В. А. Сухомлинский.
Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентированна на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Обращайте внимание детей на красоту овощей, фруктов, осенних цветов, кустарников, деревьев. Познакомьте детей с изображением растительного узора (цветов, ягод и др.) в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства. Занятие с применением песочной терапии “Мы ходили в огород” Цель: обращать внимание на разнообразие овощей, уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: “овощи”, “огород”, “грядки”, “твердая”, “круглая”, “продолговатая”. Научить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Выкладывать любые формы из сырого песка с помощью формочек и совка. Занятие с применением песочной терапии «Расти, репка, на песке!» Цель: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; стабилизировать эмоциональное состояние детей; научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа); способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации. Экскурсия вокруг мини-центра Цель: 1. Показать детям многоцветность окружающего мира. 2. Конкретизировать представление об осенних изменениях в природе. 3. Закреплять умение подбирать слова - признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее). 4. Воспитывать в ребенке умение видеть красоту осени, любоваться ее великолепным нарядом. 5. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом. 6. Воспитывать эстетическое чувство. Наблюдения и опыты. Наблюдения за изменениями в природе. На прогулках предлагать детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе. Наблюдение за температурой и осадками. После длительных наблюдений за показаниями термометра подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в а августе в среднем не пять градусов. Характер осадков в сентябре - дождь и туман. Дети находят различия между затяжными и кратковременными дождями. Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. На прогулку вынести флюгер и наблюдать за его движением. Откуда и куда дует ветер? Остаётся ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон. Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сода. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния. Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений. В конце дети могут составлять календарь окрашивания листьев на участке детского сада. Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер - желанный гость. Наблюдения за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи. Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание на то, что насекомых стало меньше, объяснить, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке. Игры – тренинги «На прогулке», «Тёплый ветерок» Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения. Д/и «Беседа с деревьями» Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней. Упражнение: «Природный оркестр» Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение. |
Октябрь | Обратите внимание детей на неповторимую красоту, разнообразие цветов и оттенков в осеннем убранстве деревьев. Покажите им изящество формы и разнообразие цветов и оттенков в осенних плодах кустарников (боярышника, рябины, калины, шиповника, снежника и др.). Расскажите об особенностях народного декоративно-прикладного искусства. Организуйте в группе выставку работ народных мастеров. (В основу экспозиции могут быть положены работы любые, но обязательно подлинные, имеющиеся в детском саду и семье.) Экскурсия по городу «Где растут растения?» Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Конспект интегрированного занятия (ознакомление с природой + ИЗО) Цель: Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев. Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе. Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе. Познакомить с новой техникой изображения осенних листьев. Занятие по развитию у детей любви к природе при помощи различных форм искусства Цель: 1. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к природе. 2. Учить детей искусству слушать музыку, рассматривать картины, отмечать приемы рисования, составлять рассказы по картинкам. 3. Обогащать словарный запас музыкальными терминами и в области изобразительного искусства. 4. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой. Наблюдения и опыты Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить на каких деревьях листья только краснеют, а на каких - желтеют; понаблюдать с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или со старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, берёза, тополь); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья. Рассмотреть почки на деревьях. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособленность к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена. Рассмотреть семена, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирает наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище. Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы. Пронаблюдать за уменьшением долготы дня. С этой целью один раз в неделю отмечать время выключения света утором и и время включения света вечером. Сравнить полученные данные в течение месяца. Установить между долготой дня и состоянием погоды. Понаблюдать за отлётом птиц. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени- пищи для птиц мало, температура воды понижается, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных. Игры – тренинги «Солнышко», «Туча» Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения. Д/и «Радости и огорчения» Цель: формировать собственное отношение к природе. Упражнение «Забавные танцы» Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце. |
