kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии совместной деятельности в логопедической практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование совместной проектной деятельности в логопедической практике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии совместной деятельности в логопедической практике.»



«Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ (из опыта работы)»

(доклад на ММО)



Новые подходы в профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Проект "Тропинками грамоты"

В логопункте ДОУ общеразвивающего вида работа логопеда по профилактике дисграфии ограничена кругом детей с нарушениями устной речи, в частности, звукопроизношением. В то время как в действительности большинству современных дошкольников необходима логопедическая помощь в подготовке к обучению грамоте независимо от наличия у ребенка нарушений устной речи, так как проблемы в овладении письмом и чтением не всегда связаны с нарушениями у детей устной речи. Письменная речь представляет собой сложный психический процесс, в котором участвуют не только вербальные, но и невербальные психические функции. Непременными условиями для формирования письма являются хорошее состояние у ребёнка слухового и зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, психических процессов.

Ежегодно возрастающее количество детей с речевыми нарушениями (и не только) в ДОУ общеразвивающего вида, разнообразие форм и видов нарушений и отсутствие возможности предоставить всем нуждающимся полноценную логопедическую помощь подтолкнуло педагогов, работающих с детьми подготовительных групп ДОУ, к поиску эффективных путей профилактики дисграфии на этапе подготовки дошкольников к овладению грамотой.

В связи с этим нами, совместно с педагогами подготовительной группы, выбрана такая форма работы по профилактике дисграфии и подготовке детей к овладению грамотой как проектная деятельность. Данный вид взаимодействия позволил охватить все структурные единицы образовательного процесса через различные виды детской деятельности, реализовать целый комплекс мероприятий – от непосредственной образовательной деятельности до тесного взаимодействия с родителями в целях профилактики и подготовки детей к обучению грамоте, т.е. создать условия, максимально приближенные к специфике работы логопедических групп.

Целью нашего проекта «Тропинками грамоты» стало всестороннее развитие ребенка, профилактика дисграфии, осуществление взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки детей к школе и как результат - формирование у детей предпосылок к успешному освоению письменной речи, повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению, пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

За основу логопедического мониторинга взяты методика Фотековой Т. А., адаптированная для детей старшего дошкольного возраста, и методика Стребелевой Е. А. Исследовались звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи.

Мониторинг выявил, что наибольшие трудности возникают у детей в фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе, в заданиях на словоизменение и словообразование, а также показал большое количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Таким образом, логопедическая диагностика показала, что в группе лишь10% детей имеют уровень речевого развития, соответствующий возрасту. Большое количество детей составляют группу риска по возникновению трудностей в школьном обучении грамоте (53%). И 37% детей требуется комплексная коррекционно-логопедическая работа.

Проанализировав результаты мониторинговых исследований развития воспитанников, проведенные воспитателями группы и учителем-логопедом в начале учебного года, а также содержание основной общеобразовательной программы ДОУ по образовательной области «Речевое развитие», мы с педагогами группы составили совместный план коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда и воспитателя в рамках реализации проекта, определили следующие направления работы:

  • совершенствование фонематических процессов, развитие чувства ритма;

  • работа над звукопроизношением;

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  • развитие грамматических навыков

  • обогащение словарного запаса

  • развитие связной речи;

  • развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений;

  • развитие зрительно-пространственной ориентации (совершенствование ориентировки в собственном теле, в пространстве, в помещении, на листе бумаги).

На основе этих направлений работы нами были подобраны специальные методики различных авторов, из которых была составлена общая методика формирования готовности к обучению грамоте детей подготовительной группы.

Необходимым условием благоприятного речевого развития детей в ДОУ является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. В группе было специально оборудовано пространство для индивидуальных и подгрупповых игр - речевой центр, целью которого было создание оптимальных условий для совершенствования процесса развития речи детей.  Воспитатели, опираясь на рекомендации логопеда, осуществляли подбор игрового и дидактического материала. Большое количество материала, содержащегося в уголке, разработан и создан воспитателями группы с помощью родителей и детей. Имеет многофункциональный характер.

Участие родителей в образовательной деятельности.

Для эффективности работы по профилактике дисграфии необходима работа с семьей, активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью разнообразных форм работы: вовлечение родителей в образовательную деятельность (участие в культурно - досуговых мероприятиях), анкетирование, участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды, родительские собрания, папки-передвижки, консультации, мастер-классы.

Итоговая диагностика речевого развития детей группы показала положительную динамику в речевом развитии детей. На 22% увеличилось количество детей, имеющих соответствующий возрасту уровень развития речи. Группа детей первого уровня успешности повысила свои диагностические показатели до 2 уровня. Сократилась на 6% количество детей «группы риска». По всем критериям обследование выявило рост показателей. Наиболее благоприятна картина складывается в области коррекции звукопроизношения (увеличение показателей на 20%), развития фонематического восприятия (на 16%), звукового анализа и синтеза (на 28%), слоговой структуры (18%).

Таким образом, в результате мониторинга мы выявили группу детей, нуждающихся в дополнительной и специальной подготовке в целях профилактики дисграфии и дислексии. Разработали и реализовали комплекс мероприятий в рамках проекта «Тропиками грамоты». Полученные результаты свидетельствуют об эффективности выбранных форм и методов работы и подтверждают мнение о том, что, комплексные занятия с дошкольниками с нарушениями речи, с участием логопеда и воспитателей, позволяют существенно повысить эффективность работы по подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование технологии совместной деятельности в логопедической практике.

Автор: Хузина Ольга Михайловна

Дата: 25.06.2025

Номер свидетельства: 672268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_ispolzovanie_didakticheskogo_sinkveina_v_logopedicheskoi_rabote_s_"
    ["file_id"] => string(6) "499487"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549973892"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Использование информационно-компьютерных технологий  в логокоррекционной работе» "
    ["seo_title"] => string(90) "ispol-zovaniie-informatsionno-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-v-loghokorriektsionnoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "131979"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252611"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(86) "vliianiie-artikuliatsionnoi-ghimnastiki-na-razvitiie-diktsii-u-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "255650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447957540"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Использование ИКТ в работе с родителями дошкольников"
    ["seo_title"] => string(57) "ispol_zovaniie_ikt_v_rabotie_s_roditieliami_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "362638"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480145256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства