Конспект занятия "Мой край родной"
Цели и задачи:
- расширять знания детей о родном городе и области;
- закреплять полученные знания о полезных ископаемых области;
- учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах родного города;
- учить читать стихотворения с выражением;
- слушание песен: "Хлеб - всему голова", "Оренбургский пуховый платок";
- познакомить с главными достижениями области;
- вспомнить правила поведения в лесу; закрепить пословицы о хлебе.
Ход занятия
Воспитатель:
Послушайте загадку:
Рыжая девчонка
В заплатках вся юбчонка.
Чулочки разноцветные,
Дела всегда секретные.
Носит чемодан с собой
И обезьянка под рукой.
Кто это?
Дети: Пеппи!
(Стук в дверь, под музыку входит Пеппи)
Пеппи: Здравствуйте, мои друзья. Куда я попала? Я у себя в чемоданчике нашла какую-то книжку и даже переписала название. Хотите, я вам покажу буквы, которые там увидела?
Дети: Да.
Пеппи: Я их аккуратно сложила. Смотрите, какие замечательные буквы у меня есть.
(Пеппи выкладывает буквы на ковре и роняет их:( Ь,Р,Ы,З,С,Н,А )
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти буквы. Пеппи, а ты правильно выложила свое слово?
Пеппи: Да!
Воспитатель: Ребята, слово получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Наверное, ты опять Пеппи что-нибудь перепутала. Ребята, давайте поможем. Пеппи составить ее слово.
(Составляют слово Сызрань)
Воспитатель: Давайте прочитаем это слово вместе.
Пеппи: Точно! Вот такое слово и написано на моей книжке. Вот и книга, посмотрите.(Пеппи показывает книгу). А вы знаете, что это такое "Сызрань"?
Дети: Это город, в котором мы живем.
Пеппи: Как интересно, а расскажите мне об этом городе.
Воспитатель: Садись Пеппи и слушай, а ребята тебе расскажут о нашем городе.
Дети: Рассказывают краткий рассказ о городе Сызрань.
Воспитатель: А кто,ребята из вас знает, что обозначает слово «Сызрань»?
Дети дают ответы.
Воспитатель: Правильно, ребята, хорошо подготовились к сегодняшнему занятию.
Воспитатель: На берегу, какой реки был основан наш город?
Дети: На реке Волге. Также в нашем городе протекают такие реки как: Сызранка, Крымза, Уса.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, какие достопримечательности есть у нас в городе? (В группе фотовыставка: "Достопримечательности г. Сызрани").
Дети: В нашем городе много памятников. Есть Драматический театр, кинотеатры, парки, скверы, краеведческий музей, выставочный зал, дома культуры, вокзалы, церкви.
Воспитатель: Много знаменитых людей посетили наш город, в честь них названы некоторые улицы. Какие вы знаете улицы?
Дети: Улица Алексея Толстого,. Она названа в честь русского поэта А Толстого. Также есть улицы под названием Жуковского, Котовского, Горького, Баженова.
Воспитатель: Правильно. Какие еще вы знаете улицы?
Дети: Называют улицы города.
Воспитатель: Какие еще вы знаете улицы?
Дети: Проспект Гагарина. Она названа в честь первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: В названии улиц словно продолжается жизнь человека, именем которого она названа. А теперь давайте погуляем по нашим улицам.
Физкультминутка.
"Мы по улице гуляем"
Мы по улице гуляем,
(Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем.
(Наклоны головы влево-вправо.)
Это - "эс", а это - "ка",
(Повороты туловища влево-вправо.)
"Ж" похожа на жука.
(Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
"Воды".
(4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
"Моды".
(4 хлопка в ладоши.)
"Воды" - "моды" - "лимонад"!
(Приседания.)
Мы читаем все подряд.
(Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега,
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека.
(Повороты туловища влево - вправо.)
Рядом сладкие слова:
(Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва.
(Шагаем на месте.)
(Дети садятся за парты)
Воспитатель: У меня есть несколько карточек, на которых что-то изображено. Вам нужно соединить точки, чтобы получился рисунок.
(Дети соединяют рисунок по точкам, получается вертолет).
(Воспитатель выставляет на доску картинку вертолета.)
Воспитатель: Ребята, подумайте, что связывает наш город и вертолет?
Дети: У нас в городе есть летное военное училище, которое называется СВВАУЛ
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку.
(Дети соединяют точки, и получается помидор)
Воспитатель: Какое отношение имеет помидор к нашему городу?
Дети: наш город Сызрань славится вкусными помидорами.
Воспитатель: Праздник «Сызранского Помидора» ежегодно справляется в нашем городе.
Давайте посмотрим несколько фото праздника, который проходил в августе месяце прошлого года.
Воспитатель: А вот город Самара - это областной центр. Наша область называется –Самарской. (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением г. Самары).
Посмотрите на следующую картинку.
(Знак Роснефть)
Какое отношение этот знак имеет к нашему городу?
Дети: Этот знак обозначает Роснефть. У нас в городе есть завод, на котором перерабатывают нефть. Наши родители, бабушки и дедушки работают на НПЗ.
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. (Елочка)
Что нашу область связывает с этой картинкой?
Дети: Эта картинка обозначает что в нашем город и область богаты лесами.
Воспитатель: Правильно. (Называет названия лесов).
Дети: Там растут сосны, некоторые достигают высоты 35 метров, дубы, клены. Почти во всех лесах нашего края встречаются цветочные и земляничные поляны, а осенью можно собрать хороший урожай душистых грибов. Некоторые растения и животные занесены в "Красную книгу".
(Воспитатель показывает детям "Красную книгу").
Воспитатель: Что такое "Красная книга"?
Дети: В этой книге записывают животных и растения, которые нужно оберегать и защищать.
Воспитатель: Ребята, а если вы попадете в лес, как вы себя будете там вести?
Дети:
- Нельзя мусорить, нужно собрать с собой мусор.
- Нельзя бросать мусор в речку.
- Нельзя разрушать муравейники, муравьи могу погибнуть, не успев до морозов отремонтировать свой дом.
- Нельзя ломать ветки и рвать цветы.
- Шуметь и кричать в лесу.
- Нельзя ловить стрекоз и бабочек, они приносят пользу. Стрекозы ловят мух и комаров, а бабочки, шмели и пчелы опыляют цветы.
Отрывок А. Корякина.
Прекрасен город Сызрань над рекой
Как в сказке от восхода до восхода.
Недаром он подаренный судьбой
Мне нравится в любое время года.
Когда его укутывает снег от зимней стужи белым покрывалом,
Хоть целый день счастливый человек,
Я топаю по стареньким кварталам…
Пеппи: Вы такие умные, все знаете, на все вопросы отвечаете. Что-то я засиделась. Я тоже умная и все знаю и умею. Хотите научиться моим премудростям? Вставайте, хватит сидеть!
Физкультминутка.
Мы пойдем сначала вправо -
Раз, два, три.
(Ходьба на месте с поворотом вправо.)
А теперь пойдем налево -
Раз, два, три.
(Ходьба на месте с поворотом влево.)
А теперь мы все присядем -
Раз, два, три.
(Упор присев.)
Дружно и тихонько встанем -
Раз, два, три.
(Встать, руки вверх.)
А теперь мы все станцуем -
Раз, два, три.
(Пружинистые полуприседания с поворотом туловища направо и налево.)
Воспитатель: Пеппи, это так не серьезно. Мы с ребятами подумали, что ты на самом деле можешь нас чему-нибудь научить. Да, ребята?
Пеппи: Ну, если вы так хотите, пожалуйста. Посмотрите, у меня есть для вас очень интересное задание. Вот оно!
Воспитатель: Пеппи, что это такое? Это же просто буквы.
Пеппи: Ничего подобного. Я все старательно переписала с карты Самарской области буковку к буковке. Потом я вырезала все буквы, но они у меня все перемешались, и что получилось, не поняла.
Воспитатель: Пеппи не переживай, мы тебе поможем разобраться.
Дети переставляют местами буквы и получаются названия городов.
Октябрьск, Тольятти, Жигулевск.
Пеппи: И, правда, какая я невнимательная. Это я ошиблась или торопилась куда-нибудь, поэтому все перепутала. У меня для вас есть еще задание. Вот посмотрите на это.
Воспитатель: Пеппи тебе не кажется, что ты опять допустила ошибку.
Пеппи: Ну, конечно же, нет! Просто мои друзья позвали меня гулять, и я решила, что будет быстрее, если я просто пропущу часть букв. Мне и так все понятно. А вам разве нет?
(Задание. Вставить гласные буквы.)
Птицы: дятел, цапля, кукушка, тетерев, сова, филин,
Звери: лиса, кабан, ёжик, лось, сурок белка,
(Разделить детей на две группы. После выполнения задания дети прочитывают получившиеся слова.)
Дети: Пеппи, а ты знала, что эти птицы и звери обитатели наших лесов и полей?
Пеппи: Как все интересно! Конечно, не знала, но я очень старалась. Ну ладно, я еще одно задание подготовила. Посмотрите, вот оно. Какой замечательный плакат у меня получился, как я аккуратно все написала, без единой помарки. Вам нравится?
Воспитатель: Плакат у тебя получился замечательный.
Пеппи: Я в этом плакате спрятала слова, а какие не скажу. Если вы такие умные, догадайтесь сами.
рлоалповаропсланец
известнякорпоаодадлл
газсольрдрдлыдп
рпронрудаомдлнефть
глинальдлрлрлрлрллллп
йззщещшщкшпесок
(Слова: сланец, известняк, газ, нефть, глина, песок.)
Воспитатель: Как мы можем назвать все эти слова, одним словом?
Дети: Это полезные ископаемые, которые добывают в нашей области.
Воспитатель: Богаты земные кладовые Самарской области и нашего города, они хранят в себе нефть, газ, каменную соль, строительные материалы: глину, песок, мел, известняк, г. Много полезных ископаемых найдено в нашей области. Это настоящая подземная кладовая!
Воспитатель показывает детям некоторые образцы полезных ископаемых.
Пеппи: Как много я сегодня всего узнала, сразу такой умной стала, прям спать захотелось.
Воспитатель: Пеппи, подожди не уходи.Давай вместе с ребятами послушаем песню про наш любимый город «Есть на Волге на реке городок наш небольшой»
Пеппи: Великолепная песня! Спасибо вам ребята! Мне пора возвращаться домой к своим друзьям. До свидания!