Просмотр содержимого документа
««Формирование экологической культуры дошкольников, в процессе познания окружающей природы»»
«Формирование экологической культуры дошкольников, в процессе познания окружающей природы»
Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности.
В последнее время изменение экологических условий на планете обусловило возникновение многочисленных социально – экологических проблем, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается во всех цивилизованных странах. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента Российской Федерации «По охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие Постановления Правительства возводят экологическое образование в разрез первостепенных Государственных проблем.
Углубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Сегодняшние дошкольники живут в третьем тысячелетии в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.
Поэтому возникает ряд противоречий:
- в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром;
-повышено внимание общественности к формированию гармонического взаимодействия ребенка и природы, но отсутствуют телепередачи, информация периодической печати творчески развивающего характера.
В процессе наблюдения выявила следующие проблем в работе с детьми:
все большее отчуждение детей от мира природы;
снижение уровня экологического сознания детей и взрослых;
неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.
Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю, актуальна, соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная цель.
Основной целью опыта является воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Для достижения цели, были определены следующие задачи:
Формирование представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её
Формирование навыков культуры поведения в природе
Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными
Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с природой
Мной были определенны основные принципы работы:
Системность
Возрастная категория
Интеграция
Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
Эффективность моей работы во многом зависит от условий его организации в практике ДОУ.
Работу определила по трем направлениям:
Создание предметно-развивающей среды
Работа с детьми
Сотрудничество с родителями воспитанников
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему моего опыта - каковы должны быть методологические и концептуальные подходы к проектированию условий экологического образования, чтобы обеспечить требуемый уровень экологического развития личности ребенка?
Именно из этих побуждений, изучив ряд пособий (Н.А. Рыжова «Наш дом природа», С.Н. Николаева « Юный эколог», Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников») я пришла к выводу, что моя тема особенно актуальна на сегодняшний день. Сделала подбор различной энциклопедической литературы, для чтения и рассматривания для детей.
Создание предметно – развивающей среды;
Это создание реальных условий для общения и взаимодействия ребенка-
дошкольника с живой и неживой природой, это такая организация пространства жизнедеятельности детей, когда для воспитателя существует хорошая возможность проведения различных видов деятельностей, насыщенных экологическим содержанием. Созданы – природный уголок, в котором дети могут выращивать и ухаживать за растениями, вести календарь природы, дневники наблюдений, проводить опыты и эксперименты, заполняя дневники и альбомы наблюдений. На улице созданы цветники, ведется трудовая деятельность на огороде и фитоогороде. Создана метеостанция, в которой дети проводят разнообразную работу, изучая окружающий мир. Многообразна и интересна экологическая тропа ДОУ, которая постоянно пополняется новыми зонами и объектами.
Я считаю, очень важны 2 аспекта: экологически правильная организация зеленой зоны детского сада, грамотное ( в соответствии с биологическими потребностями) содержание всех живых существ и интенсивное использование разнообразной эколого- развивающей среды с целью получения максимального эффекта в экологическом воспитании детей. Управление использованием обогащенной эколого –развивающей среды будет эффективным лишь в том случае, если вслед за созданием того или другого « экологического пространства» разрабатывается локальная методика его включения в общий эколого – педагогический процесс.
Работа с детьми:
Несомненно, все локальные методики очень важны, но работу по формированию природоохранной культуры у дошкольников строю следующим образом:
• Материал даю не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.
• Создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей.
Провожу с детьми:
- образовательную деятельность по экологии (в группе, в метеостанции, экологической тропе, огороде и фитоогороде)
- экскурсии и походы, практическая деятельность в природе;
- опытническо – эксперементальная деятельность; В практику работы педагогов прочно вошел «метод моделирования». Педагогами разработаны и постоянно используются различные виды моделей, что способствует развитию у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию о животном и растительном мире.
- природоохранные акции;
Накормите птиц зимой
Сохраним ель – красавицу наших лесов
Берегите воду
Цветущий детский сад
- экологические праздники и развлечения;
- спектакли на экологические темы;
- Проводим экотренинг, который способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому, детям прививается этическая и моральная ответственность за каждое живое существо. Опыт проведения экологических тренингов показывает, что у детей значительно расширяется чувственный опыт при общении с природными объектами, также они дают заметный оздоровительный эффект - снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.
- вовлечение в образовательно- воспитательный процесс (совместные праздники и досуги, походы и экскурсии, труд в природе);
- участие в выставках, конкурсах, ярмарках.
Безусловно процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического
воспитания в детском саду, но и от реальной жизненной обстановки.
Поэтому для организации работы по природоохранной культуре детей необходимо привлекать родителей. Родители воспитанников активно включаются в педагогический процесс – участвуют в выставках поделок из природного и бросового материала, совместных походах и экскурсиях, очистке и озеленении территории детского сада.
Моя работа продолжается в данном направлении, но уже имеются положительные результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Правильно организованное воспитание природоохранной культуры в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры , что в конечном итоге формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Кроме того, воспитание природоохранной культуры детей дошкольного возраста является основой для других направлений в воспитательном процессе, таких как нравственное воспитание, патриотическое, эстетическое и трудовое.