Ноябрь | Обратите внимание детей на изменения, которое произошли в природе с известными цветами, деревьями и кустарниками. Рассмотрите кору разных пород деревьев, покажите детям многообразие ее цветов и оттенков, фактуры (гладкая, шершавая), соберите чешуйки сосновой коры. Полюбуйтесь многообразием их формы, приятным золотистым цветом. Рассмотрите с детьми произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Объясните им, что для того, чтобы изделия были красивы, художники узорно-орнаментально украшают свои работы. Занятие "Семья Петушка" Цель: 1. Закрепить названия домашних птиц. Знакомить детей с понятием "Семья" на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях. 2. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений. 3. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями Занятие: "Поможем Каркуше". Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостью. Познакомить детей со свойством воды выталкивать на поверхность легкие предметы. Дать детям представление, что разные предметы в зависимости от веса тонут или плавают. Воспитывать доброту, желание беречь природу. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме». Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет? Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым? Почему нет ярких цветов? Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу». Наблюдения и опыты Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха. Продолжать устанавливать связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определённое место, время и ориентир. Например, солнце находится над определённым домом: фиксирует дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха. В итоге подводим детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха. Понаблюдать, какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей на то, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты. Установить кормушки. Обсудить, какой корм нужен птицам. Игры – тренинги «Дождик», «Ветер» Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения. Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении. Упражнение «На участке – дождь» Цель: развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения. |
Декабрь | Обратите внимание детей на изящество строения кроны разных пород деревьев; покажите, как они не похожи друг на друга. Помогите почувствовать разнообразие таящихся в них образов (одно дерево похоже на воина, другое …). Покажите детям красоту и декоративность хвойных пород деревьев и кустарников (туя, ель, сосна, кипарис, можжевельник и др.). Продолжайте работу по восприятию узоров и орнаментов на примере произведений народного декоративно-прикладного искусства. Обратите внимание детей на то, что ритмический порядок в узоре в работах народных мастеров позволяет достигнуть целостности и выразительности. Занятие с использованием песочной терапии «Волк, который не ест козлят» Цель: научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения; корректировать эмоции страха и злости; учить понимать себя и других, способствовать приобретению начального опыта рефлексии (самоанализа); закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации; способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Занятие "В гости к лесным зверюшкам" Цель: Формировать представления о диких животных (зайце, белке, медведе), их внешнем виде, питании. Дать понятие о свойствах и качествах льда. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Стимулировать использование в активной речи слов "холодный", "мокрый", "скользкий", "теплый", "мягкий", "пушистый", "растаял". Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, гуманное отношение ко всему живому. Наблюдения и опыты Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода. Измеряя день за днём температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно тёплую погоду – снежными хлопьями, в мороз при ясном небе – снегопад «иголками». Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдений за снежинками. Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах. С помощью наблюдений выявить защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать корни деревьев и кустарников). Выявить механизм образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы о воротники покрываются инеем. Игра – тренинг «Снежинки» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение афессии, ослабление негативных эмоций. Игра – тренинг «Изобрази животное» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Д/и «Беседа с деревьями» Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней. |
Январь | Продолжайте наблюдения за красотой зимней природы, подкармливайте зимующих птиц. Продолжайте работу по развитию восприятия красивых узоров и орнаментов в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. В доступной форме познакомьте детей с важнейшим средством выразительности в орнаменте — симметрией. Комплексное занятие «Зимний пейзаж» (экология + рисование + развитие речи) Цель: Учить любоваться природой. Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома). Вызвать желание у детей подговаривать стихотворение воспитателю. Активизировать словарь детей, использовать в речи предлоги. Формировать умение делать правильно плавный и длительный выдох. Рисовать кисточкой снег приёмом примакивания, закреплять белый цвет (краски). Занятие. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы». Цель: показать детям разнообразие птиц и следов. Наблюдения и опыты Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить её в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев. Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость температуры воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры при этом молодые, тонкие деревца могут ломаться. Наблюдение за сугробами. Выявить связь между силой ветра и формой, местонахождения сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет. Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьёв: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света. Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья. Игра – тренинг «Человечки настроения» Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру. Игра – тренинг «Ветер дует на …» Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения. Д/и «Экологический светофор» Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении. |
