На каждого ребенка по 4 желтых кубика, пластина синего цвета, красная призма, маленькая машинка.
Методические приемы.
Показ образца, показ и обучение последовательности постройки, напоминание, поощрение, игровая ситуация.
Ход занятия.
После того, как дети сели на стульчики слышен гудок автомобиля. Обращаю внимание детей на то, что к нам едет машина. Везу её за верёвочку и пою песню «Про машину». Останавливаюсь и задаю детям вопрос «Что это?»
Ответ детей – «Это машина»
Воспитатель спрашивает – «Какая это машина, большая или маленькая?»
Ответ детей – «Машина большая» (ответы хороводные и индивидуальные).
Обращаю внимание детей на то, что в кузове большой машины лежат ещё машинки.
Воспитатель спрашивает – «Какие это машины большие или маленькие?»
Ответ детей – «Маленькие машины» (ответы хороводные и индивидуальные).
Воспитатель спрашивает детей – «Сколько маленьких машин?».
Ответ детей – «Много» (ответы хороводные и индивидуальные).
Воспитатель обращает внимание детей на «ворота» построенные мною заранее из крупного строительного материала.
Спрашиваю – «Посмотрите, ребята, какие эти ворота?».
Ответ детей – «Ворота высокие».
Воспитатель – «Давайте внимательно рассмотрим из чего построены «высокие ворота». «Это у «высоких ворот» стойки».
«Из чего построены стойки, Вика?
Ответ Вики – «Из кубиков» (ответы хороводные и индивидуальные).
Воспитатель спрашивает детей – «Какого цвета кубики?».
Ответ детей – «Кубики желтые» (ответы хороводные и индивидуальные).
Воспитатель спрашивает – «Из чего сделано перекрытие?».
Ответ детей – «Из пластины».
Воспитатель спрашивает детей – «Какого цвета пластина?».
Ответ детей – «Синего цвета» (ответы хороводные и индивидуальные).
Воспитатель показывает на красную призму, на торец лежит на перекрытии и спрашиваю у детей: «Что это?».
Ответ детей – «Это призма».
Воспитатель – «Правильно, это призма». Чтобы «высокие ворота» стояли красивыми я их украсила призмой. Какого цвета призма?».
Ответ детей – «Призма красная».
Воспитатель – «Вот какие красивые высокие ворота» я построила для большой машины, поехала большая машина в «высокие ворота».
Воспитатель – Посмотрите, ребята, а у маленьких машин нет ворот. Сейчас, я для маленькой машины построю ворота, только не высокие, а низкие, потому что машинка маленькая (беру мелкий строитель и начинаю строить «низкие ворота».
Показываю детям кубики, спрашиваю – «Что это?».
Ответ детей – «кубики».
Воспитатель – «Правильно, кубики».
Обращаю внимание на их цвет – «Из желтых кубиков я построю стойки для «низких ворот». Ставить их буду ровно, устойчиво. А теперь я сделаю перекрытие». Показываю пластину и спрашиваю: «Из чего я буду делать перекрытие?».
Ответ детей – «Из пластины».
Воспитатель – спрашивает детей: «Какого цвета пластина?».
Ответ: «Синего цвета».
Спрашиваю детей: «Чем я украшу «низкие ворота?».
Ответ детей: «Призмой».
Воспитатель спрашивает детей: «Какого цвета призма?».
Ответ: «Призма красная».
Воспитатель: - «Вот и построила я «низкие ворота» для маленькой машины, поехала маленькая машина в низкие ворота».
Показываю детям «высокие ворота» и спрашиваю, какие они высокие или низкие? Какая в них поедет машина – большая или маленькая?
Потом показываю на «низкие ворота» и задаю аналогичные вопросы. Уточняю ответы детей. Затем предлагаю всем детям построить такие же «низкие ворота» для остальных маленьких машин. В процессе построения подхожу к детям задаю им вопросы: «Никита из чего построены стойки у твоих ворот?».
Ответ Никиты: «Из кубиков».
- «Никита, какого цвета перекрытие у твоих ворот?».
Ответ Никиты: «Синего цвета».
- «Аня, чем ты украсила свои ворота?».
Ответ Анны: «Призмой».
- «Дима, какого цвета твоя призма?» и т. Д.
Когда все дети выполнили свои постройки, уточняю какие ворота они построили «высокие» или «низкие». Какие машины в них поедут «большие» или «маленькие». Раздаю детям маленькие машины и предлагаю покатать их в «низкие ворота».
Затем приглашаю детей на ковёр и говорю: «Сейчас, ребята мы с вами поиграем. Сначала мы будем «большие» машины и поедем в «высокие ворота», а потом будем «маленькие» машины и поедем в «низкие ворота».
На ковре стоят заранее приготовлены «высокие ворота». (сделанные в рост ребёнка из стоек), и «низкие ворота» (сделанные из дуги).
Предлагаю детям проехать сначала в «высокие ворота». Дети имитируют движение автомобиля и проезжают в «высокие ворота» (дети друг за другом во весь рост проезжают в «высокие ворота»). А теперь посмотрите перед нами «низкие ворота», в эти ворота поедут «маленькие машинки» (дети встают на четвереньки и проползают (проезжают) в «низкие ворота»).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вот как мы хорошо с вами покатались в «высокие» и « низкие» ворота.