kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие с элементами тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.                        

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания

 педагогов, поднятию жизненного тонуса,  сил и энергии.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Занятие с элементами тренинга

по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Автор педагог-психолог СОШ №32 Хамидуллина А.А.


Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Для начала давайте познакомимся

Упражнение 1. «Приветствие».

Психолог предлагает педагогам представиться коллегам. Назвать свое

имя и 2-3 положительных качества, начинающиеся на первую букву имени.

(например: Я - Люда – ласковая, любознательная). Следующий участник « Да! Ты действительно….., а еще ты……» И так по кругу.



Дорогие педагоги, кратко опишу вам, что же такое синдром «профессионального выгорания»

Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).



- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”? Слушаю ответы. Да. Вы правы,

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)

  • отсутствие каких – либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.



РАЗДАТЬ АНКЕТЫ



3. Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “выгорания”

Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”(слайд № 8, 9,10)

Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье. 

- Теперь остановитесь и проведите проверку своего состояния. Прочитайте еще раз те симптомы, которые вы нашли у себя (распечатка листов для каждого участника с симптомами “выгорания”)

- Нахмурены ли вы, читая эти строки?

- Чувствуете ли вы напряжение в глазах?

- Как вы сидите сейчас на стуле, расслабившись или сгорбившись?

- Напряжены ли мышцы вашего лица?

Если ваше тело неподатливо и не расслабленно, то вы в этот самый момент вызываете у себя нервное напряжение и нервную усталость.



Эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость.

Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.



Упражнение 4: «Откровенно говоря»

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению

Вытягивают карточки и устно отвечают:


Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального

выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным

предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.


Рефлексия:

• Трудно ли вам было отвечать?

• Было ли для вас что-то новое?

• Какие у вас сейчас ощущения?



Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе…


Психологический смысл данного упражнения: помогает осознать проблемы

педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что

проблемы у всех педагогов похожи.


Просмотр видеоролика «Лучше радоваться жизни, чем нет». Отрывок из фильма Полианна о маленькой девочке, которая своей любовью к людям, умением радоваться жизни при любых обстоятельствах и видеть во всем лучшую сторону, смогла помочь многим людям. После просмотра ролика совместно с педагогами переводим « – в +»:

Ниже приведены примеры перевода минусов работы в плюс:


Директор отчитал вас за плохо выполненную работу

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.

  • Можно теперь сесть на диету.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.

  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

  • Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

  • Новый коллектив, новые перспективы.

По дороге на работу вы ломаете каблук

  • Сегодня мои ноги будут отдохнувшими

  • Очень хороший повод для визита в любимый магазин

Не готов дома ужин

  • Разгрузочный день для семьи

  • Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.

Ехать проверять олимпиадные работы

  • Познакомлюсь (встречусь) с коллегами

  • Хоть 1 день пройдет вне школы

Рано просыпаюсь в выходной

  • Столько можно всего сделать за день!!!  И для себя любимой время останется

Вы большие молодцы! А сейчас хочу предложить к просмотру следующее видео:

Показ ролика про Винни Пуха. Который всегда и во всем видит только позитив , он сам очень оптимистичный медвежонок и нам всем надо у него этому учиться


Упражнения с МАК картами :

1. Мастер сказок. Каждый выбирает себе карту. Смотрит и высказывает, что он видит, далее я читаю аннотацию к этой карте.

2. Мак карты «Она». Стр.33,34,38 играем в игры.


Упражнение 7: «На пляжу»

Включаю презентацию Дельфинотерапия и Музыку.


Цель: Обучение способам управления дыханием и мышечному расслаблению.

Для снятия эмоционального напряжения хорошо помогает визуализация.

Сейчас мы с вами немного отдохнем и расслабимся. Я прошу всех закрыть глаза и принять максимально удобную для себя позу. Представьте как вы подъезжаете на машине к пляжу. Окно машины открыто. Ветер обдувает ваши волосы, солнечные лучики пробиваются сквозь окно и падают на ваши ноги. Вы припарковываете свою машину, выходите и идете по пляжу. Слышите шум волн, накатывающихся на берег и вдыхаете соленый воздух.

Там находите тихое удобное местечко и расстилаете покрывало. И здесь вам так хочется расслабиться…..и вы уже лежите на покрывале, а ваши ноги свободно лежат на теплом приятном песке. Почувствуйте как расслабляется все ваше тело и вы ощущаете вкус соли в воздухе. И вам кажется, будто капельки воды падают на вас со звуком прибоя, а затем нежно откатываются назад в море. Вокруг лишь солнце и море. Яркий желтый свет солнца и песка так гармонично сочетается с живой синевой моря.

Солнечные лучики греют и движутся по всему вашему телу. Сначала ваши

руки согреваются под лучами солнца. Вы чувствуете, как тепло проходит по

ним, это помогает вам расслабиться. Затем солнечные лучики начинает ласкать ваши

ноги и поднимаются выше, согревая живот, грудь и постепенно согревая и расслабляя еще больше все ваше тело….

Ваши мышцы полностью расслаблены, и вам кажется, будто вы утопаете в теплом и приятном песке.

Расслабившись, вы прислушиваетесь к крику чаек. Они свободно и легко парят в воздухе. Улетая в море, они уносят с собой все ваши заботы и проблемы. А Вы расслаблены, смотрите на чаек, которые только что унесли с собой все ваши заботы далеко за море и благодарите их….

Весь день вы провели на пляже, и вот солнце уже садится. Чувствуя,

что оно исчезает, вы подтягиваетесь, и потихоньку встаете, чувствуете все еще теплый, но уже остывающий песок под ногами, и вам безумно хорошо. И в этом состоянии вы предвкушаете свой дальнейший путь без проблем и забот. Вы сворачиваете покрывало и уходите с пляжа, у нося с собой ощущение расслабленности и счастья. Вы прощаетесь с

пляжем, но знаете, что сможете в любое время вернуться туда.


Рефлексия. Как себя чувствуете? Что понравилось больше всего? Что будете использовать?

Подведение итогов занятия.

Ритуал прощания.


Распечатать:


Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хамидуллина Альфия Альбертовна

Дата: 29.03.2021

Номер свидетельства: 577061

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства