- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки со звуком «л» и «ль», демонстрационный ираздаточный материал на каждого ребёнка.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
- Ребята, сегодня я обнаружила вот такой конверт. А на нём надпись «Задания для умников и умниц» группы №2. Внутри письмо. Вам интересно узнать, что же в этом письме? (ответы детей) Предлагаю нам всем вместе открыть и прочитать. Как вам такая идея? (ответы детей)
Письмо: «Здравствуйте, ребята! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания. Волшебница Весна!»
- Как вы думаете, мы готовы выполнять задания?! (ответы детей)
- Тогда начнём.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
- Ребята, прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки (разминка):
В некотором царстве,
Звуковом - государстве,
Жили, не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
- А чтобы не заблудиться в волшебной стране звуков, мы волшебными путями по дорожкам к ней пойдём. Звуки, буквы там живут и они нас очень ждут.
(прохождение пальчиками извилистых дорожек на бумаге)
Задание № 1 «Назови цвет звука»
- Волшебница Весна хочет, чтобы вы отправились по волшебной стране звуков и букв. А скажите, чем отличаются буквы от звуков? (звуки мы слышим и произносим, но не видим, а буквы мы видим и пишем)
- А какие бывают звуки? (гласные и согласные, согласные - мягкие и твердые, звонкие и глухие)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Гласные звуки мы обозначаем красным цветом)
- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом)
- От чего это зависит? (Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие)
- Молодцы, все справились с заданием. Я вижу, вы готовы к выполнению следующего задания от волшебницы весны.
Задание №2 «Загадки»
- Отгадайте загадки:
1. В доме нашем солнышко есть и не одно,
Тут же загорается, станет лишь темно… (лампа)
2. Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды…(тарелку)
3. Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
А по дереву стучит…(дятел)
4. Рукавов нет-так удобней,
И рукам без них свободней,
И красивая вся в клетку,
Очень тёплая…(жилетка)
- Какой повторяющий звук вы услышали в отгадках? (ответы детей)
- А какой это звук гласный или согласный, твёрдый или мягкий?
- Каким цветом мы будем отмечать на схеме звук «л», «ль» синей или зелёной фишкой? (ответы детей)
-Молодцы, правильно!
Задание №3 «Определи звук в слове»
- Следующее задание от волшебницы Весны.
- У вас на столах приготовлены фишки синие и зелёные, давайте с вами попробуем составить схемы слов (лампа, тарелка, дятел, жилетка). Определим, где же спрятался звук «л» или «ль» в начале, в середине или в конце слова… (самостоятельная работа детей с карточкой и фишками)
Физминутка «Весна»
Вот и кончилась зима (топают)
Постучалась к нам весна (хлопают)
Солнца яркие лучи (руки вверх)
Превратят снега в ручьи.
Птицы станут щебетать (машут руками как крыльями)
Реки толстый лед ломать (поворот влево, вправо)
Задание №4
- Звуки мы слышим и произносим, а что мы с вами видим и пишем? (буквы)
- У звука «л» и «ль» есть свое обозначение, это буква Л. Послушайте про неё стихотворение:
Буква «А» пошла в лесок-
Потеряла поясок…
Зацепился он за ель:
Получилась буква «Эль»!
- Давайте букву Л пальчиком в воздухе, у всех получилось?
- Ребята, у вас на листочках есть образец буквы, давайте попробуем написать её (дети по стрелочкам пробуют написать букву, а за тем по пунктирным линиям)
- Хорошо, ребята! Мы и с этим задание справились!
Задание №5 «Игра с мячом»
- А сейчас мы с вами должны определить, сколько слогов в слове. По картинке называете слово и хлопайте столько раз в ладоши, сколько слогов в данном слове.
- Как мы легко и с этим заданием справились!
Задание №6 «Доскажи словечко»
- Волшебница Весна очень любит стихи. Однажды она начала вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем Весне!
1. Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная… (радуга)
2. Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень …(жарко)
5. Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
6. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…(лейки)
7. Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
- Потрудилась, детвора? Весна игру вам припасла!
Вы скорей ко мне бегите
И словечко доскажите.
(Дети подходят к воспитателю и становятся в круг)
Ра-ра-ра — веселится детвора
На-на-на - к нам пришла весна
Ло-ло-ло - на улице тепло
Онце-онце-онце - ярко светит солнце!
- Молодцы!
3 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам
деятельности.
- Вы все большие молодцы!
Добрая волшебница Весна
Рада вам, и солнцу тоже
От неё - подарок нам,
Интересно, что же?
- Вот только где же она оставила для вас подарок? Есть какие-нибудь догадки? (Ищем подарок, находим)
- Весна нам смайлики прислала, чтобы всем приятней стало!
- А теперь давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
Вам понравилось? (ответы детей) Расскажите свои впечатления? Что для вас было самым интересным? Какие были трудности?