Экологическая викторина «Что? Где? Когда?»
(подготовительная группа).
Виды детской деятельности:
коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная, двигательная, художественно – театральная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Цели деятельности педагога: 1. уточнять и закреплять представления детей об объектах природы, взаимосвязях живой и неживой природы, о необходимости защищать природу.
2. закреплять знания и умения, полученные на занятиях по обучению грамоте.
3. развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к природе.
4. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей и соревновательной направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Планируемые результаты интегративных качеств: ребенок эмоционально реагирует на мир природы, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, знает правила поведения в природе, обладает системой знаний по подготовке к обучению грамоте, необходимой детям подготовительной группы, принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе и в играх – соревнованиях.
Материалы и оборудование. Конверты с заданиями, волчок со стрелкой, карточки с изображением птичьих клювов, силуэтов птиц, листочки с письменными заданиями, карточки к дидактической игре «Составь растение», иллюстрации предупреждающих знаков, жетоны за каждый правильный ответ, эмблемы для 2х – команд.
Предварительная работа: Тематические занятия и беседы «На крыльях весну принесли», «Птицы нашего участка», «Этот ползающий и жужжащий мир», «Растения нашего участка», занятия по обучению грамоте.
Условия игры: в игре принимают участие 2 команды. У каждой из них есть группа поддержки (зрители), если участники затрудняются выполнить задание, то они могут 1 раз попросить помощь у зрителей. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команде выдаются жетоны, количество которых равно заявленной номинальной стоимости вопроса (баллов). По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.
Ход игры.
Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
- А вы, дорогие гости, любите свою землю? Но землю мало любить, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня мы объявляем конкурс "Знатоков природы". Участвовать в нем может каждый, кто ответит на вопросы (отвечающим раздаются карточки с правильным ответом зелёного и голубого цвета
Отборочный тур.
- Голубой шатер всю землю покрыл (небо.)
- Красная девушка по небу ходит (солнце.)
- Много рук, а нога одна (дерево.)
- Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер.)
- Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи.)
- Летит орлица по синему небу, крылья распростала, солнышко застала. (туча)
- Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи.)
- Похож я с виду на горах, где пройду - переполох (град.)
- Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик)
- Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)
- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)
Конверт №1. Задание № 1.
2. Прочитать стих о весне каждой команде.
3. Составить рассказ о весне по предложенной схеме.
Конверт №2.
1. Какие первые весенние цветы вы знаете. Покажите на картинках.
2. Загадки . Шарики пушистые На лесной проталинке
Шарики душистые. Вырос цветик маленький
Их укроет от мороза Прячется в валежник
в своих веточках (мимоза) Маленький (подснежник)
Какой первый слог? Какой первый звук? На какой слог падает ударение.
Какие части растений вы знаете? Составить растение из данных частей.
Конверт № 3. Подвижная игра «Птица без гнезда»
Конверт №4. «Чей нос лучше» У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). В этой категории мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам, выбрав номинальный балл ответа).
1. Назовите, чьи это клювы.(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных и т. д).
Конверт №5. Реши кроссворд.
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть картинки и правильно вписывать (печатать) слова в пустые клетки кроссворда.
Ход игры: дети называют изображенные предметы и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные слова.
"Дары леса". "Явления природы". Пока ребята решают кроссворд, идет игра со зрителями.
Игра со зрителями: "Как вести себя в природе"
- Зачем в лесу комары?
- Что делать, если ты нашел а лесу птенца?
- Какие цветы нельзя рвать в лесу?
- Куда деть консервную банку?
- Почему в лесу нельзя шуметь?
Танец насекомых.
Конверт №6
1. Составить цепочку таинственных превращений насекомых,
2. Логические задачи
1 загадка. Красная шапочка беспокоясь о своей бабушке попросила охотников убить всех в лесу волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков? Да изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят все растительность.
2 задача. Машеньке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех комаров. Что будет с лесом? (Пострадают все те, кто питается насекомыми, птицы, лягушки. Если им нечего будет есть, то они погибнут. А если они погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки).
Жюри подводит итоги.
Вопросы зрителям и родителям.
* Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона серая, воробей, сорока, дятел, клест, сова)
* Какие птицы прилетают к нам зимой? (Снегирь, свиристель)
* Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка)
* Зачем журавлю длинные ноги?
* Зачем клесту крестообразный клюв?
* Какая птица охотится ночью?
* У какой птицы зимой появляются птенцы?
* Какую птицу называют самым лучшим певцом?
* Какую птицу называют «ледоломкой ?
* Какую птицу называют «лесной газетой»?
* Каких птиц называют «березовыми птицами?»
* Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
* Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
* Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?
* Какие птицы танцуют весной?
Подвижная игра «Наседка и коршун»
Подведение итогов. Награждение.
Вот и закончилась наша история. Помните ребята.
Лес богатство и краса!
Береги свои леса.
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нету леса - посади.
Наш призыв для всей планеты:
«Берегите Землю эту!».
Мы кричит всему народу:
«Надо всем беречь природу».
Коль беречь ее не будем
Сами мы себя погубим.