Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в ДОУ»
Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в ДОУ»
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, умение систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в ДОУ»»
Консультация для воспитателей
«Особенности проектной деятельности в ДОУ»
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, умение систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов.
В переводе с греческого проект - это путь исследования.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода для дошкольников:
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Значение проектного метода:
-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
-помогает осваивать окружающую действительность;
-способствуют развитию творческих способностей;
-способствуют умению наблюдать, слушать;
-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
-развивают речь, память, мышление, воображение;
-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;
-стимулирует к самосовершенствованию.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Проекты нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам:
По продолжительности проекты бывают:
- краткосрочные ( несколько занятий, 1 - 2 недели )
- средней продолжительности ( 1 - 3 месяца )
- долгосрочные - до 1 года
По составу участников:
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:
Исследовательско– творческий. Осуществляется исследовательский поиск, дети экспериментируют, результаты оформляются в виде какого - либо творческого продукта (газеты, драматизации, детского дизайна)
Ролево – игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию о каком то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др. Исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования. Информационные – демонстрация и использование собранной информации).
Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы.
3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Подведение итогов: представление продукта проектной деятельности.
К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом, праздник и т.д.). Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с пометкой «Проект».
В образовательной практике используется матрица проекта.
Структура проекта
Тема.
Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
Возраст детей.
Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
Цель проекта.
Задачи проекта.
Ожидаемый результат.
Этапы реализации.
-Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.