Просмотр содержимого документа
«Конспект прогулки «Осенние наблюдения»»
Конспект прогулки «Осенние наблюдения»
в старшей группе
Задачи:
1учить сравнивать деревья, кустарники по внешним признакам (цвету и особенностям коры, толщине и гибкости веток, по форме листа, расположению хвоинок на ветке, закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.
2 развивать связную речь у детей, закрепить произношение звуков, активизировать словарный запас детей: багряный, бук.
3 воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, способствовать формированию коммуникативных навыков.
Предварительная работа: наблюдения за деревьями и кустарниками на участке центра, чтение литературы природоведческого характера, разучивание стихов о природе; рассматривание иллюстраций с изображение деревьев и кустарников.
Ход прогулки:
Вводная беседа.
Воспитатель читает стихотворение:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? (три: сентябрь, октябрь и ноябрь)
Воспитатель: А какие приметы осени вы можете назвать? (перелетные птицы улетают на юг, дни стали короче, а ночи длиннее, холодные дни, сильный уже холодный ветер, часто идут моросящие дожди; листья становятся на желтыми, оранжевыми, красными, багряными; начинается листопад; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно).
Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)
Речевая игра: «Скажи красивые слова об осени»
Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.
Осень- золотая, разноцветная, красивая, щедрая, любимая и т. д.
Воспитатель: Ребята, сегодня на прогулке мы посмотрим какие изменения произошли в природе и насладимся яркими красками осени.
Воспитатель:Какая сегодня погода? (ответы детей)
Воспитатель: Обратите внимание на небо. Какое небо? (ответы детей)
Воспитатель: Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы будем наблюдать за кустарники, деревьями и цветами, посмотрим, какие изменения с ними произошли по сравнению с летом.
Основная часть.
1. Наблюдение за шиповником.
Воспитатель: Дети, подойдите и рассмотрите кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его называют “дикой розой”.
Осторожно оторвите ягодку, шиповник имеет шипы, ими можно пораниться.
Рассмотрите листья шиповника, листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков.
Это растения цветет весной, цветки крупные и душистые, лепестки бывают розового, красного, белого или жёлтого цвета.
Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски. Плоды шиповника содержат в себе целебные свойства, поэтому осенью эти ягоды собирают, сушат, а затем пьют чай.
Среди цветов малокровных,
Теряющих к осени краски,
Пылает поздний шиповник,
Шипящий, закатно - красный
Наблюдение за облепихой.
Воспитатель:Дети, а вот еще одно очень интересное растение облепиха с красивыми пурпурно-желтыми и оранжевыми ягодками. Обратите внимание, что листья у облепихи не изменили свою окраску.
Облепиха тоже, как и шиповник, - лекарственное растение.
Наблюдение за лесным орехом.
Воспитатель: Дети, кто знает, как называется этот кустарник? (ответы детей)
Воспитатель: Этот чудесный кустарник называется лесной орех, на нем растут вкусные орешки, собирают орешки в конце лета, в августе.
Наблюдение за буком.
Воспитатель: Дети, посмотрите какое красивое деревце. кто знает, как оно называется?
(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение, в котором будет новое интересное название дерева.
Воспитатель читает стихотворение: «Листопад» В. Нирович
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
А теперь давайте прочитаем это стихотворение все вместе, повторяйте за мной.
Молодцы! А теперь скажите как называется это дерево?
Воспитатель:Правильно, это бук с красивыми золотистыми листочками.
Наблюдение за вишней.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одно дерево с интересной окраской листьев. Кто знает, что это за дерево?
На этом дереве летом растут очень вкусные ягодки, послушайте загадку
Сижу на дереве:
Красная, как кровь,
Круглая, как шар,
Вкусная, как мед.
Воспитатель: Что это задерево?
Дети: вишня
Воспитатель: Правильно, вишня. Теперь мы видим, что листочки осенью у некоторых деревьев бывают багрового цвета.
Наблюдение за рябиной.
Воспитатель: Отгадайте загадку
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье. (рябина)
Воспитатель: Дети – это рябина. Рябина очень красивое дерево и когда цветет, и осенью, когда у нее появляются плоды.
Плоды рябины красные ягодки, их очень любят птички, особенно когда холодно. Люди тоже используют ягоды рябины как лекарство.
Послушайте про неё стихотворение:
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкая,
А она – как хина.
Толи это ягодка
Просто недозрелая,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель называет дерево, дети должны подобрать соответствующее прилагательное:
С рябины - … рябиновый
С тополя - … тополевый
С липы - … липовый
С дуба –… дубовый
С березы - … березовый
С осины - … осиновый
С клена - … кленовый
Наблюдение за елкой, сосной.
Воспитатель: Дети, послушайте загадку.
Зимой и летом одним цветом. (елка, сосна)
Воспитатель: правильно – это елка, посмотрите на ель.
и скажите, на елке листочки растут? (нет)
Воспитатель: Правильно, а что растет на елке. (зеленые иголки)
Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зелеными иголками.
Воспитатель: Скажите, на какую фигуру похожа елка? (на треугольник)
Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте стихотворение о елке:
Елка, елка елочка,
Вершинка, что иголочка.
С буйным ветром борется.
Дотронешься – уколешься.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на траву. Как она изменилась? (ответы детей)
Воспитатель: посмотрите вокруг, цветут ли сейчас какие-либо растения? (ответы детей)
Воспитатель: так ли их много как летом? С чем связаны такие изменения осенью? (меньше света, тепла).
Речевая игра: «Найди и опиши» (найти растение, которое назовет воспитатель).
Подвижная игра «Ветер-ветерок ".
Воспитатель просит детей встать в круг. Выбирают ведущего – "Ветерок".
Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".
Ведущий - "Ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется несколько раз..