Февраль | Продолжайте любоваться вместе с детьми красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, травинками, кустам, деревьями, покрытыми инеем или припорошенные снегом Рассмотрите иллюстрации, в которых художник передал не реальный, а вымышленный мир сказочных персонажей, например иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», на которой изображен дом (спальня) мышонка, или любые другие. Предложите детям рассмотреть две-три иллюстрации с изображением сказочных домиков и выбрать тот, который больше всего понравился, и «войти» в него. Попросите детей рассказать о том, что каждый из них там увидел, как его «принимали». Занятие по произведениям Е. Чарушина «Кошка», «Собака» Цель. Познакомить ребенка с художественными произведениями, реалистично раскрывающими повадки и внешность самых близких к человеку домашних животных, таких как кошка и собака. Использовать анималистические рисунки Е. Чарушина. После прочтения рассказов, провести сравнительный анализ, рассмотреть рисунки к рассказам, отмечая различное и общее. Воспитывать гуманное отношение к четвероногим друзьям. Занятие «Воздух» Цель: развивать личность ребенка, психические качества: (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними; формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы». Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев. Наблюдения и опыты Наблюдения за продолжительностью светового дня. Дети замечают заметное прибавление светового дня, для этого продолжается фиксация времени включения и выключения электрического света в дневнике наблюдений. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги, выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, позёмку, метель – в чём сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра). Наблюдение за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В тёплый солнечный день наблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать тёмную и светлую одежду и убедиться, что тёмная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у берёзы и у клёна. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему. Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: дуб (крепкий ствол, с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), берёза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клён (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются как на качелях). Наблюдение за птицами. В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц. Игра – тренинг «Тренируем эмоции» Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Д/и «Необычное путешествие» Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе. Упражнение «Точка зрения» Цель: учить детей оценивать ситуацию. Задаём ситуацию, на основе которой придуман этюд, а потом меняем в этой ситуации характер героя. |
Март | Обратите внимание детей на первые признаки приближения весны. Внесите в группу ветки тополя. Предложите детям полюбоваться ими, вдохнуть аромат их почек. Расскажите детям о творчестве художников-иллюстраторов. Более подробно остановитесь на творчестве одного из них. Организуйте выставку книг с его иллюстрациями. Предложите детям рассмотреть две-три иллюстрации, в которых с помощью различных средств выразительности передано определенное настроение. Поинтересуйтесь, почувствовали ли они это настроение или нет. («Как вы считаете, эта картина веселая или грустная?») Выскажите собственную точку зрения. Спросите у детей, как им удалось узнать о настроении, чувствах героев той или иной иллюстрации. Попытайтесь подвести детей к пониманию того, что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица. Цветом, колоритом художественного произведения можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущение счастья и т. д. Особое внимание уделите контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал ее очень маленькой среди огромных, могучих деревьев. И этот контраст вызывает у нас чувство тревоги. Занятие на тему "Ладушки в гостях у бабушки" Цель: приобщать детей к истокам народной культуры; закрепить домашних животных; учить описывать игрушку кота; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей радостное настроение. Комплексное занятие «Что нас окружает?» (ознакомление с окружающим и конструирование) Цель: воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Экскурсия в весенний лес «Весна красна» - разноцветная весна. Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов. Наблюдения и опыты Наблюдение за увеличением продолжительности светового дня. В солнечный день обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Дети выявляют взаимосвязи в природе: солнце пригревает всё теплее, следовательно, снег таит, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка. Наблюдение за изменениями в жизни животных: отмечаем прилёт грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми (грачи – всеядные, могут добыть корм где угодно). Вспомнить с детьми пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидал грача – весну встречай». Наблюдая за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чём проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах. Объяснять детям, что песню заводят самцы, привлекая к себе птичку – самку для создания семьи. Наблюдая за кошками и собаками, выявить, в чём проявляется их активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты». Наблюдения за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и тоже время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днём становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днём поднимается всё выше. Игра – тренинг «Весна, лето, осень, зима» Цель: развитие умения определять и выражать различные эмоциональные состояния. Игра – тренинг «Прогулка по ручью» Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения. Д/и «Путешествие» Цель: воспитывать бережное отношение к природе. |
Апрель | Продолжайте вместе с детьми наблюдать приход весны. Любуйтесь набухшими почками, соцветиями ольхи, первой травой, цветами. Предложите детям рассмотреть иллюстрации, в которых с помощью различных средств выразительности передано опреде-ленное настроение (радость, грусть, страх и т. д.). Рассмотрите с детьми иллюстрации, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне и по-разному толковать изображенные там события (рисунки В.Лебедева к сказке С. Маршака «Тихая сказка», Ю. Васнецова к сказке «Гуси-лебеди» и мн. др.). Дети могут рассматривать такого рода иллюстрации независимо от того, знакомы им эти художественные произведения или нет. Главное, чтобы предложенная иллюстрация или репродукция вызывала у них эмоциональный отклик на происходящие события и создавала вокруг них атмосферу таинственности. "Заколдованный лес". Интегрированное познавательно- экологическое занятие. Цель: Обобщать знания детей о диких и домашних животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях, о рыбах. Расширить знания детей о значении воды в нашей жизни и закрепить знания детей о свойствах воды (вкус, запах, цвет). Продолжать учить детей отвечать на вопросы, при помощи игрушек и картинок. Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие время года. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому. Занятие с применением народного фольклора "Мы потешки распеваем и немного поиграем" Цель: закрепить названия животных, их особенности, развивать умение имитировать движения животных. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Вспомнить с детьми знакомые потешки, проговаривать их с разной силой голоса. Упражнять в звукоподражании (чёткоё произношение). Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Наблюдения в природе Наблюдения за солнцестоянием. Обратить внимание детей на то, что оно поднимается с каждым днем все выше. С этой целью понаблюдать за тенью от столба на участке, обратить внимание на то, что в полдень тень становится короче. Несколько раз в течение месяца измерить длину тени и зафиксировать в дневнике наблюдений. Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают. Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья. Наблюдение за птицами – прилет грачей; оживляются зимующие птицы, постройка гнезд. Учить различать голоса птиц. Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе. Игра – тренинг «Цветок» Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции. Д/и «Встреча с растениями» Цель: формировать эмоциональное отношение к природе. Д/и «Природа благодарит и сердится» Цель: учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе. Упражнение «Танец бабочек» Цель: развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения. |
Май | Продолжайте любоваться красотой природы, обратите внимание детей на очарование таких цветов, как мать-и-мачеха, калужница, гусиный лук, купальница, золотой лютик, сурепка и др. Объясните им, что все это первые весенние цветы, радующие человека, и из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма *в весеннем цветочном календаре. Продолжайте рассматривать с детьми иллюстрации и репродукции произведений живописи, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне и по-разному толковать изображенные события. Рассмотрите с детьми изображение растительного узора (цветов, ягод и др.) в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства. Упражняйте детей в выделении и назывании главных элементов узора. Расскажите детям об особенностях народного и декоративно-прикладного искусства и с помощью родителей организуйте выставку одного вида народного и декоративно-прикладного искусства. Занятие «Одуванчик» Цель: учить замечать красоту природы. Объяснить детям, что в природе большинство растений прорастают из семян, которые образуются на месте цветка, сорванный цветок семян не оставляет. Закрепить правила бережного отношения ко всему живому. Занятие на свежем воздухе с элементами дыхательной гимнастики: "Шум леса". Цель: Учить детей правильно распределять дыхание: делать глубокий вдох носом и использовать на выходе силу голоса, равномерно распределяя воздух. Четко произносить звуки - ш-ш-ш-; -ж-ж-ж-; -с-с-с-; -з-; -ц-. Учить детей сосредотачивать свое внимание на конкретном задании. Развивать слух, дыхание, память, творческую активность, пластику, воображение. Воспитывать любовь и интерес к природе, уважение к сверстникам, желание работать единой командой. Наблюдения и опыты Наблюдения за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреваются - темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло. Наблюдения за грозой. Обратить внимания детей на изменение в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы. Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимания, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сравнить цветение клена и березы что общего и чем отличается. Наблюдения за цветением черемухи, сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на похолодание большого количества мух, комаров и других летающих насекомых. Понаблюдать за гнездованием птиц. Игра – тренинг «Дождик» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. Упражнения – эмпатия «Я – кузнечик», «Я – цветок» Цель: развивать воображение: уметь представлять себя образом в ситуации, когда у этого образа есть проблемы. |