Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание педагога»
Практикум для педагогов «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания» Описание: Практикум разработан для педагогов дополнительного образования, содержит игры и упражнения, способствующие профилактике профессионального выгорания педагогов. Адресуется методистам, педагогам. Участники: педагоги дополнительного образования Цель – создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Задачи: 1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение. 2. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность. 3. Повышать самооценку педагогов. 4. Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех. 5. Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса. Необходимое оборудование: орехи, мяч, заготовки гербов на белой бумаге формата А 4, карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, яркие картинки, журналы. Ведущий: Уважаемые коллеги, рада Вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Тема нашего практикума «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания». Мы попробуем взглянуть с другой стороны на рутинные педагогические проблемы, на себя в профессии, научимся способам снятия эмоционального напряжения. 1. Упражнение «Ладошки» Цель: создание благоприятной обстановки в группе. Один из участников выставляет ладонь и дотрагивается ею до ладони соседа со словами «Я желаю тебе…» Называет соседа по имени и говорит ему приятное пожелание. Тот, кому сделали пожелание, благодарит и предает эстафету пожеланий следующему участнику, называя его по имени и дотрагиваясь до его ладони. Пожелания не должны повторяться. 2.Упражнение-тест «Вкусный пончик» Цель: снятие эмоционального напряжения, экспресс-диагностика личностных особенностей. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что в нем отсутствует повидло. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый. 2.Говорите себе: «Бывают» – и съедаете пустой пончик. 3.Съедаете что-то другое. 4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее. Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох. Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены. Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности. Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. 3. Упражнение "Лестница"
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Начертите у себя ЛЕСТНИЦУ из 8 ступенек. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры. Внимательно рассмотрите ее и отметьте свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день, где вы находитесь: внизу, на одной из ступенек, в центре, вверху.
Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?
Начинаем отсчет по ступенькам снизу: Я – ВЫСКАЗЫВАНИЕ! Какое высказывание соответствует вашему местоположению.
Первая ступенька - Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!
Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)
Третья ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пятая ступенька – Я ПОПРОБУЮ…
Шестая ступенька – Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Седьмая ступенька – Я ЭТО ДЕЛАЮ!
Восьмая ступенька – ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО!
Запишите первое, что приходит в голову: что нужно сделать для того, чтобы подняться на ступеньку выше. Это и есть ваше личное индивидуальное решение по профилактике эмоционального выгорания.
Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Это желание понять: я хочу или я не хочу что-то менять в себе, в своей жизни. Попробуйте на досуге проанализировать лестницу и свои действия, шагая по ней. 4. Упражнение «Уровень счастья» Цель: развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимо наблюдателя по отношению к самому себе. Ведущий:Предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того, как педагоги выполнили задание, ведущий выясняет: – кто из педагогов нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе; – кто нашел 5! – кто не нашел ни одной! Ведущий: Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях , которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Другой же сказал, что стакан наполовину полон, и он благодарен за это. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые» люди, чьи чашки всегда наполовину пусты.
5Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.
6.Релаксация:упражнение «Улыбка»
По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему?
Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал: «Улыбка и смех убивают старость».
Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть».
Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно, вначале вы можете чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.
Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог. Все день начался и начался правильно.
Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и улыбнуться Вам: «Благодарю, что заметили и оценили меня!».
Литература 1. Беляева, О.А. Методы организации рефлексии : учебно-методическое пособие / О.А. Беляева. – Минск : РИПО, 2014. – 42 с. 2. Осухова Н., Кожевникова В. профилактика профессионального выгорания. практико-ориентированный семинар // Школьный психолог. 2006. – № 16. 3. Погуляева Н.А. Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания «помоги себе сам» // Методист. 2014. – № 4.