Конспект
Тема: «Экологическая тропинка весной. Станция. «Русская березка»
Цель: создавать условия для практико-ориентированной экскурсионной деятельности дошкольников на экологической тропинке.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
на экологической тропинке
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель. Ребята, когда утром я проходила мимо нашего участка, Березовичок пригласил Вас на экскурсию по экологической тропинке, на станцию «Русская березка». Принимаете это приглашение?
Предполагаемые ответы детей. Да. Конечно, пойдём на экскурсию
Воспитатель. Замечательно! Но прежде чем отправиться в путь, вам, ребята надо вспомнить правила поведения в природе.
Предлагаемые ответы детей. Не ломать ветки, не рвать листья, не шуметь. Ходить осторожно, чтобы не наступить на насекомых.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы хорошо знаете правила. Я думаю, вы можете рассказать их своим друзьям, знакомым, а нашим гостям подарите экологические знаки, которые будут им напоминанием об этих правилах.
Звучит музыка («Во поле березонька стояла»). Дети подходят к березе - исследуемому объекту экологической тропинки.
Ребенок. Уж береза, ты береза
Нас прими
И листами зелеными
Пошуми
Мы пришли к тебе
Во гости с добром
С чистым сердцем
Все к тебе идём.
На березе сидит старичок Березовичок (самодельная кукла).
Березовичок. Здравствуйте ребята. А я Вас жду, поджидаю, думаю, гадаю: найдёте вы берёзу или нет. Ребята, а по каким признакам вы определили, что это береза.
Предполагаемые ответы детей. У березы гладкий белый ствол. На отвале у неё, темные черточки, она красивая, у неё есть серёжки.
Березовичок. Правильно вы всё сказали, ребята.
Воспитатель. Осенью эти сережки, про которые говорили ребята, рассыпаются на маленькие семена. Давайте представим, что мы маленькие семена березы.
Физкультминутка.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся)
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают). Вот так и семена падают на землю, присыпаются сверху опавшей листвой, травой. Многие из них погибают, многие становятся кормом для птиц и только некоторые прорастают и появляются молоденькие деревца.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце?
Ответы детей. Да. Наверное, любит, потому что у нас она здесь хорошо растёт, не болеет.
Воспитатель. Правильно. Много лет назад, когда сажали эту березку, выбирали для неё солнечное место, но рядом здесь уже росли ивушки. Они опередили в росте березку, загородили её от солнца, а березка слегка наклонилась и тянулась к солнышку, так она и выросла, посмотрите ребята. Со временем ивушки заболели. Однажды в ветреную погоду ветви ивушек разломились, и пришлось их спилить. Березка осталась одна, солнце стало обогревать её со всех сторон, и макушка у березы стала расти прямо.
Березовичок. Ребята, посмотрите, кора у березы тонкая, нежная, и дерево могло бы получить солнечные ожоги, но белая окраска спасает его. И даже в жаркий день ствол березы и остаётся прохладным.
Воспитатель. Ребята подойдите к березе и потрогайте её ствол. Какой он?
Ответы детей. Прохладный.
Воспитатель. А у тополя, какой был ствол, когда, на прогулке, вы, прикасались к нему ладошками?
Ответы детей. Теплый.
Березовичок. А знаете ли вы, ребята, для чего березе нужны темные черточки, и как они называются?
Ответы детей. Нет.
Березовичок. Сегодня я раскрою вам один секрет. Через эти черточки береза дышит, а называются они « чечевички». Повторите: чечевички.
Воспитатель. Сегодня мы с вами узнали много интересного о замечательном дереве берёза.
Ребёнок. А моя бабушка про берёзку на нашей даче говорит вот так:
Березка – белена, зимой – сучковатенька,
Весной – веселенька, летом – зелененька,
Осенью – золотенька.
Воспитатель. А ещё березу называют белоствольной красавицей, символом России.
Воспитатель. Ребята, а как вы ещё можете выразить своё восхищение березкой.
Ответы детей. Прочитать стихотворения.
Ребенок. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках
С красными застежками
С зелеными сережками.
Ребенок. Люблю её нарядную
Родную ненаглядную
То юную, кипучую
То грустную, плакучую.
Ребенок. Люблю березку русскую
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится!
Березовичок хвалит ребят.
Воспитатель. Березовичок, устраивайся поудобней в своём гамачке, и мы продолжим дальше наше знакомство с берёзой.
Актуализация знаний.
Воспитатель. Я уже говорила, что раньше береза была небольшим деревцем, не такой раскидистой красавицей. А как вы думаете, что же произошло с березой?
Предполагаемые ответы детей. Она выросла.
Воспитатель. Значит она живая?
Ответы детей. Если растёт, значит живая. Как и всему живому, ей нужна вода, солнечный свет.
Воспитатель. Из множества моделей выберите те, которые характеризуют березу, как живой объект и расположите их на магнитной доске. Дети выполняют задание, выбирают нужные карточки и выкладывают их на магнитную доску.
Воспитатель. А теперь, (обращая внимание детей на доску) давайте вместе подведём итог: «Берёза – живой объект растет, питается, размножается, дышит».
Практическая часть.
Воспитатель. Ребята, берёза хоть и живой объект, но позаботиться сама о себе она не может. А чтобы береза росла, радовала нас, мы должны заботиться о ней. Согласны?
Предполагаемые ответы детей. Конечно. Да, мы будем заботиться о берёзке.
Воспитатель. А как вы будете заботиться?
Предполагаемые ответы детей. Будем ухаживать за ней, поливать, рыхлить.
Воспитатель. А как узнать, нужно ли полить березу?
Предполагаемые ответы детей. Посмотреть, потрогать почву под березой.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какая почва?
Ответы детей. Сухая.
Воспитатель. Да, на первый взгляд так и кажется. Чтобы убедиться в этом или в обратном, нужно взять почву в ладонь, сжать её. Если почва на ладони останется комком, значит почва влажная, если рассыпается – сухая.
(Воспитатель напоминает детям о правилах безопасности. После работы с почвой, руки ко рту и глазам не подносить!).
Дети проводят исследование.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на свои ладони, что произошло с почвой?
Ответы детей. Рассыпалась.
Воспитатель. Что можно сказать о почве под березой?
Ответы детей. Она сухая и её нужно полить.
Воспитатель. Ребята возьмите леечки, ведёрки, бутылки и поливайте почву под березой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Завтра, когда почва подсохнет, мы с вами возьмём мотыжки и грабельки и я научу вас, как рыхлить почву. Рыхлая почва хорошо пропускают воздух, которым дышат корни этого замечательного дерева.
Заключение.
Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали о березке.
Предполагаемые ответы детей. Береза белоствольная красавица, символ России, темные черточки – это чечевички, через черточки береза дышит. Чтобы узнать влажность почвы, её нужно взять в ладонь и сжать и т.д.
Воспитатель. Замечательно! Я вижу, вы нс самом деле многое узнали, и многое запомнили о берёзе. Давайте на прощание скажем ей добрые ласковые слова.
(Все действующие лица и Березовичок становятся вокруг березы,
держась за руки и говорят):
Ты расти, берёзонька, расти
Участок наш украшай,
А нас ребяток, гостей, всех –
Завлекай, зазывай, приглашай!