Просмотр содержимого документа
«Использование технологии совместной деятельности в логопедической практике.»
«Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ (из опыта работы)»
(доклад на ММО)
Новые подходы в профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Проект "Тропинками грамоты"
В логопункте ДОУ общеразвивающего вида работа логопеда по профилактике дисграфии ограничена кругом детей с нарушениями устной речи, в частности, звукопроизношением. В то время как в действительности большинству современных дошкольников необходима логопедическая помощь в подготовке к обучению грамоте независимо от наличия у ребенка нарушений устной речи, так как проблемы в овладении письмом и чтением не всегда связаны с нарушениями у детей устной речи. Письменная речь представляет собой сложный психический процесс, в котором участвуют не только вербальные, но и невербальные психические функции. Непременными условиями для формирования письма являются хорошее состояние у ребёнка слухового и зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, психических процессов.
Ежегодно возрастающее количество детей с речевыми нарушениями (и не только) в ДОУ общеразвивающего вида, разнообразие форм и видов нарушений и отсутствие возможности предоставить всем нуждающимся полноценную логопедическую помощь подтолкнуло педагогов, работающих с детьми подготовительных групп ДОУ, к поиску эффективных путей профилактики дисграфии на этапе подготовки дошкольников к овладению грамотой.
В связи с этим нами, совместно с педагогами подготовительной группы, выбрана такая форма работы по профилактике дисграфии и подготовке детей к овладению грамотой как проектная деятельность. Данный вид взаимодействия позволил охватить все структурные единицы образовательного процесса через различные виды детской деятельности, реализовать целый комплекс мероприятий – от непосредственной образовательной деятельности до тесного взаимодействия с родителями в целях профилактики и подготовки детей к обучению грамоте, т.е. создать условия, максимально приближенные к специфике работы логопедических групп.
Целью нашего проекта «Тропинками грамоты» стало всестороннее развитие ребенка, профилактика дисграфии, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки детей к школе и как результат - формирование у детей предпосылок к успешному освоению письменной речи, повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению, пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
За основу логопедического мониторинга взяты методика Фотековой Т. А., адаптированная для детей старшего дошкольного возраста, и методика Стребелевой Е. А. Исследовались звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи.
Мониторинг выявил, что наибольшие трудности возникают у детей в фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе, в заданиях на словоизменение и словообразование, а также показал большое количество детей с нарушениями звукопроизношения.
Таким образом, логопедическая диагностика показала, что в группе лишь10% детей имеют уровень речевого развития, соответствующий возрасту. Большое количество детей составляют группу риска по возникновению трудностей в школьном обучении грамоте (53%). И 37% детей требуется комплексная коррекционно-логопедическая работа.
Проанализировав результаты мониторинговых исследований развития воспитанников, проведенные воспитателями группы и учителем-логопедом в начале учебного года, а также содержание основной общеобразовательной программы ДОУ по образовательной области «Речевое развитие», мы с педагогами группы составили совместный план коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда и воспитателя в рамках реализации проекта, определили следующие направления работы:
совершенствование фонематических процессов, развитие чувства ритма;
работа над звукопроизношением;
развитие навыков звукового анализа и синтеза.
развитие грамматических навыков
обогащение словарного запаса
развитие связной речи;
развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений;
развитие зрительно-пространственной ориентации (совершенствование ориентировки в собственном теле, в пространстве, в помещении, на листе бумаги).
На основе этих направлений работы нами были подобраны специальные методики различных авторов, из которых была составлена общая методика формирования готовности к обучению грамоте детей подготовительной группы.
Необходимым условием благоприятного речевого развития детей в ДОУ является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. В группе было специально оборудовано пространство для индивидуальных и подгрупповых игр - речевой центр, целью которого было создание оптимальных условий для совершенствования процесса развития речи детей. Воспитатели, опираясь на рекомендации логопеда, осуществляли подбор игрового и дидактического материала. Большое количество материала, содержащегося в уголке, разработан и создан воспитателями группы с помощью родителей и детей. Имеет многофункциональный характер.
Участие родителей в образовательной деятельности.
Для эффективности работы по профилактике дисграфии необходима работа с семьей, активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью разнообразных форм работы: вовлечение родителей в образовательную деятельность (участие в культурно - досуговых мероприятиях), анкетирование, участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды, родительские собрания, папки-передвижки, консультации, мастер-классы.
Итоговая диагностика речевого развития детей группы показала положительную динамику в речевом развитии детей. На 22% увеличилось количество детей, имеющих соответствующий возрасту уровень развития речи. Группа детей первого уровня успешности повысила свои диагностические показатели до 2 уровня. Сократилась на 6% количество детей «группы риска». По всем критериям обследование выявило рост показателей. Наиболее благоприятна картина складывается в области коррекции звукопроизношения (увеличение показателей на 20%), развития фонематического восприятия (на 16%), звукового анализа и синтеза (на 28%), слоговой структуры (18%).
Таким образом, в результате мониторинга мы выявили группу детей, нуждающихся в дополнительной и специальной подготовке в целях профилактики дисграфии и дислексии. Разработали и реализовали комплекс мероприятий в рамках проекта «Тропиками грамоты». Полученные результаты свидетельствуют об эффективности выбранных форм и методов работы и подтверждают мнение о том, что, комплексные занятия с дошкольниками с нарушениями речи, с участием логопеда и воспитателей, позволяют существенно повысить эффективность работы по подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида.