Формирование выразительной устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование выразительной устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Работа с выразительными средствами языка привлекает внимание детей к необычным выражениям
Одной из важнейших задач государственной политики в области образования является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Получение качественного образования данной категории детей - одно из основных и значимых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование выразительной устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
Формирование выразительной устной речи детей
с ограниченными возможностями здоровья
Работа с выразительными средствами языка привлекает внимание детей к необычным выражениям
Одной из важнейших задач государственной политики в области образования является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Получение качественного образования данной категории детей - одно из основных и значимых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Одним из приоритетных направлений процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации занимает речевое развитие как фактор успешного приобретения знаний, развития всех психических функций, как основное средство общения и самовыражения детей в разных видах деятельности. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием человека. И чем раньше начинается речевое обучение как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с ОВЗ, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями, которые дают возможность ребенку эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Соответственно, речевое развитие играет особую роль в становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ. Это обеспечит адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения дальнейшего образования. Важным условием успешного включения ребенка в среду сверстников является хорошо сформированная речевая функция, а именно выразительная устная речь.
Работа с выразительными средствами языка привлекает внимание детей к необычным выражениям. Вместе с тем, владение средствами выразительности углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.
При формировании выразительной речи необходимо учитывать её интегративного характера (т.е. использование как вербальных, так и невербальных средств выразительности).
Невербальные средства выразительности (оптико – кинетические, паралингвистические, экстралингвистические и т.д.) совместно с речевыми аспектами устной речи, подчеркивают необходимые смысловые части речевого высказывания, усиливают оттенки эмоциональной окраски слов, дополняют интонацию, иллюстрируют выраженную словами мысль и усиливают эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Развитие выразительной устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленная и последовательная работа педагогов дошкольной образовательной организации. Так как дети сначала без необходимой подготовки понимают в буквальном смысле все, что говорят взрослые. Дети чувствуют скрытый смысл отдельных образных единиц, но не всегда могут это объяснить из-за недостаточной сформированности словесно-логического мышления, низкой способности связно передавать свои мысли, а также бедности словарного запаса.
Ребенка нужно учить понимать образность речи и воспринимать смысловую ее сторону, т.е. показывать образцы выразительности в речи и заботиться о том, чтобы они не только дошли до ребенка, но и вызвали у него ответные чувства. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в устной речи несложные образные описания, тропы, фразеологизмы, а так же различные интонационные оттенки. Формирование выразительной устной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому необходимость формирования выразительной устной речи возникает именно в дошкольном возрасте.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки), которые положительно влияют на понимание роли выразительных средств (тропов, фразеологизмов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.
Использование в обучении разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр оказывает благотворное влияние на развитие у детей эмоциональной лексики, которая способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Огромным стимулом для развития и совершенствования выразительной устной речи является театральная деятельность, которая создаёт такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Постепенно, в устной речи детей формируется последовательность изложения мыслей, интонационная выразительность, в самостоятельных высказываниях дети начинают использовать различные невербальные средства выражения: мимику, пантомимику, разнообразные жесты и позы. Образные движения могут выступать как сопровождающие речевое высказывание, как дополняющие его в различных случаях и как самостоятельные единицы коммуникативной деятельности.
Таким образом, выразительная устная речь - это не только соблюдение норм литературного языка, а так же умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные вербальные и невербальные выразительные средства.