Конспект НОД «МОЯ РОССИЯ»
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
(старший дошкольный возраст)
ЦЕЛЬ: Способствовать развитию коммуникативных навыков детей.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения первой матрешки.
- Развивать интерес к истории народных промыслов.
- Формировать воображение детей, образ родины, представление о России, как родной стране.
- Воспитывать патриотическое чувство.
Оборудование:
Компьютер, проектор, доска, звуковые колонки, сюжетные файлы к стихотворению «Наша Родина», флаг, герб России, матрешки, ярмарка, портрет С.В. Малютин, музыкальные инструменты (гармонь, балалайка); (дудочка, свистулька, бубен) – для игры «Угадай звучащий предмет», геометрические фигуры для игры «Собери флаг», изделия из дерева силуэты матрешек, кисти, краски, салфетки, непроливайки.
Словарная работа:
Ярмарка, гармонь, меха, балалайка.
Ход НОД:
Организационный момент «Подари друг другу улыбку».
- Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших её, войска для защиты народа. Как и у человека, у страны есть имя.
- Как называется наша страна?
(Россия)
- А какая Россия?
Игра «Подбери слово»
- А мы, живущие в ней?
(россияне)
-А почему я в таком наряде сегодня?
(потому что это русский народный костюм – сарафан)
-Россия страна большая, красивая, в ней есть леса, поля, реки, горы.
Стихотворение Н.Зыбина «Наша Родина»
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы,
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна
В другом – снега и вьюга»
- Наша Родина – большое, красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы
-Что это за символы?
(флаг, герб, гимн)
- Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
(из белого, синего, красного)
Игра «Собери флаг»
-Что обозначает каждый цвет?
БЕЛЫЙ - он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
СИНИЙ – эта вера, верность, народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
КРАСНЫЙ – цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Рассказываем про герб…
«У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый,
Он России дух свободный»
- Как вы думаете, что такое ГИМН?
(это главная песня страны)
-Когда звучит гимн?
(он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения стране)
Прослушиваем 1 куплет гимна…
Презентация - Ярмарка
- Представьте, что мы с вами отправляемся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров.
- А вы знаете, что такое ярмарка?
Давайте обратимся к детской энциклопедии
(ищем значение слова – ярмарка)
- Теперь, ребята, угадайте, что мы с вами будем покупать
«В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмешь
Звонкая, нарядная,
Весёлая, трёхрядная.
Заиграет, только тронь
Наша русская …(гармонь)»
(Дети рассматривают гармонь и слушают исполнение гармониста)
- А еще мы свами купим – угадайте…
«Ой, звенит, она звенит,
Всех в округе веселит.
А всего – то три струны,
Ей для музыки нужны
Кто, такая, отгадайте
Это наша…(балалайка)
Игра «Угадай звучащий предмет»
Физкультминутка под балалайку:
Во дворе стоит берёза
К небу тянется она - руки поднимаем вверх
Тополь вырос рядом с ней
Быть он хочет подлинней - стоять на одной ноге, руки вверх
Ветер сильный налетал
Все деревья раскачал - наклоны корпуса вперед-назад
Ветки рвутся взад – вперед
Ветер их качает, гнёт - рывки перед грудью
Будем вместе приседать
1, 2, 3, 4, 5 - приседание
Ножки наши хороши
Мы попляшем от души - пляшем
Ох, размялись от души
- К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой российский сувенир.
- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости?
«В этой моднице прячутся девицы,
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
Хлопают в ладошки веселые… (матрешки)
Презентация – матрешки
- Давным – давно (сто лет назад) родилась расписная матрешка.
Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин.
- Как выглядела русская матрешка?
Самая большая – первая – изображала девочку в сарафане и платке, с черным петушком в руках.
Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее.
Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая – была младенцем, завернутым в пелёнку.
- Почему игрушку назвали матрёшка?
В доме у художника Сергея Васильевича Малютина работала Матрёна, добрая и красивая девушка, в честь её и назвали игрушку.
- А вот современная матрёшка
- Давайте поставим матрешек в дружный хоровод -(разбираем матрёшку, смотрим из чего она сделана)
«Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда
Как у вас ли тары – бары,
Всяки разные товары…
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите…»
Дети подходят к столу и рассматривают поделки мастеров: изделия из дерева.
- Вот мы с вами и побывали на ярмарке. Пели, да танцевали, себя показали.
А теперь я вас приглашаю в мастерскую народных умельцев, а умельцами вы будете сами.
Проходите, выбирайте каждый себе место.
- У меня есть вот такие чудесные матрёшки. Их надо расписать, чтобы они стали яркими и нарядными. А потом вы их можете подарить гостям на память.
- Справитесь с заданием?
Тогда приступайте к работе.
Дети распределяются за столами. Вспоминают элементы и технику росписи матрешек, начинают расписывать.
Хотелось бы прочитать следующие строки:
«Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
- Ребята, где мы сегодня с вами были?
- Что видели?