Просмотр содержимого документа
«конспект непосредственно –образовательной деятельности на тему: «Право на здоровье»»
в форме конспекта непосредственно –образовательной деятельности на тему: «Право на здоровье»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)
ПРОБЛЕМА:
Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения и в обществе. Институт семьи и брака в России становится все менее популярен. Снижается воспитательный потенциал семьи. В течение последних лет наблюдается тенденция увеличения числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми. В чем же причины нарушения прав ребенка? В недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Кроме того, многие взрослые и дети не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Дети имеют представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков.
2. Развивается настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность.
Данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей.
3. Сформированы навыки организованного поведения, образовательной и трудовой деятельности в условиях семьи.
Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
4.У детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни; изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья;
5.Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему здоровью и здоровью своего ребенка
УЧАСТНИКИ : дети, воспитатели, родители. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1 месяц
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Образовательная область «Речевое развитие»
∙ Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»
∙ Беседа «Что такое права человека?», Беседа «Права и обязанности ребёнка»
∙Беседа «Имя, отчество, фамилия»
∙ Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»
∙ Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.
∙ Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями)
Цель: Раскрыть понятие - право на здоровье и медицинское обслуживание;
Задачи:
Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Познакомить детей с таким понятием как микроб ; Дать детям знания о причинах возникновения заболевания и способах профилактики; Развивать связную речь, мышление, память, зрительное восприятие, обоняние; Уточнить представления детей о предметах личной гигиены.
Формировать знания детей о пользе витаминов и продуктах, в которых они содержатся; о роли вкусовых ощущений для человека.
Материал: интерактивная доска, игрушка Незнайка, «цветик – семицветик», белая бумага, фломастеры, предметные картинки овощей, фруктов, предметов личной гигиены.
Ход: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему — о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей).
Да, дети, некоторые из вас понимают, что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровым А сейчас ответьте мне на вопрос.
Кто оказывает нам медицинскую помощь
Дети:(врачи)
- Правильно. В нашей стране все дети получают бесплатную медицинскую помощь. И это право на медицинский уход записано в Международной Конвенции о правах ребенка.
(показ документа)
Расскажу я вам сегодня удивительную историю. Рано утром Незнайка слушал телевизор, но был не внимателен и все перепутал. А в волшебной Стране Здоровья загадывали такую загадку: «Что на свете всего дороже?» Незнайка не знает на нее ответ. «А как думаете вы дети?»
Ответы детей.
- Дороже всего на свете, конечно же – Здоровье! Сегодня мы поговорим с вами о том, как беречь свое здоровье и расскажем об этом Незнайке.
- Скажите, дети, кто из вас болел в этом году? А чем вы болели? А знаете почему это произошло? Ответы детей.
- Да в ваш организм попали микробы.
МИКРОБ - это очень опасный злодей,
Не жалко ему ни зверей, ни людей.
Всех страшней болезней причина - МИКРОБ,
А разглядишь его лишь в микроскоп.
Микробы невозможно увидеть глазами, потому что они очень маленькие. Попав к нам, микробы вызывают болезнь. Как же они попадают в наш организм?
- Я расскажу вам сказку.(Сказка сопровождается показом слайдов на интерактивной доске) Микробы любят жить в разных местах. Один микроб поселился в огромной луже, но ему очень хотелось весь мир посмотреть. Однажды около лужи присела отдохнуть муха. Микроб быстро забрался к мухе на лапку и крепко уцепился. Муха отдохнула и полетела по своим делам. Залетела она в комнату, а там на столе лежало красивое яблоко. Присела муха на яблоко, а микроб оттолкнулся от мухи и перепрыгнул на яблоко. Муха улетела, а микроб остался сидеть и ждать, когда кто-нибудь возьмет это яблоко и съест. Недолго ему пришлось ждать. Пришла девочка, увидела красивое яблоко и съела его. Микроб сначала испугался, когда попал в желудок к девочке, потом освоился и зажил припеваючи. А у девочки разболелась голова, поднялась температура, и пришлось ей вызывать врача.
- Дети, как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы микроб не попал в организм девочки?
- Может ли больной человек заразить своей болезнью здорового человека и как? Что нужно делать , чтобы этого не произошло? Как можно воевать с микробами? Только ли дома живут микробы?
Способ борьбы с микробами очень простой. Какой?
От простой воды и мыла
У микробов тают силы!
- Ребята, а как надо укреплять свое здоровье? Вы знаете ? (Ответы детей)
- Правильно! Надо закаляться, заниматься спортом, есть вкусную и здоровую пищу, больше времени проводить на воздухе, а не за компьютером, соблюдать режим дня. У каждого человека должны быть обязательно индивидуальные принадлежности личной гигиены. Это полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок. Ими пользоваться должен только один человек.
- А сейчас поиграем в игру «Можно – нельзя»( на интерактивной доске картинки, на которых изображены разные предметы, чем можно пользоваться только одному (полотенце, кисточка, зубная щетка, зубная паста, расческа, мыло, карандаши, игрушки, носовой платок, книга и др.), дети маркером отмечают правильный ответ
Физкультминутка
Мы умеем на кроватке потянуться сладко, сладко (тянутся)
И сегодня утром рано умывались из-под крана (умываются)
А теперь все по порядку дружно делаем зарядку ( ходьба на месте))
Стой – ка смирно, руки вниз, гнись пониже, не ленись (наклоны)
Кто с зарядкой дружит смело, тот с утра прогонит лень (прыжки)
Будет сильным и умелым, и веселым целый день! (хлопки)
- Дети, для нашего здоровья очень важно правильно питаться.
Но не все продукты полезны для здоровья. Сейчас вы нарисуете продукты, которые считаете полезными, а потом вы расскажите, чем полезны нарисованные вами продукты. (Дети рисуют)
Пока вы рисуете, ваши родители заполнят анкету «Здоровый образ жизни».
Рассказы детей о нарисованных продуктах.
- Да, дети, постоянно нужно есть овощи и фрукты, молочные и кисломолочные продукты, рыбу и поменьше есть конфет, сладостей, чипсов, пить газированные напитки. А сейчас поиграем еще в одну игру «Угадай на вкус» (кусочки овощей и фруктов).
А родители ваши расскажут, какие блюда можно приготовить из этих продуктов.
- Сегодня на занятии мы рассказали Незнайке о том, как надо беречь свое здоровье. И сами будем строго соблюдать те правила, о которых мы говорили.
Дороже здоровья - нет ничего,
Все дети и взрослые знают про то,
Так пусть же здоровье они берегут:
Дома, на улице, в детском саду!
-Как мы уже с вами говорили люди должны заботится о своем здоровье, чтобы расти счастливыми и здоровыми? А в каком документе это отражено? Как он называется?
- Молодцы! Ребята, а в следующий раз мы с вами поговорим о праве на отдых, который тоже записан в Международной Конвенции ООН «о правах ребенка».
Используемая литература:
« От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под.ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, Соловей С.А., Львова Т. Н., Тверь, 2005
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», И.М. Новикова, Мозаика- Синтез, 2007