель, которой продолжать развивать умение последовательно рассматривать, находить отличия в похожих картинках, активизировать речь детей. Ещё здесь можно увидеть в форме капелек отличительные особенности осени, что характерно для данного месяца.























































































Детско-родительский квест «Играем и учимся — вместе»

В нашей группе мы стараемся находить всё новые и интересные подходы в работе с родителями. Стараемся делать работу с детьми прозрачной и доступной для родителей. Так итоговое родительское собрание мы решили провести в форме квеста. Дали возможность родителям почувствовать себя воспитателями и узнать на какие темы мы общаемся с ребятами. Потому что мы с моей коллегой заметили, что всю информацию, которую мы представляем в приёмной, родители иногда не замечают. Так и родилась идея такого квеста.

Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game) - Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

ЦельДетско - родительского квеста «Играем и учимся вместе»: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи.

Задачи:

• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия;

• Побуждать детей и родителей к активному участию.

• Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри и найти

способы их решения.

• Повышение интереса родителей к образованию и самообразованию;

• Определить степень успешности родителей в воспитании ребёнка;

• Обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений;

• создание коллектива педагогов и родителей, заинтересованных в решении общих проблем.

Оборудование:

для лепки: досточки, пластилин разных цветов, стека; для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей, цветной картон;

• Карта - маршрут - изготовленная детьми и воспитателями;

• Фотоаппарат, столы, магнитные доски – большая и маленькая.

• Карточки с заданиями, маркеры, цветные ленты, дидактические игры по развитию речи, демонстрационный материал по патриотическому воспитанию.

• звукозаписи детской музыки, для музыкальной игры.

В группе оформлены выставки детских работ на различные темы.

Перед Клубным часом дети и родители знакомятся с предстоящим маршрутом игры, воспитатели рассказывают, чем предстоит заниматься на каждом игровом участке.

Игра начинается в музыкальном зале.

Руководитель игры: Добрый вечер, уважаемые ребята и родители. Мы приветствуем Вас на нашем детско – родительском квесте «Играем и учимся - вместе»

Мы предлагаем вам карту – маршрут наших игровых участков, где ребята должны выполнять различные игровые упражнения, задачки – шутки, ответить на серьёзные вопросы и подарить своё позитивное настроение друг другу и своим родителям. За каждое выполненное задание, вы ребята, получаете часть картинки. Всего их шесть. В итоге у вас должна получиться картинка, а вот какая, вы узнаете, когда соберёте все части. После чего мы с вами соберёмся в музыкальном зале, где подведём наши итоги.

№ Территория Виды деятельности (содержание)

1. Старшая группа. №10 «Затейники» «Мастерская»

«Гусеница на листочке» - лепка

2. Старшая группа. №10»Затейники» «Мастерская»

«Бабочка на цветке» - аппликация

3. Старшая группа. №10»Затейники» «Родина моя»

Вопросы по патриотическому воспитанию.

Д. И. «Разрезанные картинки» - флаг и герб города Новосибирска.

3. Кабинет психолога «В гостях у математики»

Д. И. «Раскрась цифру»«Дорисуй рисунок»«Вставь пропущенную цифру»«Равенство неравенство»

4. Логопункт. «Речевая гостиная»

Д. И. «Собери цветочек»«Собери пирамидку»«Напои чаем»

5. Музыкальный зал «Музыкальный салон»

Музыкальная игра "Соберись по цвету"



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кукла Неваляшка

Автор: Капчигашева Надежда Владимировна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект НОД аппликация средняя группа "Мы милашки, куклы неваляшки""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_nod_applikatsiia_sredniaia_gruppa_my_milashki_kukly_nevaliashki"
    ["file_id"] => string(6) "598344"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1642623719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта по рисованию на тему: «Неваляшка - куколка».во второй младшей группе."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_risovaniiu_na_tiemu_nievaliashka_kukolka_vo_vtoro"
    ["file_id"] => string(6) "400904"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489668176"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Занятие по рисованию  в первой младшей группе   Тема: «Украсим неваляшку»"
    ["seo_title"] => string(70) "zaniatiieporisovaniiuvpiervoimladshieighruppietiemaukrasimnievaliashku"
    ["file_id"] => string(6) "256233"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448101555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект занятия по рисованию на тему: « Неваляшка танцует»."
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-zaniatiia-po-risovaniiu-na-tiemu-nievaliashka-tantsuiet"
    ["file_id"] => string(6) "310111"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458927300"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Проекта «Народная игрушка неваляшка»"
    ["seo_title"] => string(41) "proiekta_narodnaia_ighrushka_nievaliashka"
    ["file_id"] => string(6) "423776"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1499326884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства