Оборудование: круги красного и зеленого цвета по количеству детей; ромашка с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».
Ход занятия
Организационный момент
- Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.
Д/и «Я рад вас видеть» Дети стоят по кругу, начинает игру воспитатель, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет с уменьшительно-ласкательным суффиксом имя своего соседа и передает ему палочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.
Основная часть занятия
1. Сообщение темы и задач занятия
- Сегодня мы постараемся вспомнить, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.
2. Первичное восприятие и осознание нового материала
У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.
Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?
Это правила такие, Надо знать их с малых лет!
Что сказать, когда войти, Как в гостях себя вести, Что с волшебными словами Делать дома и в пути
Если вежливыми стать И воспитанными быть, То всегда и всюду будут, Уважать вас и любить!
- Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много . Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)
Д/и «Катись клубок» - Этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только не повторяться!
- Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. Определите, что неправильно выполняют дети , изображенные на картинке. Найдите правильную картинку и объясните.
Д/и «Назови противоположное слово»
Ласково – грубо
Чистый – грязный
Правда- ложь, обман
Злой- добрый
Здороваться – прощаться
- Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит. Мы поиграем в игру.«Назови ласково»
Физкультминутка
3. Закрепление и осмысление знаний детьми
Обсуждение ситуаций
1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.
Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.
2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, - заметила старушка.
- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?
3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.
Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?
4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?
5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?
- Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.
«Вредные советы в стихах школьникам»
Вот уж лето пролетело, Скоро в школу ты пойдешь, Раскидай в портфеле вещи — Быстро-быстро все найдешь!
Не забудь взять в школу дудку, И, конечно же, свисток, На уроке, перемене Пошуми, браток, чуток.
На веселой перемене Походи на голове — И тогда за поведение Ты получишь двойки две.
Изгрызи свои резинки, Ручки и карандаши. В чистоте чудо-пеналы Держат только малыши!
Те хорошие тетради — Что измятые совсем. На уроке рисования, Стены маслом испиши, Парту изрисуй гуашью, И соседу покажи.
Лишь учитель что-то скажет - Сядь и булочку поешь.
Накроши кругом побольше, За собой не убирай, Крошки – это ведь красиво, Настоящий хлебный рай!
Игра «Можно или нельзя».
Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).
Вопросы:
Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?
Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?
Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?