Дидактический, наглядный и раздаточный материал: презентация к занятию, минусовка песни из мультфильма «Паровозик из Ромашкова», видеофильм «Планета Земля», глобус, 13 картинок с правилами поведения в природе, 12 конвертов с пазлами птиц, 4 картинки времён года, 32 картинки с сезонными изменениями в природе, изображения животных и растений для раскрашивания – 12 шт., клей-карандаш – 12 шт, карандаши цветные.
Организационный момент (2 мин)
Педагог встречает детей в коридоре и прикрепляет им бейджи с именами. Выстраиваемся вагончиками за педагогом и входим в класс под музыку «Паровозик из Ромашкова»
Встаём в центре класса: дети вокруг педагога.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Николаевна!
Сегодня у нас не совсем обычное занятие, для того чтоб оно началось, я провожу вас на места.
Дети за педагогом идут вагончиками, педагог сажает их на расставленные в ряд стулья.
Педагог:
-Мир, в котором мы живем, такой интересный и сложный… Он похож на огромную галактику, в которой много звезд и планет. Иногда придя в незнакомое для тебя место, ты вдруг понимаешь, что попал на другую планету и оказался здесь чужим. Но это не так! Теперь это твой мир, твоя планета, потому что здесь ты учишься, общаешься, радуешься своим победам и просто творишь! Сегодня вы попали на занятие кружка «Живая планета».
- Ребята, правда, очень много интересного и пока вам неизвестного на нашей планете?
Дети:
-Да!
Педагог:
- Ребята, мы с вами тоже сегодня отправимся в путешествие по «Живой планете». За одно занятие сложно объехать всю планету, поэтому я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей малой Родине.
Педагог:
- Подскажите мне, ребята, как называется город, в котором мы живем!
Дети:
- Саров.
Педагог:
-А область?
Дети:
- Нижегородская.
Педагог:
- Правильно, ребята, вот мы с вами и отправимся путешествовать по нашей местности на паровозе, будем останавливаться на станциях и выполнять задания.
Педагог:
- Но прежде чем мы отправимся, давайте узнаем, как нужно вести себя в природе!
Педагог просит детей подойти к столику, на котором разложены карточки с заданием и объясняет, что им нужно сделать.
-Ребята, перед каждым из вас лежит картинка, на которой изображено правило поведения в природе, попробуйте своими словами сказать это правило.
Показываю картинку и говорю пример: «Нельзя ловить и уносить домой диких животных!»
Каждый ребенок по кругу называет свое правило
ЗАДАНИЕ №1 «Станция «Правила поведения в природе»» (5мин)
Для каждого ребенка на столе заготовлена карточка с ситуацией по правилам поведения в природе.
Задача учащихся сформулировать правило изображенное на картинке и озвучить его.
Оборудование: 13 картинок с правилами поведения в природе
Педагог:
-Молодцы, ребята, все справились, и мы можем отправляться в наше путешествие. Все встаем за мной паровозиком и в добрый путь!
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» и дети за педагогом двигаются к станции «Птицы нашей местности»
Музыка выключается, и дети рассаживаются вокруг стола с заданием.
Педагог:
-Ребята, мы приехали на станцию «Птицы нашей местности». И мудрая сова приготовила для вас задания. Вы знаете, что такое пазлы, а умеете их собирать? Тогда каждый откроет конверт, достанет пазл, на котором изображена птица нашей местности, попробует собрать и дать название изображенной птице.
- Задание всем понятно? Тогда приступаем к выполнению.
ЗАДАНИЕ №2 «Станция «Птицы нашей местности»» (5 мин)
Для каждого ребенка на столе заготовлен конверт с разрезанной на части картинкой.
Задача учащихся собрать картинку, вспомнить название изображенной птицы и озвучить его.
Оборудование: 12 конвертов с пазлами про птиц
По мере выполнения задания спросить, как называется птица у каждого ученика, и показать правильный ответ на слайдах.
Педагог:
-Молодцы, ребята все справились, наведите порядок на рабочем месте, и мы можем продолжить путь. Все встаем за мной паровозиком и поехали!
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» и дети за педагогом двигаются к следующей станции «Времена года»
Музыка выключается, и дети встают вокруг стола с заданием.
Педагог:
- Ребята, мы приехали на станцию «Времена года». Перед вами изображение времен года. Покажите, пожалуйста, время года осень? Зиму? Весну? Лето?
-А что же это такое изображено на маленьких картинках?
Дети:
- Сезонные изменения природы.
Педагог:
-Правильно это сезонные изменения природы. Только вот беда, все они перепутались, и я не могу разобраться какие явления природы зимние, какие весенние, какие осенние, а какие летние. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разложить все правильно.
Разделитесь на группы по три человека (подойти помочь!), найдите явления природы, характерное для вашего времени года.
ЗАДАНИЕ №3 «Станция «Времена года»» (5 мин)
На столах находятся картинки с изображениями времен года. Для каждой команды из 3 человек на столе лежит одно из времен года и набор картинок с разными сезонными изменениями.
Задача учащихся подобрать изменения характерные только для своего времени года.
Оборудование: 4 картинки с временами года, 12 картинок с сезонными изменениями природы.
Правильные ответы проверяем по слайдам.
Педагог:
-Молодцы, ребята все справились, давайте наведем порядок на рабочем месте и мы можем продолжить путь. Поехали!
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» и дети за педагогом двигаются к следующей станции «Самоделкино»
Музыка выключается, и дети рассаживаются на стулья вокруг стола с заданием.
Педагог:
- Ребята, мы приехали на станцию «Самоделкино» (5мин).
Посмотрите, ребята, что у меня в руках? (показываю глобус)
Дети:
- Глобус!
Педагог:
- Правильно ребята – это уменьшенная копия нашей планеты Земля. Посмотрите, сколько здесь голубого, зеленого, коричневого, желтого цвета, как вы думаете, что они означают?
Дети:
- Что это вода, леса, горы и пустыни!
Педагог:
- Правильно, ребята. А кроме всего перечисленного, кто обитает на нашей планете?
Дети:
- Звери, птицы, растения!
Педагог:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, какой интересный домик там расположился! Только в этом доме как-то грустно и пусто! Давайте все вместе поселим жителей на нашу планету!
ЗАДАНИЕ №4 «Станция «Самоделкино»» (10 мин).
Детям раздаются изображения животных и растений. Нужно раскрасить изображение, поместить его с помощью клея в дом на картинке.
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый, уже совсем не грустный дом у нас получился. Настоящая живая планета! Здорово, когда на планете живут все в мире, согласии и добрососедстве!
-Молодцы, ребята все справились, нам пора в путь. Поехали!
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» и дети за педагогом двигаются к центру класса. Встают вокруг педагога.
Педагог: (подведение итога 3 мин)
- К сожалению, ребята, наше путешествие подходит к завершению. Вам понравилось путешествовать по «Живой планете»?
Дети:
-Да!
Педагог:
- Ребята, кому понравилось, возьмите листочек и прикрепите на дерево.
Дети прикрепляют листочки с помощью клея на нарисованное дерево.
Педагог:
- Спасибо, ребята, вы просто молодцы!
-До свидания, до следующего занятия!
Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» и дети за педагогом двигаются из класса.
Самоанализ занятия
«Введение в общеразвивающую программу « Живая планета»
Данное занятие по типологии относится к вводному учебному занятию, на котором была дана обобщённая картина того материала, который будет изучаться в процессе реализации программы.
Основная моя задача сводилась к тому, чтобы так преподнести материал, так мотивировать важность темы занятия, чтобы у учащихся возник интерес, появился осознанный подход к изучению программного материала. Цель данного занятия – дать представление о разнообразии растительного и животного мира, о взаимодействиях, существующих в природе, создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у учащихся образного представления об изучаемой области.
По форме это занятие игра-путешествие.
На занятии использовалась фронтальная беседа, индивидуальная работа, коллективно-групповая работа.
Данное занятие имеет определённую структуру.
Мотивационный этап включал в себя:
показ видеофрагмента о многообразии живых организмов на планете Земля;
беседа о значимости изучения растений и животных своей малой Родины.
Ориентировочный этап включал: соединение субъективного опыта обучающихся с элементами изучения учебного материала:
формулировка правил поведения в природе;
триз-пазлы « Угадай птиц нашей местности»;
мозговой штурм « Особенности времён года»
моделирование наглядного динамического стенда « Многообразие видов планеты Земля»
Считаю, что форма взаимодействия педагога и обучающихся была диалогичной. Были созданы условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Организация осознания обучающимися собственной деятельности на занятии была представлена двумя основными видами:
1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу занятия в процессе выполнения заданий по станциям
Подбор материала осуществлялся соответственно возрастным особенностям детей, имеющимся у них знаниям.
При проведении этого занятия учитывались Федеральные государственные требования (ФГОС дошкольного образования), а именно социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, использование игровой ситуации на занятии, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
При проведении занятия использовались такие виды деятельности как общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - как сквозные механизмы развития ребёнка.
При подборе материала учитывались следующие принципы:
наглядности;
логичности;
доступности;
На занятии применялись следующие методы обучения:
словесно-наглядные;
частично-поисковые;
практический;
метод сравнения.
На занятии применялись следующие средства обучения:
визуальные;
компьютерные.
Применялись элементы педагогических технологий:
игрового обучения;
коллективного способа обучения;
развивающего обучения.
Дидактический анализ:
Считаю, что все запланированные виды деятельности на занятии удалось выполнить.
Была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивала общение, совместную деятельность детей и педагога, двигательную активность.
Психологическая атмосфера на занятии поддерживалась разнообразными формами работы. Обобщение было продуктивным и качественным.
Дети смогли реализовать свои образовательные потребности и способности. Ситуация успеха формировалась на протяжении всего занятия.
Цель занятия достигнута, поставленные задачи решены, что обеспечивает достижение всех планируемых результатов.