kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство народных мастеров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакоство детей с народными промыслами. Показ и творчесто с хохломой дымкой чеканка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство народных мастеров»

Цель: познакомить с искусством народных мастеров, помочь детям увидеть    красоту окружающего мира.

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских изделий, чеканка.

  2. Развивать эстетические чувства, художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности.

  3. Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы росписи (кружочки, полосы, волнистые линии, листочки). Подбирать краски (сочетания цветов, чтобы роспись была яркая, нарядная). Регулировать силу нажима при создании изображения на фольге;  примитивным способом с применением фольги и подручных материалов.

  4. Воспитывать у детей  эстетический вкус, любовь к русскому народному творчеству, патриотические чувства.

Воспитательные задачи:
-   Воспитывать, настойчивость в достижении цели, аккуратность, художественный вкус и творческое отношение к работе.

-  Вызвать положительные эмоции у детей от работы.

Оборудование:  посуда с хохломской росписью, дымковские игрушки, картина чеканка (фольга, картон, палочка, , трафареты, скрепки, фартуки); демонстрационный материал

































Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся и с нашими гостями.

Эмоциональный настрой.

(дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас попутешествовать по мастерским народных умельцев. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

- Вы спросите откуда же берутся такие мастера? Я вам сейчас расскажу одну сказку. Любите сказки , присаживайтесь по удобней.

Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой - и пряла, и вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились    на земле русской мастера и умельцы. Летит к нам волшебное перышко Очень хочет Марья-искусница ,чтобы побольше на свете было народных мастеров.

-А как вы считаете можете ли заработать детское звание «Мастер на все руки»? И заработать 3 медали?(Ответы детей)

ОООй, куда-то наше перышко летит и за собой зовет нас .

(педагог вместе детьми идет к дымковским игрушкам)

Воспитатель:

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Есть в Росси уголок , Пестрыми фигурками.

Где из труб идет дымок, Кошечками Мурками ,

Знаменита деревушка Расписными петухами,

Яркой глиняной игрушкой: Курицами ,индюками,

Свистульками звонкими Веселит ,ласкает взор

С голосами тонкими , Пестрый Дымковский узор.

- Прилетело наше перышко (стол с дымковскими игрушкой) в село Дымково в музей «Дымковская игрушка» . В глубоком прошлом у детей не было тогда таких игрушек как у вас . И в деревне Дымково их мастерили .(предложить детям взять посмотреть игрушки)

-Как вы думаете из какого материала сделана эта игрушка ?(ответы детей)

Взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.  

-Посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные. 

- Какие  элементы  росписи  дымковской  игрушки  вы  видите? (игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками, кружочек ) Каждый элементы росписи, имеет свое значение.  Круг это  символ солнца,  точки – звезды. Прямая линия это дорога, а  волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья.

   - А   какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку? (малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие) Разные краски создают ощущения радости жизни.



- Ребята, а   как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку, что для этого надо уметь? (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать - быть мастером своего дела.)

-Посмотрите ребята нам оставили мастера письмо . Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки . Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке , придумаейте пожалуйста свои узор дымковский. Барыней я отвезу на ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Мастерица!».

-Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
- Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

-Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц.  Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону, мастерицы на ваше усмотрении приклеиваем круги, клетки, крупные и мелкие горошины , создаем свой узор (в конверте барыня белая без росписи , дети придумывают свой узор из частей росписи )

-Каждый мастер придумывает свой узор на игрушке по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как приступить к работе. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения на столе перед вами. Ребята, обратите внимание на ее одежду.(дети создают новый образ)

-Какие красивые и не обычные ваши Барыни.

-Молодцы вы справились. Барынь мы сложим в конверт и мастерице они очень понравятся .

- Поздравляю вы стали мастерами дымковской игрушки.( Медаль)

Ребята нам пора, наше перышко летит в Нижегородскую область в деревню с веселым названием Хохлома .

Вы не знаете, ребята , Деревянная и резная

От чего и почему , Расписная хохлома!

Очень часто называют Удивительной посудой ,-

Золотою хохлому ? Вот чем славится она.

Разве золотом покрыты Это тонкий, этот дивный

В ней деревья и дома? Золотистый завиток!

Может всюду там сияют Раз увидишь, не забудешь,

Золотые терема ? И хотел бы ,да не смог.

(на столе хохлома)

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в музей « царство Золотой Хохломы»! (На столе организованна выставка хохломских изделий.) Название роспись получила от села Хохлома. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезали из дерева (Что?) ложки, чашки, тарелки, покрывали жидкой глиной, просушивали, пропитывали льняным маслом , слегка подсушивали. Покрывали специальным металлическим порошком и расписывали красивыми узорами. Покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск. Это долгий, кропотливый труд. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия, так и кажется, что тут сказочная птица постаралась. Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.(дети берут экспонаты)

-Обратите внимание на каком фонте написан узор у посуды(Черный)

- Какие элементы использовали мастера хохломской росписи?( Веточки, ягодки, кустики, цветы.(дети рассматривают и рассказывают)

-Как можно сказать одним словом ,эти элементы -веточки, ягодки, кустики, цветы, что является главным в росписи?(растительность)

- Вы все абсолютно верно сказали. Хохломские мастера любят их рисовать и называют ласково «травкой». Они вырисовывают травку с завитками, которые называются «кудриной» (от слова кудри).
Воспитатель демонстрирует детям варианты растительного орнамента.
- А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?( Золотой, красный, черный, зеленый.)

