Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности "Секреты воздуха"»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Секреты воздуха»
Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.
Задачи:
- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- развивать умение детей решать проблемные задачи;
- воспитывать положительное, бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать аккуратность при проведение опытов.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа «Можно жить без воздуха?», просмотр презентации «Воздух».
Материал и оборудование: Посылка, два воздушных шарика, 11 коктейльных трубочек, 11 одноразовых стаканчиков с водой, тазик с водой, свеча, блюдце, 11 полиэтиленовых пакетиков, пустой стакан, кирпич, губка, бумажные салфетки, презентация, почва, цветочный горшок, 5 елочек, 2 лопатки, иллюстрации «Что загрязняет воздух», 10 мягких подушечек, 10 белых детских халатов, 10 детских плечиков.
Ход образовательной деятельности:
Дети под музыку «Ищу в природе красоту» заходят в зал и занимают свои места.
Воспитатель: Ребята, вы слышите чей-то голос? Прислушайтесь внимательно.
Раздается голос Земли:
- Я планета Земля, сейчас я очень больна.
И в этом поверьте лишь людей вина.
Дам шанс вам вину за всех искупить.
За это вы должны заботой меня окружить.
Отправлю вам посылку с заданием внутри,
Разгадайте мою загадку и узнайте мои секреты.
Буду я опять здоровой и счастливой
Скажу вам спасибо за это!
Удачи вам мои юные экологи.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто там?
В зал заходит почтальон Печкин с посылкой в руках.
Печкин: Это я – почтальон Печкин, принес вам посылку от планеты Земля.
Воспитатель благодарит почтальона и предлагает ему остаться с ребятами, чтобы спасти нашу планету всем вместе, забирает посылку и ставит ее на стол. Открыв посылку достает письмо, зачитывает загадку для детей.
Воспитатель: Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: (Воздух!)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воздухе?
Дети: Он прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Ведь воздух всем необходим.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что Земля нам еще отправила. (Воспитатель из посылке достает два воздушных шарика: один – большой, надутый, а второй - сдутый). Ребята, посмотрите один шарик такой веселый, довольный, толстый, большой, а второй – такой грустный, худенький, маленький, как вы думаете почему они такие разные?
Дети: (В грустном шарике мало воздуха, он сдулся и т.д.)
Воспитатель: А что же нужно сделать, чтобы шарик стал круглым, упругим (воспитатель показывает первый шарик) вот таким!
Дети: (Посильнее надуть его!)
Воспитатель: Если мы будем надувать шарик, что будет появляться у него внутри?
Дети: (Воздух!)
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух, поднесём ладошку ко рту - выдохнем. Что вы почувствовали?
Дети: ( Воздух, движение воздуха.)
Воспитатель: Правильно, значит, воздух имеет свойство перемещаться двигаться, а какой воздух?
Дети: (Тёплый.)
Воспитатель: Почтальон Печкин помоги мне раздать ребятам трубочки. А теперь возьмите трубочки, наберите в грудную клетку воздух через нос, а теперь выдохните через трубочку, на ладошку. Что вы почувствовали?
Дети: (Струю воздуха.)
Воспитатель: А какая струя воздуха?
Дети: (Холодная, прохладная.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где же есть воздух, где он находится?
Дети: ( Везде, вокруг нас и т.д.)
Печкин: А я вот не верю, что воздух есть везде…
Воспитатель: А мы тебе сейчас это докажем, для начала мы все возьмем маленькие прозрачные пакетике. Какие они сейчас?
Дети: (Гладкие, худенькие, ровные и т.д.)
Воспитатель: А теперь надо встать, раскрыть пакетик и сделать движение вверх-вниз, вправо-влево и зажать края кулечка. Что с ним произошло? Что лежит внутри мешочка?
Дети: (Он стал толстым, выпуклым, полным, потому что в нем появился воздух.)
Воспитатель: А теперь ребята я вам предлагаю пройти в свою лабораторию, но для начала надо надеть экипировку, чтобы быть похожими на настоящих ученых, исследователей. (Дети надевают белые халаты и проходят в эмитированную лабораторию). Что воздух есть вокруг нас мы доказали, теперь докажем что воздух есть в этом стакане, у нас в грудной клетке, в губке и в кирпиче. (Поочередно каждый предмет опускаем в тазик с водой, дети с помощью трубочки пускают пузыри каждый в своем стакане). Ребята, что мы доказали с помощью этого опыта?
Дети: Что воздух есть вокруг нас и во всех предметах.
Воспитатель: Ребята так если воздух находится вокруг нас, почему мы сейчас друг друга видим?
Дети: (Потому что воздух бесцветный, прозрачный.)
Воспитатель: Молодцы, правильно! Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах и вкус?
Дети: (Да или нет.)
Воспитатель: Давайте сейчас займем свои места и носиком вдохнем воздух, а ротиком его выдохнем. Какой запах имеет воздух?
Дети: (Никакого, у воздуха нет запаха….)
Воспитатель: А теперь попробуем «откусить» кусочек воздуха. Какой он на вкус?
Дети: (Воздух безвкусный…..)
Воспитатель: Ребята, какие вы можете сделать выводы о воздухе? Какие у него свойства?
Дети: (Он теплый и холодный, воздух есть везде, он двигается, он прозрачный и не имеет цвета, не имеет запаха и вкуса….)
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, и отправиться в лес, подышать свежим воздухом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух нам очень нужен?
Дети: (Да.)
Воспитатель: А зачем?
Дети: (Дышать).
Воспитатель: Ребята попробуйте задержать дыхание, закройте носик руками. Да, ребята, нам жить без воздуха, нельзя! А кому ещё нужен воздух?
Дети: (Животным, растениям.)
Воспитатель: Правильно, всем живым на земле нужен воздух! У воздуха есть ещё одно свойство, от которого может зависеть наше с вами здоровье, и здоровье нашей планеты Земли. Воздух может загрязняться. Как загрязняется воздух, я вам сейчас покажу. (Опыт со свечой. Показываю детям блюдце, закопчённое от свечи, предлагаю потрогать блюдце пальцем). Какой стал палец?
Дети: (Грязный, чёрный…..)
Воспитатель: Вот такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в наши лёгкие, которыми мы дышим. Ребята, предлагаю вам расположиться на нашей полянке, у каждого на подушечке в цветочке лежит салфетка, вытирайте ручки, грязные салфеточки отдавайте почтальону Печкину. Присаживаемся на подушечки и смотрим на иллюстрации «Что мешает воздуху быть чистым?» Ребята, как же загрязняется воздух? Виноваты ли люди в загрязнение воздуха?
Дети: (Да люди виноваты. Воздух загрязняют заводы, автомобили, пожары, костры и т.д.)
Воспитатель: Ребята, что вы можете предложить, чтобы вылечить нашу планету Земля и отчистить наш воздух?
Дети: (Сажать деревья, не разводить костры, др.)
Воспитатель: Правильно ребята. Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. Смолистый запах ели и сосны не только отчищают воздух, но и очень полезен для человека. Поэтому я вам предлагаю посадить вот такие маленькие елочки. Так мы и планете нашей поможем, сделая воздух более чистым, и здоровье будем свое укреплять, вдыхая смолистый запах. (Дети, почтальон и воспитатель подходят к столы и пересаживают елочки в один большой цветочный горшок, а затем ставят его около изображения Земли). А когда вы вырастите, можете придумать такие устройства, очистители труб и машин, тогда воздух совсем не будет загрязняться. Чтобы воздух стал как можно чище, свежее и нам легко было бы дышать.
Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы. Земля не сомневалась в том, что вы поможете ей дышать свежим воздухом. Поэтому она и оставила в посылке для вас эти сладкие подарки.
Под музыку «Ищу в природе красоту» дети с почтальоном Печкинам выходят из зала. Воспитатель благодарит гостей и предлагает воспользоваться уголком «Для Вас воспитатели», где представлены консультации по формирование основ экологической культуры дошкольников, картотека элементарных опытов и экспериментов в детском саду, картотека экологических игр.