Цель.Расширить представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи; расширить представление детей об образе жизни птиц весной; продолжать учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей; закрепить умение работать в разных техниках рисования; продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны; развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, творчество; воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Предварительная работа. Наблюдения в природе, чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; знакомство со способами нетрадиционного рисования; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне.
Оборудование и материалы. Картины и иллюстрации о весне, гуашь, кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, ноутбук, диск «Музыка о природе», экран, проектор.
Ход занятия.
Дети входят в комнату.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Март». Послушайте, какая красивая звучит музыка. Как вы думаете, о каком времени года она? Дети дают характеристику музыкального произведения и делают вывод, что она соответствует весне.
- Вы согласны отправиться в гости к весне?
Хороводная игра «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи
Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга
И всю землю освети!
Идут по кругу
Чтоб весна скорей настала,
Останавливаются и опускают руки
Чтобы нам теплее стало,
Перекрещивают руки на груди и потирают плечи
Чтоб капели звонко пели,
Имитируют движение капель
Чтоб весной ручьи звенели,
Волнообразно двигают руками
Чтоб цветочки распускались,
Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вниз
С юга птицы возвращались.
Взмахивают руками
Солнце, солнце, землю грей!
Хлопки на каждое слово
Пусть весна придёт скорей!
- Вот мы и очутились в весеннем лесу. Ребята, в каждое время года наша земля прекрасна по-своему. Давайте с вами вспомним названия весенних месяцев: март, апрель, май.
Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какие изменения в природе происходят с приходом весны? (Природа проснулась. На деревьях и кустах почки раскрылись ярко-зелёными молодыми листочками. Зазеленела трава. Всё оживает, тает снег, светит солнце, небо становится синим, прилетают птицы, появляются первые цветы.)
Ребята, давайте придумаем определения к слову «весна». Весна какая? Тёплая, красивая, добрая, ласковая, ранняя, поздняя, зелёная. А теперь поиграем в игру, как не перепутать зиму с весной.
Игра «Сезонные приметы».
Зима ушла, а весна -… пришла.
Зима холодная, а весна -…тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной -…греет.
Зимой надевают шубы, а весной -…куртки.
Зимой ветер злой, а весной -…ласковый, тёплый.
- Всё правильно, молодцы мы!
- Ребята, а какие стихотворения вы знаете о весне?
Дети читают стихи о весне.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвой.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
За окном барабанит капель,
Тает снег и сосульки на крышах,
И на цыпочках ходит апрель,
Чтоб никто его ночью не слышал.
По асфальту бегут ручейки,
Фонари отражаются в луже,
А весенние сны так легки,
И забыта январская стужа.
После долгого зимнего сна,
Не спеша оживает природа.
И приходит Царевна Весна,
Открывая собой утро года.
- Ребята, а какие птицы прилетают к нам из тёплых стран? (Грачи, жаворонки, скворцы зяблики, жаворонки, аисты, соловьи.)
- Ребята, птицы прилетели с юга, встретились со своими друзьями, зимующими птицами. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, какие перелётные птицы, а какие зимующие.
Дидактическая игра « Выбери правильно».
( из предложенных карточек один ребёнок выбирает перелётных, а другой зимующих птиц)
- Молодцы.
- Ребята, путешествие продолжается. Посмотрите, мы очутились на новой полянке. Здесь много цветов. На экране проектора показываются слайды или выставка картин первоцветов.
- Мы посмотрели очень много цветов, которые первыми зацветают. А как мы можем назвать цветы, которые зацветают первыми? Первоцветы.
- А как называются цветы, которые растут из-под снега? Подснежники. - Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни.
- А теперь давайте отдохнём. Физкультминутка
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем) К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках) Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх) Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой) Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево) Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо) Ветерок убегай! (грозят пальчиком) Ты цветочки не сломай! (приседают) Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
- Смотрите – ещё одна полянка, но очень грустная, совсем не весенняя. (Детям показываются листы для рисования, на которых приготовлен фон для рисунка.) Наверное, ее заколдовала зима, давайте полянку расколдуем. А как мы можем расколдовать полянку? Мы с вами нарисуем весеннюю полянку.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель наблюдает за работой детей и, по мере необходимости, помогает.
- Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились. Молодцы, вы постарались. Мы расколдовали полянку.
- Какие же сюрпризы приготовила нам весна после долгой, холодной зимы? Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы.
- Нам пора возвращаться в детский сад.
Чтоб домой нам всем вернуться,
Нужно дружно обернуться,
А потом откроем глазки
И вернёмся мы из сказки.
- Вот мы и снова в детском саду!
Список литературы:
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М.: «Баласс», 2001. С. 171- 174.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие.- М.: ИД «Цветной мир», 2012. – С. 170 – 171.
Шипунова В.А. Весна. Методические рекомендации по работе с карточками для дошкольников и младших школьников. – М.: ИД «Карапуз», 2012.