- Ребята, мы с вами каждое утро играем, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествии мы отправимся необычным способом. Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (ответ детей: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д.)
- Как много вы знаете, но это еще не все. Послушайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно как картинка. (Воздушный шар)
- Сегодня мы будем путешествовать на воздушном шаре с помощью фантазии.
А что это такое фантазия? (Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д.). Правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи (включается музыка).
- Закройте пожалуйста глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
Основная часть:
- Вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это? Перед нами ворота, но мы не можем войти.
Послушайте загадку:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)
Как же нам открыть его? (Дети предлагают как это можно сделать: ключом, загадкой, стихи прочитать, волшебные слова сказать). Давайте попробуем. (пробуем все варианты, не получается открыть).
- Ребята, мы про замок ещё с вами что-то учили, вспоминайте. (Подвожу детей к возможности воспользоваться пальчиковой гимнастикой).
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок
(соединяем руки в замок, переплетаем пальцы,
Кто его открыть бы смог? Покрутили.
(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев,
Потянули
(раздвигаем в разные стороны ладошки, пальчики по прежнему сцеплены).
Постучали
(ладошки хлопают друг о друга, пальцы остаются в замке)
И открыли!
(расщепляем ладошки)
Замок открыли, молодцы!
- Ой, ребята, здесь письмо!
Письмо: Дорогие, любимые ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Всё, что есть у нас, и дома, и леса, и солнышко. Помогите нам расколдовать страну.
- Нужно помочь жителям страны. Поможем? (Да)
Среди поля голубого, яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались? Это (Солнце)
- А какое это солнышко, посмотрите (круглое, жёлтое)
- Ребята, а какое у него настроение (грустное).
- Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков, злые волшебники разбросали лучики).
- Как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
- Надо выполнить задания и собрать все лучики.
Задание 1. С мячом – назови ласково.
Дети становятся в круг. Воспитатель передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково. (бык-бычок, жук-жучок и т. д.)
Наоборот. Слова антонимы: большой - маленький, тепло - холодно и т. д.
Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.
Задание 2. Назови одним словом.
Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают одним словом (перец, лук, помидор, огурец, морковь – овощи; яблоко, груша, апельсин, киви – фрукты).
Прикрепляем второй лучик к солнышку.
Задание 3. Четвертый лишний.
Воспитатель перечисляет предметы, а дети говорят что лишнее и почему они так считают (ромашка, тюльпан, роза, гриб – лишний гриб).
Прикрепляем третий лучик к солнышку.
Задание 4. Назови признаки.
В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
- матрешка из дерева, значит она деревянная,
- дом из кирпича, значит кирпичный дом.
Прикрепляем четвертый лучик к солнышку.
Задание 5. Составление рассказа с использованием мнемотаблицы.
Прикрепляем пятый лучик к солнышку.
Задание 6. Физ. минутка. Деление слов на слоги.
В стране Красивой речи тоже любят играть, как и мы с вами. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по кругу. Колокольчик не звенит, дети останавливаются. Воспитатель показывает картинку, называет предмет дети хлопками делят слово на слоги. (де-ре-во, брю-ки, ма-ши-на).
Прикрепляем шестой лучик к солнышку.
Задание 7.
Вы много знаете волшебных слов, и вам нужно будет сейчас закончить предложение.
«Закончи предложение» Я буду зачитывать вам строчки из стихотворения, а вы закончите их подходящими вежливыми словами.
1 Растает ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)
2 Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
3 Когда нас бранят за шалости, говорим мы…(простите пожалуйста)
4 И во Франции и в Дании, на прощанье говорят…(до свидания)
5 Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)
Расколдовав этот лучик, мы попали в сказочную страну.
- Молодцы ребята!
Прикрепляется к солнышку последний лучик. Мы помогли им, выполнили все задания, собрали все лучики. (звонит телефон, включаю громкую связь и жители страны Красивой речи говорят нам спасибо).
- Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло).
Воспитатель говорит пословицу:
При матери – добро,
При солнышке – тепло.
- А сейчас мы с вами отправимся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад! (убрать все атрибуты пока дети с закрытыми глазами).