- А где именно происходит ваше знакомство со сказками?
- Посмотрите на экран.
- Кто из вас знает эту сказку?
- Правильно, это сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
- А кто он, гадкий утенок?
- Как к нему относились герои сказки?
- Почему утенка обижали? (он не похож на других)
- Что о нем говорила его мать? (у него доброе сердце)
- А что это значит?
2) Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок?
-Нас могут обижать?
-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
3) Игра «Кто есть кто…»
- Вы тоже все разные.
- Давайте поиграем. Выполняйте мои пожелания:
тот, у кого есть брат, должен подпрыгнуть;
у кого голубые глаза - трижды подмигните;
тот, кто любит вкусно покушать, пусть погладит себя по животу;
кто похож на маму, пусть себя обнимет;
кто похож на папу, пусть похлопает в ладоши;
кто любит собак, должен дважды пролаять;
любящие кошек скажут "Мяу!" и подтянуться;
кто любит читать, пусть пожмет руку соседу;
кто рад, что учится в данном классе, громко скажет "Ура!";
кто считает себя любознательным человеком, пусть заглянет под свой стул;
кто мечтал стать невидимым, спрячется за стул;
кто занимается спортом, тот приложит ладонь правой руки к сердцу.
- Ну что, много вы узнали интересное о своих одноклассниках?
- Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Вы разные, но вместе вам хорошо.
- Так это хорошо, что вы разные? ВЫВОД
Знакомство с понятием «толерантность»
– Так как же нужно относиться к окружающим тебя людям?
- Можно ли обижать людей за то, что они выглядят по-другому?
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, одним словом, но каким вы узнаете, если расположите буквы по росту, начиная с самой большой. Какое слово вы получили? (Толерантность)
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – это слово имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый, но, более всего, он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
- Как вы поняли, что такое толерантность? СЛАЙ №3
- Чтение стихотворений
Толерантность. Что это такое? -
Коли спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Выявляют что-то, где-то,
Веселятся дружно. Нет нужды
Остерегаться, что тебя обидят.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Мы все разные. СЛАЙД №4
- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).
- Сколько материков на Земле? (6).
- На каком материке находится наша страна?
- Как называется наша страна? ( Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на СЛАЙД №5. Кто изображен? ( Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
- А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды.
Легенда североамериканских индейцев.
Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15-20 тысяч разных народов.
- Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции).
Давайте послушаем песню о детях разных народов.
Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (как это делают в разных странах люди разных национальностей).
- А вы знаете, как приветствуют друг друга люди разных национальностей?
- Тогда слушайте и пытайтесь повторить. СЛАЙДЫ №6-12
1) Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться;
- Так приветствуют друг друга в Японии.
2)Потереться носами (Новая Зеландия);
3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
4) Показать язык (на Тибете);
5)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия).
Беседа «Толерантность в семье»
- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности?
- Но увы, сейчас в мире происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. И люди вынуждены покидать свои дома, бежать из родных мест, чтобы спастись от голода, болезней, разрухи. Этих людей называют беженцами.
Они едут в другие места с надеждой, что их примут, им помогут.
- Как же нам с вами относиться к этим людям, потерявшим кров, получившим увечья, а может и близких?
- Правильно, молодцы!
- Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.
- А как называется милый сердцу уголок – наша малая родина?
- Правильно. В нашем селе проживают люди разных национальностей. Самые многочисленные из них: русские, украинцы, белорусы, чеченцы, цыгане, дагестанцы.
- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)
- Правильно. Толерантность начинается с семьи.
- Как вы думаете, что нужно делать, что в семье царили мир и согласие?
ЛЮБИТЬ
ПРОЩАТЬ
ТЕРПЕТЬ
- Какая же это семья, которая обладает этими качествами? ТОЛЕРАНТНАЯ
Беседа «Толерантность в школе»
- Наш класс – это тоже семья, наша маленькая с вами семья. Мне бы хотелось, чтобы в ней тоже царили любовь, взаимопонимание, взаимовыручка, чтобы вы никогда не ссорились.
- А что для этого надо делать?
- Быть каким?
IV. Упражнения для закрепления понятия «толерантность»
- А теперь поиграем.
- У вас на столе заготовка для цветка и лепестки красного и синего цвета, а также клей.
- Слушайте задание и выполняйте.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
Пожилая женщина медленно идет…
1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. 2. Ты обгоняешь её.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты устраиваешь истерику.
Ты идешь с ними гулять.
Саша плохо одет:
1. Ты считаешь, что это неважно.
2. Ты подсмеиваешься над ним.
К тебе подходит ребенок – инвалид…
1. Ты просто разговариваешь с ним.
2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
- А теперь давайте посмотрим на ваши цветы. Покажите их нам.
- Прекрасно! Молодцы!
V. Знакомство с правилами толерантного общения
Решение практической ситуации.
- Ребята, давайте сформулируем правила толерантного поведения. Мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Крошка Енот». Вам предстоит выполнить задание.
Задание для ребят.
- Подумай, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с новым человеком.
В заключение нашего занятия давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Ежик должен быть колючим».
VI. Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам украсить нашу планету хороводом ладошек, на которых вы напишите правила толерантного поведения. Начало предложения звучит так «Чтобы жить в мире с другими людьми…» (Дети читают свои записи на ладошках и прикрепляют на доску).
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас. Помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.