Знакомство с творчеством Тимофея Степанова - первым художником, создавшим большую серию, посвященную сюжетам героического эпоса Олонхо. Некоторые называли его олонхосутом в живописи. Материал будет полезен учителям мировой художественной культуры.ÒВ своих произведениях Степанов выступает как оригинальный информант, передающий живописно-пластическим языком мифологическую картину мира народа саха. Художником создано свыше 160 произведений, в которых нашли отражение образы, темы, сюжеты олонхо, представления и мироощущения, свойственные именно его народу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картины, отражающие смысл и красоту слов Олонхо »
Олонхо глазами живописца Тимофея Степанова
Картины отражающие смысл и красоту слов Олонхо
Тимофей Андреевич Степанов родился 22 ноября 1943 года в п.Кюндяя Сунтарского улуса.
Рано оставшись сиротой, воспитывался в Вилюйском и Тойбохойском детдомах. В 1968 г. окончил Якутское художественное училище, после чего два года работал в сувенирном цехе фабрики «Сардаана». В 1977 г. Окончил реставрационное отделение живописного факультета. Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в Ленинграде.
Приехав в Якутск, работал в Национальном художественном музее РС(Я) реставратором масляной живописи.
С 1985 г. возглавлял реставрационную мастерскую музея.
В своих произведениях Степанов выступает как оригинальный информант, передающий живописно-пластическим языком мифологическую картину мира народа саха. Художником создано свыше 160 произведений, в которых нашли отражение образы, темы, сюжеты олонхо, представления и мироощущения, свойственные именно его народу
Тимофей Степанов был первым художником, создавшим большую серию, посвященную сюжетам героического эпоса Олонхо. Некоторые называли его олонхосутом в живописи.
Он не любил рисовать с натуры. Все его картины философские, глядя на них, всегда есть о чем поразмышлять. Он не стал иллюстрировать сказания эпоса, но через призму своего восприятия передал суть Олонхо, которая заключена в бесконечной борьбе добра и зла.
Юношу с Девушкой спустили с Верхнего мира в Средний для того, чтобы они продолжили род человеческий – Юноша должен стать защитником Среднего мира, Девушка должна дать жизнь народу саха. Видно, что они выросли вместе в детских играх и веселье. Вдруг раздается гром среди ясного неба. Настала пора, когда спускаются жители Верхнего и поднимаются существа Нижнего миров. Девушка напугана, а Юноша готовится к отпору.
Юность главных героев Олонхо
Левую сторону полотна заняли темные силы, правую сторону – светлые. На переднем плане – Сэркээн Сэсэн, над зажженным им костром – Хозяин Огня – Бырджа Бытык Хатан Тэмиэрийэ. Чуть поодаль расположился Хозяин дремучей тайги Барылах Баай Байанай со своим зверьем и птицами. На левой стороне – предводитель Нижнего мира Арсан Дуолай Буор Маналай со своей женой. На центральном плане изображены две противоборствующие стороны – племя абаасы и богатыри айыы в окружении своих подданных, друзей, удаганок.
Основные герои Олонхо
Богатырь Нюргун Боотур Стремительный, пролетая над Огненным океаном, настиг сына абаасы на его трехглавом драконе. Размахнувшись острым мечом, он хочет обезглавить сына абаасы, но тот, применив свои чары, исчезает, а вместо него лишается всех своих трех голов дракон и падает в горящий океан. Но перед тем, как сгинуть с лица земли, он выбрасывает своих отродий – всякую нечисть, которая тут же находит укрытия, заползает под камни. Когда-нибудь они вырастут, наберутся сил и станут верой и правдой служить племени абаасы, как служил и их создатель. Нюргун Боотура сопровождает Илбис Хаан в облике сокола.
Ньюргун Боотур Стремительный
Верхний мир населен богами, среди которых есть светлые силы добра и темные силы, близкие к абаасы. Из-за продолжительных схваток богатырей Среднего мира айыы с богатырями Нижнего мира пострадали все три мира, и ось мира держится кое-как. Поэтому верховные боги добра через небесных посланников пригнали враждующие стороны на Верховный Небесный суд. Юрюнг Айыы Тойон приказывает небесному писарю Усун Джурантаю прочесть на камне судьбы участь подсудимых. Хотя на камне написано, что виноват богатырь Нижнего мира, обоих богатырей отправляют в сопровождении удаганок Айыы Намысын к Огненному озеру. Удаганка Айыы Намысын - покровительница добрых людей, удаганка Айыы Умсуур - сестра богатыря Среднего мира. Волшебные силы удаганок настолько сильны, что они могут возвратить к жизни умершего три года назад человека. На нижней части полотна изображается сцена проводов богатыря Среднего мира вместе с матерью, отцом и младшей сестрой. Богатырь полностью вооружен. Они отправляются в Средний мир, чтобы наладить мир и согласие. На правой стороне полотна - богатыри и титаны, прикованные волшебной цепью. Как говорят камни, по прошествии определенного времени волшебные цепи спадут сами собой, и Кулун Туйгун воссядет на трон своего отца.
За жизнью Земли Олонхо сверху, сквозь облака наблюдают три апостола. И вправду раздольная широкая земля предоставлена богатырю, ему есть где показать свою удаль и силу. Вдалеке раскинуло свои ветви цветущее древо Аал Луук Мас. К нему ведут апостолов девушки-стерхи.
Страна Олонхо.
За поединком двух великих богатырей наблюдают две удаганки – их сестры Айыы Умсуур и Уот Курбуулаан. Во время первого поединка богатырь Среднего мира, потерпев поражение, падает головой вниз в Огненный океан, но его спасает при помощи своего волшебства Айыы Умсуур Удаган, подставив богатырю свой дюнгюр (бубен). В картине изображена победа богатыря Среднего мира, который бросает в пекло вниз головой богатыря абаасы. Даже волшебная сила сестры богатыря абаасы Уот Курбуулаан не смогла помочь ему. Превратившись в железную рыбу, она три дня и три ночи на дне огненного пекла ищет своего брата, но ее усилия тщетны. Горько рыдая, она возвращается к себе домой.
Поединок.
Средний мир – страна, где нашли пристанище люди айыы. Народ саха обрел в нем счастье. Богатыри олонхо, победив в ожесточенном сражении своих врагов, возвратились в свои родные места, поставили большую коновязь Аар Багах и празднуют ысыах. Шаман айыы произносит алгыс, прося благ у хозяина Огня, подносит ему чорон с кумысом. Усевшись в круг, детвора, женщины, мужчины – все угощаются жирным мясом, пенистым кумысом. На среднем плане изображены коновязи-сэргэ, они обозначают три мира. Среднее сэргэ венчает трехглавый хозяин Неба Бар Джагыл. Это основное сэргэ Среднего мира. В дальнем плане – Белое Солнце. Наверху – остатки черных туч, сквозь которые на Средний мир пробиваются светлые солнечные лучи. Как сказывается в олонхо, каждый саха имеет на спине “поводья солнечные за спиной”. Когда саха становится на шаткую почву, добрые айыы через эти поводья поддерживают, притягивают его, защищают, помогают ему как могут.
Серединный мир .
Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего). Центр Вселенной – Средний мир. На Средний мир приходятся его основные ветви. А корни и остальные ветви находятся в Нижнем мире, они являются жильем людей, всех живых существ, насекомых, обитающих там. Ствол Древа Жизни, проходя через девять небес, доходит до владений Юрюнг Айыы Тойона и превращается в восьмигранную алтан коновязь – сэргэ. Древо Жизни - жилище Аан Алахчин Хотун. Ее охраняет хозяин четвертого неба Хомпоруун Хотой Айыы. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун совета, благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока. В долине выводят свой танец стерхи, духи цветов, трав, деревьев – эрэкэ-джэрэкэ, рогатый скот, табуны лошадей, радостная победа доброго богатыря – все это картины жизни Среднегомира. В Нижнем мире протекает жизнь абаасы. В Верхнем мире, где обитают божества айыы, всегда светло, лучезарно.
Миры Олонхо с мировым деревом.
Красавица Кюн Куо (Девушка-Солнце) – одна из основных героинь Олонхо. В верованиях народа саха все живое: растения, травы, кустарники, деревья – наделено душой. Все они – дети своей матери Аан Алахчин Хотун. Настоящий человек саха не то что не вырвет и цветка, но даже не наступит на него.
Кюн-Куо
Аал Луук Мас – исполинское родовое священное дерево, выросшее во владениях богатыря Среднего мира. Ветви его доходят до неба. Это дерево – жилище хозяйки земли Аан Алахчин Хотун, и поэтому вокруг него царят вечные весна и лето и никогда не бывает холодных дней. Оно имеет целебные свойства, поэтому люди и животные, оказавшись возле Дерева Жизни, преображаются. Те, кто страдали от болезней, исцеляются, древо дает хромому ноги, слепому возвращает зрение, у горбатого исчезает горб, к старику возвращается молодость, молодые постоянно здоровы, полны сил. Аал Луук Мас обладает также способностью давать бессмертие через Живую Воду.
Древо жизни - ААЛ ЛУУК МАС
Кытай Бахсылаан – один из основных героев олонхо. Он живет на границе Среднего и Нижнего миров. Это способствовало тому, что он стал ближе к племени абаасы. Но, тем не менее, оружие богатыря Среднего мира он изготавливает из самой лучшей стали. В картине изображена сцена выбора оружия богатырем Олонхо в кузнице Кытай Бахсылаана.
Кузнец Кытай Бахсылаан
Конь Среднего мира красной масти, конь Верхнего мира – черной. Через их поединок изображено противоборство двух миров.
Ярость из триптиха " Гимн коню"
Эпос Олонхо – чудо устного творчества народа саха. На протяжении тысячелетий оно передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Совершенствуясь, варьируясь, дополняясь, Олонхо дошло до наших дней. Сказителя-носителя Олонхо называют олонхосутом. Олонхо – театр одного актера. Три дня и три ночи напролет, иногда и неделями, без устали олонхосут продолжает свое представление. Объем среднего произведения – до 20-25 тысяч строк в стихах. Не каждому дается свыше дар сказителя. Матушка-природа не очень щедра на этот поистине божественный дар – талант олонхосута. В старину сказители были желанными гостями в каждом доме. Послушать его собирались со всей округи.
Балаган - колыбель Олонхо.
Как бы ни старался сбросить с себя седока-мальчика, строптивому коню приходится смириться. Отныне он становится послушным своему хозяину домашним животным, преданным ему другом. Укрощенного коня привязывают к сэргэ.
Укрощение из триптиха "Гимн коню"
Илбис Хаан – бог войны, убийств и кровопролития, превратившись в сокола или Тойон-птицу, парит над землей. Он радуется междоусобицам, войнам, любому злодеянию. Во времена войн шаман, благославляя оружие, обращался к Илбис Хаану.
Полет Илбис Хаана.
В картине изображен богатырь Олонхо, он еле держится на покрытом скользкими водорослями камне. Перед ним кипит огнедышащий Уот Кудулу Байгал (Огненный Океан), которому не видно ни дна, ни конца, ни края. Судьба богатыря зависит от решения Хозяина Огненного океана.
Перед хозяйкой огнемутного моря
Сокол – светлая сила, сорока – темная сила. На полотне изображена победа Сокола над