Воспитывать любовь к природе, побудить у детей желание заботиться о лесных зверях и птицах.
Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.
Материал: Иллюстрации с изображением леса, лесных зверей и птиц. Презентация «Лес и ее обитатели». Две одинаковые веточки с двумя и пятью пластилиновыми шариками на нитках, декорации деревьев, засушенные осенние листья, ветка клена, костюм Старичка-лесовичка для воспитателя, медальоны для каждого из детей. Грамзапись П.И.Чайковский «Осенняя песня».
Ход занятия:
Звучит музыка. Групповая комната оформлена как осенний лес. Дети входят в группу, их встречает воспитатель
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, дети! Я волшебный старичок, Старичок-лесовичок. Вот зашел к вам в гости хочу с вами пообщаться. Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Старичок-лесовичок: А за осенью, какое время года последует?
Дети: Зима.
Старичок-лесовичок: А знаете ли вы, как животные к зиме готовятся? Я вам об этом могу рассказать. Хотите?
Дети: Да…
Старичок-лесовичок: Дети посмотрите на экран, какой красивый лес, как много разных и красивых деревьев. Какие деревья вы знаете?
Старичок-лесовичок: Молодцы ребята, так много деревьев вы знаете.
Старичок-лесовичок: Ребята, а какие животные живут в лесу?
Дети: Заяц, волк, лиса, медведь.
Старичок-лесовичок: Правильно. Ребята, хотите оказаться в лесу, понаблюдать за обитателями леса? Я старичок волшебный и смогу провести вас в лесу незаметно, но только и вы должны помнить о правилах поведения в лесу (вспоминают правила).
Дети: Да хотим.
Старичок-лесовичок: Показывает правила поведения в лесу.
Старичок-лесовичок: Сейчас я превращу вас в невидимок:
Раз, два, три, ветка клена, помоги оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву в цвет богряный, золотой осень желтою красой.
Входим в лес. Иногда с шуршанием упадет лист. Тихо, не слышно птиц. Почему? Чем питались птицы летом?
Дети: Кто-то мошками и жучками, а кто – то ягодами и зелеными растениями.
Старичок-лесовичок: Что произошло осенью с растениями и насекомыми? Дети: Не стало еды для птиц.
Старичок-лесовичок: Правильно ребята не стало еды вот и улетели они на юг, туда, где тепло и сытно. Сначала улетели те, кто питался насекомыми, ласточки и стрижи. Эти птички ничего кроме насекомых не едят, ни плодов в садах, ни зерен в поле. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. До миллиона штук за лето! Умеют ласточки в полете не только насекомых ловить, но и пить и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды, искупалась. А стрижи тоже очень интересные птицы, они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе, ловят комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают, а вместе с ними улетают в теплые страны стрижи. После ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле: журавли, грачи. Последними улетают утки и гуси, они живут у нас, пока не замерзнут водоемы. Все эти птицы осенью улетают от нас, а весной прилетают обратно, как они называются?
Дети: Перелетные птицы.
Старичок-лесовичок: А какие птицы остаются зимой в лесу?
Дети: Зимующие.
Старичок-лесовичок: Молодцы ребята, у нас остаются зимовать зимующие птицы. Каких из них вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, синица, воробей, дятел.
Старичок-лесовичок: Холодно зимой, много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питаются. Поэтому вы люди должны помочь им, не пугайте и не гоняйте их зря. А как еще могут помочь люди птицам зимой?
Дети: Приготовить кормушки и кормить зимой птиц.
Старичок-лесовичок: Конечно ребята, молодцы. Давайте присядем на пенечки, отдохнем. Но, где же, звери? Смотрите, кто это? Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?
Дети: Это рыжая белка.
Старичок-лесовичок: Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она «шубку» на более теплую поменяла, но почему цвет «шубки» стал другим?
Дети: Так белка от врагов прячется.
Старичок-лесовичок: Да Руслан правильно так белка прячется от врагов, например от хищной птицы ястреба. Деревья зимой голые, серые. Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев?
Дети: Серый.
Старичок-лесовичок: Чем же зимой будет питаться белка?
Дети: Грибами, ягодами, орехами.
Старичок-лесовичок: Она делает запасы, грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте ее, белке эти запасы нужнее. Забавно наблюдать как белка ищет орехи, стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот куст орешника.
Воспитатель берет в руки, заранее приготовленные две веточки, на которых подвешены пластилиновые шарики.
Старичок-лесовичок: На какой ветке больше орехов? Но белка не умеет считать, поэтому стучит она, вот так. Как же она узнает, где орехов больше? На той ветке, которая дольше качается, орехов больше. Едой белка запаслась, а что еще нужно зимой?
Дети: Теплый дом.
Старичок-лесовичок: Да, жилище. Давайте посмотрим ее дом, в дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями, забирается в него белка. Затыкает вход пробкой из травы, сворачивается клубком и спит. Нос хвостом закрывает, зачем?
Дети: Чтоб не замерз.
Старичок-лесовичок: Вспомните, кто еще так делает?
Дети: Кошка, собака, лиса.
Старичок-лесовичок: А зачем еще белке хвост?
Дети: Чтоб прыгать с ветки на ветку могла.
Старичок-лесовичок: Он у нее, как парашют, прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку, а когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается. Как вы думаете, какие у белки коготки?
Дети: Острые, цепкие.
Старичок-лесовичок: Как вы об этом догадались?
Дети: Белки ловко по стволам бегают.
Старичок-лесовичок: Как другие звери к зиме готовятся к приходу зимы? Вот бежит, торопится еж. Весь в сухих листьях, подбежал к ямке под пнем, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так и снова к своей ямке бежит, дом себе на зиму готовит. А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Кто еще из зверей в спячку впадает?
Дети: Медведь.
Старичок-лесовичок: Правильно медведь. Чем медведь питался все лето и осень?
Дети: Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой.
Старичок-лесовичок: Да ребята, медведь питается ягодами, грибами, муравьями, жуками и рыбой. Мог съесть любое животное, которое сумел поймать. В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. Где всю зиму спит медведь?
Дети: В берлоге, под корнями дерева.
Старичок-лесовичок: Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста наложил, зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Что-то мы ребятки засиделись на пеньках, предлагаю размяться вот на этой полянке.
Физкультминутка:
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живет, и орешки грызет (Белка)
На спине иголки длинные и колкие,
А свернется в клубок – нет ни головы, ни ног (Еж)
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы (Заяц)
Серовато, зубовато по полю рыщет
Телят, ягнят ищет (Волк)
Старичок-лесовичок: А вот и еще один лесной житель, кто это?
Дети: Волк.
Старичок-лесовичок: Волк, он тоже к зиме готовится, шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо в снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями, волк с волчицей и волчата, это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам. Кто еще живет в лесу?
Дети: Заяц.
Старичок-лесовичок: Заяц, он тоже, как и белка одежду поменял. Зачем зайцу шубу менять? Кого боится заяц, от кого прячется?
Дети: От волка.Что волк не мог его увидеть.
Старичок-лесовичок: А если все-таки выследила его лиса, как ему спастись?
Дети: Заяц быстро бегает.
Старичок-лесовичок: Убегает заяц быстро, запутывая следы. Что помогает зайцу так быстро бегать?
Дети: Длинные и сильные задние лапы.
Старичок-лесовичок: Где же заячий дом? Днем он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в снег, так теплее, ночью выходит заяц еду добывать, обгладывать кору с веток упавших деревьев. Если деревня не далеко, заберется заяц в сад и полакомится корой яблонь. Вот почему люди на зиму обматывают стволы садовых деревьев тряпками.
Старичок-лесовичок: А вот и заячий враг, идет тихо, неслышно, кто это?
Дети: Лиса.
Старичок-лесовичок: Лиса, она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть, и они не мерзнут. Чем еще питается лиса? Любит она мышей из-под снега доставать, слух у лисы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат, начинает она лапами снег разгребать «Мышкует лиса», - говорят люди.
Старичок-лесовичок: Ребята, мы с вами видели сегодня много зверей, все они разные, почему их называют одним словом, звери? Что у них общего? Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырех лапах. У них, как и у людей бывает разное настроение, давайте поиграем. Игра «Настроение»
По просьбе Старичка-лесовичка дети изображают печального зайца, задумчивого медведя, веселого волка, виноватую лису, задорную белочку и т. п.
Старичок-лесовичок: Ну, что ж пора возвращаться домой, снова превращу вас в невидимок:
Раз, два, три, ветка клена помоги оказаться нам в саду,
Где так любят детвору, где растут не грядки, а славные ребятки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать любовь к природе, побудить у детей желание заботиться о лесных зверях и птицах.
Воспитывать сострадание к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.
Материал: Иллюстрации с изображением леса, лесных зверей и птиц. Презентация «Лес и ее обитатели». Две одинаковые веточки с двумя и пятью пластилиновыми шариками на нитках, декорации деревьев, засушенные осенние листья, ветка клена, костюм Старичка-лесовичка для воспитателя, медальоны для каждого из детей. Грамзапись П.И.Чайковский «Осенняя песня».
Ход занятия:
Звучит музыка. Групповая комната оформлена как осенний лес. Дети входят в группу, их встречает воспитатель
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, дети! Я волшебный старичок, Старичок-лесовичок. Вот зашел к вам в гости хочу с вами пообщаться. Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Старичок-лесовичок: А за осенью, какое время года последует?
Дети: Зима.
Старичок-лесовичок: А знаете ли вы, как животные к зиме готовятся? Я вам об этом могу рассказать. Хотите?
Дети: Да…
Старичок-лесовичок: Дети посмотрите на экран, какой красивый лес, как много разных и красивых деревьев. Какие деревья вы знаете?
Старичок-лесовичок: Молодцы ребята, так много деревьев вы знаете.
Старичок-лесовичок: Ребята, а какие животные живут в лесу?
Дети: Заяц, волк, лиса, медведь.
Старичок-лесовичок: Правильно. Ребята, хотите оказаться в лесу, понаблюдать за обитателями леса? Я старичок волшебный и смогу провести вас в лесу незаметно, но только и вы должны помнить о правилах поведения в лесу (вспоминают правила).
Дети: Да хотим.
Старичок-лесовичок: Показывает правила поведения в лесу.
Старичок-лесовичок: Сейчас я превращу вас в невидимок:
Раз, два, три, ветка клена, помоги оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву в цвет богряный, золотой осень желтою красой.
Входим в лес. Иногда с шуршанием упадет лист. Тихо, не слышно птиц. Почему? Чем питались птицы летом?
Дети: Кто-то мошками и жучками, а кто – то ягодами и зелеными растениями.
Старичок-лесовичок: Что произошло осенью с растениями и насекомыми? Дети: Не стало еды для птиц.
Старичок-лесовичок: Правильно ребята не стало еды вот и улетели они на юг, туда, где тепло и сытно. Сначала улетели те, кто питался насекомыми, ласточки и стрижи. Эти птички ничего кроме насекомых не едят, ни плодов в садах, ни зерен в поле. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. До миллиона штук за лето! Умеют ласточки в полете не только насекомых ловить, но и пить и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды, искупалась. А стрижи тоже очень интересные птицы, они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе, ловят комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают, а вместе с ними улетают в теплые страны стрижи. После ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле: журавли, грачи. Последними улетают утки и гуси, они живут у нас, пока не замерзнут водоемы. Все эти птицы осенью улетают от нас, а весной прилетают обратно, как они называются?
Дети: Перелетные птицы.
Старичок-лесовичок: А какие птицы остаются зимой в лесу?
Дети: Зимующие.
Старичок-лесовичок: Молодцы ребята, у нас остаются зимовать зимующие птицы. Каких из них вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, синица, воробей, дятел.
Старичок-лесовичок: Холодно зимой, много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питаются. Поэтому вы люди должны помочь им, не пугайте и не гоняйте их зря. А как еще могут помочь люди птицам зимой?
Дети: Приготовить кормушки и кормить зимой птиц.
Старичок-лесовичок: Конечно ребята, молодцы. Давайте присядем на пенечки, отдохнем. Но, где же, звери? Смотрите, кто это? Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?
Дети: Это рыжая белка.
Старичок-лесовичок: Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она «шубку» на более теплую поменяла, но почему цвет «шубки» стал другим?
Дети: Так белка от врагов прячется.
Старичок-лесовичок: Да Руслан правильно так белка прячется от врагов, например от хищной птицы ястреба. Деревья зимой голые, серые. Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев?
Дети: Серый.
Старичок-лесовичок: Чем же зимой будет питаться белка?
Дети: Грибами, ягодами, орехами.
Старичок-лесовичок: Она делает запасы, грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте ее, белке эти запасы нужнее. Забавно наблюдать как белка ищет орехи, стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот куст орешника.
Воспитатель берет в руки, заранее приготовленные две веточки, на которых подвешены пластилиновые шарики.
Старичок-лесовичок: На какой ветке больше орехов? Но белка не умеет считать, поэтому стучит она, вот так. Как же она узнает, где орехов больше? На той ветке, которая дольше качается, орехов больше. Едой белка запаслась, а что еще нужно зимой?
Дети: Теплый дом.
Старичок-лесовичок: Да, жилище. Давайте посмотрим ее дом, в дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями, забирается в него белка. Затыкает вход пробкой из травы, сворачивается клубком и спит. Нос хвостом закрывает, зачем?
Дети: Чтоб не замерз.
Старичок-лесовичок: Вспомните, кто еще так делает?
Дети: Кошка, собака, лиса.
Старичок-лесовичок: А зачем еще белке хвост?
Дети: Чтоб прыгать с ветки на ветку могла.
Старичок-лесовичок: Он у нее, как парашют, прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку, а когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается. Как вы думаете, какие у белки коготки?
Дети: Острые, цепкие.
Старичок-лесовичок: Как вы об этом догадались?
Дети: Белки ловко по стволам бегают.
Старичок-лесовичок: Как другие звери к зиме готовятся к приходу зимы? Вот бежит, торопится еж. Весь в сухих листьях, подбежал к ямке под пнем, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так и снова к своей ямке бежит, дом себе на зиму готовит. А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Кто еще из зверей в спячку впадает?
Дети: Медведь.
Старичок-лесовичок: Правильно медведь. Чем медведь питался все лето и осень?
Дети: Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой.
Старичок-лесовичок: Да ребята, медведь питается ягодами, грибами, муравьями, жуками и рыбой. Мог съесть любое животное, которое сумел поймать. В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. Где всю зиму спит медведь?
Дети: В берлоге, под корнями дерева.
Старичок-лесовичок: Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста наложил, зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Что-то мы ребятки засиделись на пеньках, предлагаю размяться вот на этой полянке.
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
-Ребята, а кто же зайчика мог напугать?
Дети: - лиса и волк.
Старичок-лесовичок: Я вам загадаю загадки, а вы не говоря ответ, изобразите это животное.
Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос (Медведь)
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живет, и орешки грызет (Белка)
На спине иголки длинные и колкие,
А свернется в клубок – нет ни головы, ни ног (Еж)
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы (Заяц)
Серовато, зубовато по полю рыщет
Телят, ягнят ищет (Волк)
Старичок-лесовичок: А вот и еще один лесной житель, кто это?
Дети: Волк.
Старичок-лесовичок: Волк, он тоже к зиме готовится, шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо в снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями, волк с волчицей и волчата, это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам. Кто еще живет в лесу?
Дети: Заяц.
Старичок-лесовичок: Заяц, он тоже, как и белка одежду поменял. Зачем зайцу шубу менять? Кого боится заяц, от кого прячется?
Дети: От волка.Что волк не мог его увидеть.
Старичок-лесовичок: А если все-таки выследила его лиса, как ему спастись?
Дети: Заяц быстро бегает.
Старичок-лесовичок: Убегает заяц быстро, запутывая следы. Что помогает зайцу так быстро бегать?
Дети: Длинные и сильные задние лапы.
Старичок-лесовичок: Где же заячий дом? Днем он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в снег, так теплее, ночью выходит заяц еду добывать, обгладывать кору с веток упавших деревьев. Если деревня не далеко, заберется заяц в сад и полакомится корой яблонь. Вот почему люди на зиму обматывают стволы садовых деревьев тряпками.
Старичок-лесовичок: А вот и заячий враг, идет тихо, неслышно, кто это?
Дети: Лиса.
Старичок-лесовичок: Лиса, она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть, и они не мерзнут. Чем еще питается лиса? Любит она мышей из-под снега доставать, слух у лисы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат, начинает она лапами снег разгребать «Мышкует лиса», - говорят люди.
Старичок-лесовичок: Ребята, мы с вами видели сегодня много зверей, все они разные, почему их называют одним словом, звери? Что у них общего? Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырех лапах. У них, как и у людей бывает разное настроение, давайте поиграем.
Игра «Настроение»
По просьбе Старичка-лесовичка дети изображают печального зайца, задумчивого медведя, веселого волка, виноватую лису, задорную белочку и т. п.
Старичок-лесовичок: Ну, что ж пора возвращаться домой, снова превращу вас в невидимок:
Раз, два, три, ветка клена помоги оказаться нам в саду,
Где так любят детвору, где растут не грядки, а славные ребятки.