-Каждый цвет имеет значение- красные –огонь, золото –солнце , черный –земля ,зеленый- жизнь .
- Правильно. Мы с вами тоже будем мастерами по росписи. Предлагаю немного разогреть ручки перед работой .

И вот этак, и вот так,

Греем ручки мы вот так

(потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопки ладоней).

Не сидится им опять

(встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

- Перед вами лежат маленькие деревянные ложки. Какие яркие ,красивые обратите внимание .Какого элемента не хватает в ложке? Как вы думаете какого ?(Ягодки)

-Работать мы будем с помощью ватных палочек.(Дорисуй)

-Преступаем к работе. Ребята, это не простое задание, но вы справитесь. Садитесь на свои места , и дорисовывайте .

- Молодцы! Сейчас вы стали мастерами – художниками Хохломы по росписи на ложках . Наши ложки остаются в музее ,а мы получаем медаль , мастер по хохломской росписи .

Наше перышко летит дальше.


- Перышко прилетело в мастерскую музей Северной Осетии , мне хотелось бы что бы вы сами отгадали , что же это за мастерство ? (ответы детей) .

-Предлагаю вашему вниманию рассмотреть? Из чего это изделие сделано ваши предположение?(Металл) И это что?(ответ детей -картина)

-Как называется вид мастерства?(ответ детей)

-Это Чеканка . Музей «Чеканки» из города Владикавказа. Давным-давно этим промыслом занимались кузнецы. Это была одна из самых почетных обязанностей на селе. Кузнецы делали из металла молотки, замки, ключи, серпы. А чтобы порадовать своих близких делали украшения для любимых жен – сережки, подвески и украшения для своего дома.

 Чеканка это художественная обработка металла . (рассмотреть картину ). Посмотрите, как шаг за шагом, сильными ударами особым молотком на поверхности металла выводился красивый узор.(показ молотка и гвоздика) По краям пластины мелкий узор, в виде точек. Посередине один крупный узор. Линии прямые и изогнутые ,и линии в виде точек. Проведите пальчиком почувствуйте все узоры.

-Вы хотите попробовать, сделать чеканку?(ответ детей)

- Попробовать себя в этом виде искусства . Хотите?Стоит?(ответы детей) . Прежде, чем приступить к работе, хочу предложить вам немного размяться.

Физминутка:

Выполняем упражненье,
Дружно  делаем движенье.
Надо пальчики нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять

Надо руки нам размять 1 2 3 4 5

надо спинку нам размять 1 2 3 4 5

надо ноги нам размять 1 2 3 4 5

-Присаживаемся мастера- за работу .

- Хочу познакомить вас с такой разновидностью чеканки называют, металлопластика .  Металлопластика очень похожа на чеканку, только ее выполняют специальным инструментом –   палочка .

-Рисунок наносят на фольгу при помощи трафарета. Для начала, я предлагаю исследовать лист металла , определить его свойства (твердый, блестящий, гладкий, холодный, необычный).

- У нас трафарет сердечка . Обводить по трафарету надо очень аккуратно, не торопясь, так как метел может помяться. Нельзя сдвигать трафарет, потому что тогда рисунок будет не точным.

- Когда рисунок обвели, убираем трафарет в сторону и начинаем обводить контур нашего рисунка точечными движениями . Точки ставим рядом друг с другом, чтобы получилось так же красиво, как на образце.

-Какими движениями? ( Точечными.)

-Как нужно располагать точки по линии?( Точки нужно располагать близко друг к другу) (Дети выполняют работы, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. В конце все работы располагаются на подставках. Дети рассматривают работы других детей.

-Мы обогатили нашу коллекцию музея .Это очень красиво.

-Молодцы ребята вы стали мастерами чеканки ,медаль в вашу копилку.

Итог работы:  Мне очень понравились с вами путешествовать. Поделитесь своим впечатлением о путешествии .(ответы детей) Вы стали «мастерами на все руки» . и вручаю вам сертификаты «Мастер на все руки» Спасибо, вам, ребята, за помощь!











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Искусство народных мастеров

Автор: Лучкина Светлана Ивановна

Дата: 27.12.2022

Номер свидетельства: 621748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "урок изобразительного искусства 2 класс Изделия народных мастеров. Хохломская роспись. "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-2-klass-izdieliia-narodnykh-mastierov-khokhlomskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "200410"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428832738"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока изобразительного искусства  «В гостях у народного мастера» "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-ghostiakh-u-narodnogho-mastiera"
    ["file_id"] => string(6) "132331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416326641"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(100) "stat_ia_diekorativno_prikladnoie_iskusstvo_kak_sriedstvo_estietichieskogho_vospitaniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "349777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476645682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-iskusstvo-gzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "117863"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412944897"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация "В гостях у народных мастеров "Матрёшка" ИЗО 1 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia_v_ghostiakh_u_narodnykh_mastierov_matrioshka_izo_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "399767"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489404003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства