kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование экологической культуры дошкольников, в процессе познания окружающей природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование экологической культуры дошкольников, в процессе познания окружающей природы»»

«Формирование экологической культуры дошкольников, в процессе познания окружающей природы»

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности.

В последнее время изменение экологических условий на планете обусловило возникновение многочисленных социально – экологических проблем, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается во всех цивилизованных странах. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента Российской Федерации «По охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие Постановления Правительства возводят экологическое образование в разрез первостепенных Государственных проблем.

Углубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Сегодняшние дошкольники живут в третьем тысячелетии в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. 

Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.

Поэтому возникает ряд противоречий:

- в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром;

-повышено внимание общественности к формированию гармонического взаимодействия ребенка и природы, но отсутствуют телепередачи, информация периодической печати творчески развивающего характера.

В процессе наблюдения выявила следующие проблем в работе с детьми:

  • все большее отчуждение детей от мира природы;

  • снижение уровня экологического сознания детей и взрослых;

  • неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю, актуальна, соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная цель.

Основной целью опыта является воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Для достижения цели, были определены следующие задачи:

  • Формирование представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её

  • Формирование навыков культуры поведения в природе

  • Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни

  • Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными

  • Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с природой

Мной были определенны основные принципы работы:

  • Системность

  • Возрастная категория

  • Интеграция

  • Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи

Эффективность моей работы во многом зависит от условий его организации в практике ДОУ.

Работу определила по трем направлениям:

  • Создание предметно-развивающей среды

  • Работа с детьми

  • Сотрудничество с родителями воспитанников

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему моего опыта - каковы должны быть методологические и концептуальные подходы к проектированию условий экологического образования, чтобы обеспечить требуемый уровень экологического развития личности ребенка?

Именно из этих побуждений, изучив ряд пособий (Н.А. Рыжова «Наш дом природа», С.Н. Николаева « Юный эколог», Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников») я пришла к выводу, что моя тема особенно актуальна на сегодняшний день. Сделала подбор различной энциклопедической литературы, для чтения и рассматривания для детей.

Создание предметно – развивающей среды;

Это создание реальных условий для общения и взаимодействия ребенка-

дошкольника с живой и неживой природой, это такая организация пространства жизнедеятельности детей, когда для воспитателя существует хорошая возможность проведения различных видов деятельностей, насыщенных экологическим содержанием. Созданы – природный уголок, в котором дети могут выращивать и ухаживать за растениями, вести календарь природы, дневники наблюдений, проводить опыты и эксперименты, заполняя дневники и альбомы наблюдений. На улице созданы цветники, ведется трудовая деятельность на огороде и фитоогороде. Создана метеостанция, в которой дети проводят разнообразную работу, изучая окружающий мир. Многообразна и интересна экологическая тропа ДОУ, которая постоянно пополняется новыми зонами и объектами.

Я считаю, очень важны 2 аспекта: экологически правильная организация зеленой зоны детского сада, грамотное ( в соответствии с биологическими потребностями) содержание всех живых существ и интенсивное использование разнообразной эколого- развивающей среды с целью получения максимального эффекта в экологическом воспитании детей. Управление использованием обогащенной эколого –развивающей среды будет эффективным лишь в том случае, если вслед за созданием того или другого « экологического пространства» разрабатывается локальная методика его включения в общий эколого – педагогический процесс.


Работа с детьми:

Несомненно, все локальные методики очень важны, но работу по формированию природоохранной культуры у дошкольников строю следующим образом:

• Материал даю не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.

• Создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей.

Провожу с детьми:

- образовательную деятельность по экологии (в группе, в метеостанции, экологической тропе, огороде и фитоогороде)

- экскурсии и походы, практическая деятельность в природе;

- опытническо – эксперементальная деятельность; В практику работы педагогов прочно вошел «метод моделирования». Педагогами разработаны и постоянно используются различные виды моделей, что способствует развитию у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию о животном и растительном мире.

- природоохранные акции;

  • Накормите птиц зимой

  • Сохраним ель – красавицу наших лесов

  • Берегите воду

  • Цветущий детский сад

- экологические праздники и развлечения;

- спектакли на экологические темы;

- Проводим экотренинг, который способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому, детям прививается этическая и моральная ответственность за каждое живое существо. Опыт проведения экологических тренингов показывает, что у детей значительно расширяется чувственный опыт при общении с природными объектами, также они дают заметный оздоровительный эффект - снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.

Работа с родителями:

- просветительство (родительские собрания, консультации, наглядно –текстовая информация) ;

- вовлечение в образовательно- воспитательный процесс (совместные праздники и досуги, походы и экскурсии, труд в природе);

- участие в выставках, конкурсах, ярмарках.

Безусловно процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического

воспитания в детском саду, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому для организации работы по природоохранной культуре детей необходимо привлекать родителей. Родители воспитанников активно включаются в педагогический процесс – участвуют в выставках поделок из природного и бросового материала, совместных походах и экскурсиях, очистке и озеленении территории детского сада.


Моя работа продолжается в данном направлении, но уже имеются положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;

  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

  • дети учатся практическим действиям по охране природы;

  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Правильно организованное воспитание природоохранной культуры в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры , что в конечном итоге формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Кроме того, воспитание природоохранной культуры детей дошкольного возраста является основой для других направлений в воспитательном процессе, таких как нравственное воспитание, патриотическое, эстетическое и трудовое.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Жукова Наталья Григорьевна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(128) "vniedrieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-ekologhichieskogho-obuchieniia-i-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "239951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444910045"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья «Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста  в процессе экологического воспитания»"
    ["seo_title"] => string(124) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-ekologhichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458290273"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ФГОС и содержание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах "
    ["seo_title"] => string(125) "fgos-i-sodierzhaniie-osnov-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-proghrammakh"
    ["file_id"] => string(6) "140709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417987208"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консулитация по инновационной деятельности "Внедрение ИКТ для развития изобразительной деятельности дошкольников""
    ["seo_title"] => string(127) "konsulitatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-vniedrieniie-ikt-dlia-razvitiia-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458497737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства