kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова» (развитие речи,5 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребят, которые получают возможность проявить индивидуальность и творческие способности. На уроке используются такие виды деятельности, как работа с учебником, работа со словарём, творческое  задание, ролевая игра, работа с текстом, выполнение теста, самостоятельная работа, чтение наизусть, составление памятки «Правила речевого этикета», инсценирование. Занятие проходит интересно и динамично.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова» (развитие речи,5 класс).»

Конспект урока русского языка в 5 классе.


Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные

слова» (урок развития речи).

Цели урока:


образовательные:


- познакомить с понятиями «этикет», этикетные слова;

- обогатить словарный запас учащихся «вежливыми» словами;

- научить употреблять этикетные слова в соответствии с речевой ситуацией;

- обучить диалогу;


воспитательные:

- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку, его

богатству;

- воспитание культуры речи, поведения, культуры общения, умения ориентироваться в определённой жизненной ситуации;


развивающие:


- развитие речи;

- развитие навыков вежливого, тактичного общения со сверстниками, старшими,

учителями и младшими;

- развитие коммуникативных свойств личности;

- развитие мыслительных и творческих способностей.


Технологии:


- игровая;

- личностно-ориентированная;

- здоровьесберегающая;

- информационно-коммуникационная.


Формы организации деятельности:


- индивидуальная;

- парная;

- коллективная.


Виды деятельности:


- работа с учебником;

- работа со словарём;

- творческое задание;

- ролевая игра;

- работа с текстом;

- выполнение теста;

- самостоятельная работа;

- чтение наизусть;

- составление памятки «Правила речевого этикета»

- инсценирование.


Методы:


- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- проблемный.


Оборудование:


- учебник;

- словари;

- раздаточный материал;

- аудиозапись с диалогами;

- видеозапись фрагментов с речевыми ситуациями.


Виды контроля:


- тестирование;

- самоконтроль;

- творческая работа.


На доске.


1) Тема урока.


2)Эпиграф к уроку.


Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

М.Сервантес

3) Определение.


Речевой этикет – правила речевого поведения.



4) Должны знать:


  • что такое речевой этикет;

  • что такое этикетное общение;

  • вежливые, «волшебные» слова.


5) Должны уметь:


  • использовать в речи этикетные слова;

  • понимать и оценивать ситуацию общения.





Ход урока.


1. Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о вежливых этикетных словах,

речевом этикете. Именно вежливые слова, слова речевого этикета помогают

нам общаться друг с другом.

На доске словосочетание речевой этикет.


-Какое слово вам незнакомо? Посмотрите в толковом словаре. (Записывают объяснение значения слова).

- Обратите внимание на доску. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

- Как вы думаете, почему вежливость ценится дорого? (Вежливое слово просто

сказать, дороги отношения между людьми).

- Вежливые слова позволяют устанавливать доброжелательный контакт с

окружающими. Такие слова называются этикетными. Это слова приветствия,

прощания, просьбы, благодарности.

- А как вы думаете, всегда ли в языке были вежливые, этикетные слова?

- Верно, этикетные слова – это слова цивилизованного, развитого общества.

- Прочитайте упражнение №1.


1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


(1)Вежливые слова являются приобретением цивилизации. (2) Можно ли представить дикаря, сидящего у костра и жующего полусырое мясо, который обращается к соседу со словами: « Будьте так любезны, дайте мне, пожалуйста, вон ту большую кость. Благодарю вас, извините за беспокойство!» (3) Нет, нельзя. (4) Но если современный человек не употребляет в своей речи вежливых слов, он тоже становится похожим на настоящего пещерного человека.

(Г.Богданова, Г.Кириченко)




  1. Как бы вы озаглавили данный текст и почему?

    1. Вежливые слова.

    2. Нельзя жить без вежливых слов.

    3. Современный человек и вежливые слова.

    4. Приобретение цивилизации.


  1. В каком предложении заключается основная мысль текста?

    1. 1

    2. 2

    3. 3

    4. 4


  1. Подчеркните этикетные слова.

Как бы вы озаглавили его и почему?

- В каком предложении заключена основная мысль текста? (4)

- Какие этикетные слова нашли, подчеркните.

( Проверка)


2. Этикетные слова – наши помощники. Они помогают общаться.

- А какое наше главное слово приветствия?

- Какие ещё слова приветствия вам известны?

- А какие слова прощания вы знаете?

- Обратимся к упражнению №2. Прочитайте задание.

2. Обратитесь к выражениям, приведённым в упражнении. Выпишите по два выражения, которые можно использовать: а) в официальной обстановке; б) только в своей компании; в) с иронией, насмешкой.

( Добрый день. Здорово. Привет. Здравия желаю. Моё почтение. Наше вам с кисточкой. Салют. Доброго здоровья. Доброго здоровьица. Здорово живёшь.

До свидания. До скорой встречи. Пока. Чао. Покедова. Гуд бай. Прощайте. Прощевайте. Не смею долее утруждать вас своим присутствием. Разрешите откланяться.)


Как называются слова первого и второго абзаца, что мы выражаем с их помощью? Выполните задание. (Проверка)


3.Проанализируйте ситуации.

- Посмотрите на экран, проанализируйте ситуацию.


Показ видеозаписи.


  1. Вася проходит мимо разговаривающих учителей и говорит: «Здравствуйте,

Анна Петровна!»

- Можно ли Васю считать вежливым? (Нет, Васю нельзя считать вежливым, т.к. он неправильно здоровается. Надо здороваться со всеми учителями).


  1. Оля открыла дверь знакомому отца:

- Здравствуй, Оля, папа дома?

- Нет, - отвечает девочка и нетерпеливо ждёт, когда гость уйдёт.

- Жаль, до свидания!


- Правильно ли встретила Оля гостя?

- Как поступает в такой ситуации вежливый человек?

- Какой диалог должен был состояться у Оли с гостем отца?


(- Здравствуй, Оля, папа дома?

-Здравствуйте, проходите, пожалуйста. К сожалению, папы нет дома, но он скоро придёт. Вы можете подождать его.

- Спасибо, Оля, я зайду позже.

- До свидания.)


- Как ведёт себя, как поступает вежливый человек?


( Вежливый человек избегает того, что может огорчить других людей, с ним приятно общаться, а невежливые люди отталкивают. От них хочется держаться на расстоянии.)


4.Какие вежливые слова и обороты мы чаще всего употребляем в речи, выражая

просьбу?

- Обратимся к упражнению №3.

Прочитайте задание, выполните.


3.Рассмотрите синонимы. С их помощью обратитесь с просьбой:

1) к приятелю, 2) к директору школы, 3) к дорогому вам человеку,

4) попросите незнакомого вам человека пригласить кого-то к телефону, 5) узнайте у прохожего, который час.


( Пожалуйста, прошу (тебя, вас), будь добр, будьте добры, будь любезен, будьте любезны, не откажите в любезности, не сочтите за труд, будь другом, не в службу, а в дружбу).


- Запомним слова для выражения просьбы.


Формы деятельности: работа в парах, игровая ситуация, мини-диалоги с употреблением слов для выражения просьбы.


5. А какие волшебные вежливые слова вы говорите, если не можете выполнить

просьбу?

- Обратимся к упражнению №5.




5.Напишите этикетные слова, которые произносят вежливые люди, если они случайно кого-то огорчили.


В разговорной речи

В официальной обстановке








- Скажите, ребята, с какой интонацией, с каким чувством надо произносить

вежливые слова?

- Вежливые слова произносятся доброжелательно. Послушаем стихотворение И.Кульской «Невежливая вежливость» (ученик читает наизусть).

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь:

- Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

- С добрым утром, дед Федот! –

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дёрнет за косынку:

- Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!..

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

- Извините, добрый вечер!

- Ты, - вожатый закричал, -

И невежа и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!


- Почему стихотворение так называется?

- Мальчик употребляет вежливые слова, но произносит их грубо, вызывающе, и

они не оказывают нужного действия.

- Что бы вы посоветовали мальчику?

- Надо внимательно относиться к своей речи, не допускать грубости, уважать тех,

с кем общаешься.

- Вежливые слова хороши тогда, когда человек действительно желает добра и здоровья.


6. На третьей странице дидактического материала есть три задачи. Прочитайте их

и решите, ответьте на вопросы.

1) Умеют ли они здороваться?

Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Анна Сергеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слушали: они первыми ворвались в буфет.

А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры.

Почему?



2)Пожалуйста

Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

-Девочка, сиди поспокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя, - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.

- А что я сделала? – возразила Леночка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.


? И девочка, и старушка произнесли слово пожалуйста. Можно ли назвать Леночкино пожалуйста волшебным? Почему?



3) Три ошибки

Мальчик крикнул прохожему:

- Скажите, сколько сейчас часов?


? Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал?


- Вежливые слова надо произносить искренне, от чистого сердца, тогда они действительно будут добрыми.


7. - Правила речевого этикета русский народ выразил в пословицах и поговорках.

Откройте учебник на странице 112, упражнение 338.

- Объясните, какие правила речевого поведения выражают эти пословицы и

поговорки.


*Записать одну пословицу, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова (дополнительное задание) (Проверка у 2-3 человек)


8. – Мы с вами выполнили упражнения, поучились употреблять этикетные слова.

Посмотрим на упражнение №4.

4

1)Оцените ситуацию. Всё ли в ней соответствует речевому этикету? Какие слова, с вашей точки зрения, здесь лишние, хотя и являются вежливыми словами?


Девочка входит в библиотеку.

- Добрый день, Лада Ивановна! Будьте любезны, если вас не затруднит, дайте мне, пожалуйста, сказки А.С.Пушкина. Заранее вас благодарю.

( Очень много «вежливых» слов. Достаточно одного.)


2) Запишите текст в исправленном виде.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Слова для справок: Мне надо принести вам свои извинения; приношу вам свои извинения; ради бога, простите; прости(те); извини(те); простите, я не хотел(а); пожалуйста, простите, я виноват; простите, я причинил вам столько хлопот; не сердитесь на меня; простите за беспокойство.


(Проверка исправленного текста)


9. Работа над памяткой речевого этикета.

- Итак, речевой этикет – это особые правила речевого общения. Запишем эти

правила. Постараемся запомнить. (Составление памятки).

Итог урока.

Вы хорошо поработали. Вспомните, что узнали на уроке, чему научились?


Знаем:


  • что такое речевой этикет;

  • что такое этикетное общение;

  • вежливые, «волшебные» слова.


Умеем:


  • использовать в речи этикетные слова;

  • понимать и оценивать ситуацию общения.


Домашнее задание:

  1. составить памятку для того, кто говорит по телефону (6- 7 пунктов);

  2. составить диалог со словами «вежливости»;

  3. составить словарный диктант из «вежливых» слов.


В конце урока заданы вопросы:

- Что понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Что узнали нового, полезного?

- С каким настроением работали на уроке?



Дидактический материал к уроку.


1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


(1)Вежливые слова являются приобретением цивилизации. (2) Можно ли представить дикаря, сидящего у костра и жующего полусырое мясо, который обращается к соседу со словами: « Будьте так любезны, дайте мне, пожалуйста, вон ту большую кость. Благодарю вас, извините за беспокойство!» (3) Нет, нельзя. (4) Но если современный человек не употребляет в своей речи вежливых слов, он тоже становится похожим на настоящего пещерного человека.

(Г.Богданова, Г.Кириченко)


  1. Как бы вы озаглавили данный текст и почему?


    1. Вежливые слова.

    2. Нельзя жить без вежливых слов.

    3. Современный человек и вежливые слова.

    4. Приобретение цивилизации.


  1. В каком предложении заключается основная мысль текста?


    1. 1

    2. 2

    3. 3

    4. 4


  1. Выпишите этикетные слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________


2. Обратитесь к выражениям, приведённым в упражнении. Выпишите по два выражения, которые можно использовать: а) в официальной обстановке; б) только в своей компании; в) с иронией, насмешкой.


Добрый день. Здорово. Привет. Здравия желаю. Моё почтение. Наше вам с кисточкой. Салют. Доброго здоровья. Доброго здоровьица. Здорово живёшь.

До свидания. До скорой встречи. Пока. Чао. Покедова. Гуд бай. Прощайте. Прощевайте. Не смею долее утруждать вас своим присутствием. Разрешите откланяться.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Рассмотрите синонимы. С их помощью обратитесь с просьбой: 1) к приятелю,

2) к директору школы, 3) к дорогому вам человеку, 4) попросите незнакомого вам человека пригласить кого-то к телефону, 5) узнайте у прохожего, который час.


Пожалуйста, прошу (тебя, вас), будь добр, будьте добры, будь любезен, будьте любезны, не откажите в любезности, не сочтите за труд, будь другом, не в службу, а в дружбу.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.

1.Оцените ситуацию. Всё ли в ней соответствует речевому этикету? Какие слова, с вашей точки зрения, здесь лишние, хотя и являются вежливыми словами?


Девочка входит в библиотеку.

- Добрый день, Лада Ивановна! Будьте любезны, если вас не затруднит, дайте

мне, пожалуйста, сказки А.С.Пушкина. Заранее вас благодарю.


2. Запишите текст в исправленном виде.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Напишите этикетные слова, которые произносят вежливые люди, если они случайно кого-то огорчили.


В разговорной речи

В официальной обстановке















Слова для справок: Мне надо принести вам свои извинения; приношу вам свои извинения; ради бога, простите; прости(те); извини(те); простите, я не хотел(а); пожалуйста, простите, я виноват; простите, я причинил вам столько хлопот; не сердитесь на меня; простите за беспокойство.


Задачи про «добрые слова».


Чтобы узнать, как вы поняли, что такое «добрые слова», решите несколько задач.



1. Умеют ли они здороваться?

Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Анна Сергеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слушали: они первыми ворвались в буфет.

А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры.

Почему?



2.Пожалуйста

Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

-Девочка, сиди поспокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя, - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.

- А что я сделала? – возразила Леночка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.


? И девочка, и старушка произнесли слово пожалуйста. Можно ли назвать Леночкино пожалуйста волшебным? Почему?




3. Три ошибки

Мальчик крикнул прохожему:

- Скажите, сколько сейчас часов?


? Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие ошибки он сделал?


Памятка «Правила речевого этикета».


  1. Приветствуя, здороваясь, спрашивая о чём-то, прощаясь, будь доброжелателен

  2. Говори внятно, чётко.

  3. Душевно относись к людям.

  4. Помни, что надо сперва думать, а потом говорить.

  5. Научись слушать, не перебивай говорящего.

  6. Достаточно одного вежливого слова в обращении.

  7. Помни: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова» (развитие речи,5 класс).

Автор: Винюкова Татьяна Васильевна

Дата: 08.11.2020

Номер свидетельства: 562817


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства