Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птицы овсянки; загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Методы обучения:
1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение художественной литературы, загадка, вопросы, ответы).
2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций).
3) Игровой метод.
Ход НОД.
Организационный момент.
1. Эмоционально – психологический настрой детей.
Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик и встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.
Вводная часть.
Вступительная беседа о птицах.
2. Создание проблемной ситуации.
В гости к детям приходит Обезьянка Дуду.
Обезьянка Дуду: Сегодня со мной произошла удивительная история. Я стояла посреди двора и слышала голоса разных птиц, мяуканье кота и даже кудахтанье курицы. А вокруг никого не было, кроме маленькой желтой птички. Откуда же слышались все эти звуки?
Дети: Ответы детей.
3. Игровая мотивация.
Воспитатель: А может быть, Дуду по-разному слышалась одна и та же птичья песенка? Вот как об этом написал Николай Иванович Сладков в рассказе «Овсянкины советы».
Чтение Н. И.Сладкова «Овсянкины советы»
Воспитатель: «Песенку овсянки мы сначала и слушать не хотели: уж больно проста. Да и певица невидная: сидит неподвижно на ветке, прижмурив глаза, и поет одним голосом: „Синь-синь- синь-си-инь!" Но нам сказали, что хоть и одним голосом она поет, да о разном.
— Вы только вслушайтесь, — сказали. — Слышите?
„Синь-синь-синь-си-инь!"
И верно, вокруг синь! Как мы раньше этого не заметили! И небо синее, дымка над лесом синяя, тени на снегу — как синие молнии. А если еще и глаза прижмурить — все станет синим. Синий месяц март!
— Это еще не все, — сказали. — Послушайте-ка ее в апреле.
В апреле овсянка песенкой своей давала советы. Увидит возчика в розвальнях на раскисшей дороге и запоет: „Смени сани, возьми во-оз!"
В мае у овсянки песня та же, но совет другой. Увидит, что скотник сено коровам несет, и сразу: „Неси, неси, неси, не тру-си-и!"
— Ишь ты! — усмехается скотник. — И откуда она знает, что сено у нас к концу?
Любит овсянка возле человеческого жилья петь. Одна у нее песенка, только каждый переводит ее на свой лад».
Обезьянка Дуду: Выходит, овсянка одну и ту же песенку пела? Почему же ее все слышали по-разному?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Попробуем передать звуки, которые издают разные птицы, попытаемся узнать их по голосам. Возможно, и Дуду узнает своего нового знакомого или сможет разгадать таинственное происхождение услышанных ею звуков.
Звучит аудиозапись: «Голоса птиц».
Детям нужно угадать, кому принадлежат эти голоса, постараться воспроизвести услышанное ими сочетание звуков. Например: ворона — кар-кар; воробей — чик-чирик, чив-чив; сорока — ча- ча-ча; журавль — курлы-курльг, кукушка — ку-ку, синица — синь-синь-синь; снегирь — рюм-рюм-рюм; свиристель — свири-свир; клест — цок-цэц, цок-цэк.
Обезьянка Дуду: Ничего не понимаю, мне кажется, я слышала все эти песенки сегодня утром! А ведь птицу я видела только одну!
Воспитатель: Кажется, я догадалась, кого сегодня встретила Дуду. Ребята, поможете мне проверить мою догадку?
Подвижная игра «Жмурки».
Выбранному водящему завязывают глаза. Игроки по очереди зовут водящего. Он может назвать имя игрока и сказать, где тот находится (по отношению к водящему — слева, справа, позади, впереди). Если в течение отведенного времени водящий никого не узнает по голосу или не сумеет определить местоположение тех, кого он узнал, ему предоставляется возможность поймать игроков.
Воспитатель: Видишь, Дуду, мы не только можем узнать, кто говорит или поет, но и откуда слышится звук. Скажи, откуда доносились все те звуки, которые ты слышала?
Обезьянка Дуду: Казалось, что все эти звуки издает маленькая птичка.
Воспитатель: Все сходится. Это была овсянка (показывает детям и Дуду изображение овсянки). Узнаешь ее, Дуду?
«Не знаю, есть ли у овсянки свои собственные мотивы, но в ее песне можно услышать и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички. А то вдруг закудахчет на дереве курица, застучит клюв аиста, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загудит детская военная труба».
Воспитатель: Так вот кто на разные голоса говорил со мной! Обязательно познакомлюсь с птичкой овсянкой!
Загадки птиц и загадки о птицах
Воспитатель показывает детям игрушку птицы овсянки.
Овсянка: Молодцы! Я вижу, вы мастера разгадывать загадки. А вот я совсем не умею.
(Прослушав загадку, детям нужно не только дать ответ, но и привести свои рассуждения).
Воспитатель:
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Домик из травы и глины под окнами и карнизами делает ласточка. О ласточках говорят, что они приносят тепло в наши края.
Птицы с длинными ногами
До весны простились с нами,
Машут крыльями вдали
И курлычут... (журавли).
Улетают на юг зимовать и курлычут длинноногие журавли.
Свил гнездо он над водой
На тростинке молодой.
Дом похож на рукавицу,
Ну а птица — на синицу. (Ремез.)
Дом, похожий на рукавицу, вьет близкий родственник знакомой нам всем синицы (поэтому он так похож на нее) — синица-ремез.
Птицу эту народ
Потому так зовет,
Что эта птица
Зимою родится. (Зимородок.)
Птица, название которой образовалось из словосочетания «зимою родится», — это зимородок.
Его трели любой узнаёт.
Он же песни чужие поет.
Удивительный этот певец —
Всеми нами любимый... (скворец).
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи.
Что звенит как будто склянка?
Песенку поет …(Овсянка).
Как раз сегодня ребята узнали о том, что овсянка — мастерица подражания голосам разных птиц.
Овсянка: Спасибо, ребята, что показали мне, как нужно разгадывать загадки. Я тоже хочу загадать загадки знакомых мне птиц и раскрыть вам их секреты.
Вы знаете, ребята, что даже те птицы, которые не имеют голоса, тоже любят поговорить? Аисты стучат одной половинкой клюва о другую; бекасы, стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте, и воздух, проходя через них, гудит; многие птицы умеют с шумом хлопать крыльями; дятлы общаются при помощи барабанной дроби.
Речевая игра «Поговори со мной».
Дети по очереди становятся водящими. Каждому из них нужно «сказать» что-нибудь другим игрокам так, как это делают безголосые птицы: постучать как аисты, похлопать крыльями, отстучать определенный ритмический рисунок. Игрокам нужно как можно точнее повторить «высказывание».
Овсянка: Вы, ребята, молодцы! Уже многое знаете о птицах, быстро учитесь. Нам птицам тоже приходиться многому учиться: летать, добывать корм, прятаться от врагов, а еще мы учимся петь, танцевать, дарить подарки, правильно строить гнездо. Об этом вы узнаете из рассказов-задач, которые я отправила для вас по почте.
Дети прощаются с Овсянкой, приглашают ее в гости.
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о птице овсянке?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.
2. Рефлексия.
(Приём рефлексии «Солнышко »).
Воспитатель: На доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не понравилось, прикрепляете голубой лучик.
Прогнозируемый результат:
- повысить интерес воспитанников к птицам родного края;
- сформировать знания детей о птице овсянке;
- обогатить словарный запас детей по теме «Птицы»;
- привлечь детей к обмену информацией по теме занятия в ходе общения с родителями.