| |
2 | Самостоятельная игровая деятельность в настоящее время является одним из компонентов образовательного процесса в дошкольном учреждении. Самостоятельная игровая деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью. |
3 | «Час игры – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. У дошкольника имеется право выбора участия в разных играх, в зависимости от их интереса к игровой ситуации. Суть игры - в свободе. Это значит, что ребёнок сам, без взрослого, вносит в свою игру всё, что видит в окружающем его мире. В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость ребенка. |
4 | Задачи часа свободной игры: 1.Дать ребенку наиграться, предоставить возможность для самореализации. В каждом ребенке живет страсть к игре и ее надо удовлетворить. 2.Коррекция эмоциональной сферы. У ребенка появляется возможность выплеснуть свои эмоции: беспокойство, обиду, раздражение, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали его от организованной деятельности в течение дня. 3.Коррекция социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. Здесь все происходит гораздо легче, чем в жизни. 4.Развитие коммуникативной сферы. У ребенка появляется возможность насытиться общением сосверстниками, взрослыми, почувствовать себя равноправным партнером и другом. 5.Обучение конкретным игровым навыкам. Дети свободны в выборе места для игры, сюжета, атрибутов. В тоже время здесь найдут место и будут приняты любые творческие находки воспитателя. |
5 | В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Основной задачей воспитателя при организации игрового часа является создание оптимальных условий для игровой деятельности. Взрослый всегда должен помнить о праве ребёнка на свободу при выборе игры – это его мир. А “вторжение” в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих. Воспитатель может помочь детям в выборе игры (сюжета). Воспитатель активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу, или принимая приглашение играющих) Какую позицию займет воспитатель, зависит от ситуации. |
6 | Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запреты. Помимо этого, педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка. Непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В то же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интереса у окружающих. |
7 | И так для развития свободной и самостоятельной игровой деятельности необходимо: Чтобы дети, во первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему. |
8 | После завершения игрового часа с детьми целесообразно плавно перейти к непрерывной образовательной деятельности. Хорошо если есть какой – то сигнал для начала игры и для её завершения. Тогда, по окончанию игры дети уже будут знать, что необходимо начинать убирать игрушки. Если у детей не исчезает интерес к игре, то ее можно перенести на прогулку или вечер. |
9 | Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. Свободная самостоятельная игровая деятельность имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека. |
10 | Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. «...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» |