kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эколого-краеведческий проект « Природа-доктор нашей души» как фактор социальной реабилитации детей и подростков с осложненным поведением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эколого-краеведческий проект

«Природа-доктор нашей души» как фактор социальной реабилитации детей и подростков с осложненным поведением

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-ориентированных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека и природы.

Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к Природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхитить и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности, то будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Главной целью экологического просвещения является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении общаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне нее.

Однозначно, что детям с осложненным поведением не хватает культуры человеческого общения. А связь культуры и экологии почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому, прививая экологическую культуру детям, мы формируем культурный опыт ребенка.

Опыт показывает, что именно дети с осложненным поведением лучше всего откликаются на практические формы работы. Ребята прекрасно реагируют на предложения принять участие в любых нестандартных проектах, главное – не акцентировать внимание на особенности поведения и отличие в уровне подготовленности ребенка.

Цель эколого- краеведческого проекта « Природа – доктор нашей души» : осуществление принципа непрерывности при изучении эколого-краеведческого материала, как одной из составных частей учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Задачи реализации:

- посредством познавательной деятельности развивать у подрастающего поколения осознанно-ценностное отношение к окружающему миру как к среде обитания;

- закладывать основы экологического мировоззрения.

Реализация проекта предполагает в промежуточном (конечном) результате:

- систематизацию наблюдений за явлениями природы;

- формирование эколого- эстетической культуры;

- опытно-практическую деятельность учащихся с возможным моделированием природных условий;

- развитие понимания взаимозависимости между различными видами деятельности людей и бережным отношением к природе;

- с помощью игровых методик, изобразительной деятельности отражение эмоциональных переживаний ребенка, связанных с познанием окружающей среды;

- активизацию личного участия в охране природы и, прежде всего, в мире проживания;

- пробуждение в душе ребенка чувства ответственности за судьбу своей планеты как одной из главных жизненных ценностей.

Отличительная особенность данного проекта – наличие определенного участка окружающей среды, центром которого является школа, с набором природных экологических объектов. Содержанием реализации проекта является описание ежедневной дороги учащихся из дома в школу и обратно. Также путь следования служит основой для создания экологического патруля оперативного реагирования(ЭПОР) с привлечением к этой работе неограниченного числа учащихся различного возраста.

« Природа – доктор нашей души» включает в себя не только дорогу, по которой ребенок следует в образовательное учреждение, но и посещение различных природных, экологических, краеведческих объектов и активное участие в их изучении.

Конкретным примером такого изучения могут быть:

- городской парк;

- ботанический сад;

- посещение выставок цветов, поделок из природных материалов;

- экологические экспедиции в интересные уголки нетронутой природы;

- спортивные соревнования и конкурсы в естественных природных условиях с тематической направленностью;

- туристические походы по специально разработанному экологическому маршруту.

Главная задача использования такого вида деятельности – добиться того, чтобы ребенок с осложненным поведением почувствовал личную ответственность за сохранение естественных природных условий, транслировал свое понимание природных процессов одноклассникам, друзьям, семье, что в свою очередь даст возможность создать заинтересованный, творческий детский коллектив, например, экологический патруль оперативного реагирования (ЭПОР).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эколого-краеведческий проект « Природа-доктор нашей души» как фактор социальной реабилитации детей и подростков с осложненным поведением»

Эколого-краеведческий проект « Природа-доктор нашей души» как фактор социальной реабилитации детей и подростков с осложненным поведением



Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-ориентированных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека и природы.

Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к Природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхитить и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности, то будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Главной целью экологического просвещения является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении общаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне нее.

Однозначно, что детям с осложненным поведением не хватает культуры человеческого общения. А связь культуры и экологии почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому, прививая экологическую культуру детям, мы формируем культурный опыт ребенка.

Опыт показывает, что именно дети с осложненным поведением лучше всего откликаются на практические формы работы. Ребята прекрасно реагируют на предложения принять участие в любых нестандартных проектах, главное – не акцентировать внимание на особенности поведения и отличие в уровне подготовленности ребенка.

Цель эколого- краеведческого проекта « Природа – доктор нашей души» : осуществление принципа непрерывности при изучении эколого-краеведческого материала, как одной из составных частей учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Задачи реализации:

- посредством познавательной деятельности развивать у подрастающего поколения осознанно-ценностное отношение к окружающему миру как к среде обитания;

- закладывать основы экологического мировоззрения.

Реализация проекта предполагает в промежуточном (конечном) результате:

- систематизацию наблюдений за явлениями природы;

- формирование эколого- эстетической культуры;

- опытно-практическую деятельность учащихся с возможным моделированием природных условий;

- развитие понимания взаимозависимости между различными видами деятельности людей и бережным отношением к природе;

- с помощью игровых методик, изобразительной деятельности отражение эмоциональных переживаний ребенка, связанных с познанием окружающей среды;

- активизацию личного участия в охране природы и, прежде всего, в мире проживания;

- пробуждение в душе ребенка чувства ответственности за судьбу своей планеты как одной из главных жизненных ценностей.

Отличительная особенность данного проекта – наличие определенного участка окружающей среды, центром которого является школа, с набором природных экологических объектов. Содержанием реализации проекта является описание ежедневной дороги учащихся из дома в школу и обратно. Также путь следования служит основой для создания экологического патруля оперативного реагирования(ЭПОР) с привлечением к этой работе неограниченного числа учащихся различного возраста.

« Природа – доктор нашей души» включает в себя не только дорогу, по которой ребенок следует в образовательное учреждение, но и посещение различных природных, экологических, краеведческих объектов и активное участие в их изучении.

Конкретным примером такого изучения могут быть:

- городской парк;

- ботанический сад;

- посещение выставок цветов, поделок из природных материалов;

- экологические экспедиции в интересные уголки нетронутой природы;

- спортивные соревнования и конкурсы в естественных природных условиях с тематической направленностью;

- туристические походы по специально разработанному экологическому маршруту.

Главная задача использования такого вида деятельности – добиться того, чтобы ребенок с осложненным поведением почувствовал личную ответственность за сохранение естественных природных условий, транслировал свое понимание природных процессов одноклассникам, друзьям, семье, что в свою очередь даст возможность создать заинтересованный, творческий детский коллектив, например, экологический патруль оперативного реагирования (ЭПОР).

Теоретический раздел работы по подготовке подростка к природоохранной деятельности предполагает формирование навыков:

- работы с книгой как самым доступным источником знаний, материалами СМИ, теле и видеофильмами;

- избирательности в потреблении продукции средств массовой информации, отражающей взаимодействие человека и природы;

- систематизирования и фиксирования личных и групповых наблюдений за явлениями природы;

- анализа полученных данных и объективных выводов на его основе.

Теоретические задания должны сопровождаться работой с наглядными пособиями, справочниками, каталогами, фильмотекой, приборами. В Подготовке к исследовательской деятельности большое место занимает работа с картографическим материалом, с ориентированием на местности.

Применение теоретических знаний в практической деятельности позволяют оценить полученные знания и умения, расширить возможность их применения.

В практический блок эколого-краеведческого проекта «Природа – доктор души» входит комплекс программ, содержащих игровые, соревновательные, релаксационные элементы. К ним могут относиться деловые экологические игры, КВН по экологически ориентированному сценарию, интерактивные представления и выступления агитбригад по проблемам охраны окружающей среды, тренинговые занятия. Также методом реабилитации учащихся могут быть соревновательные и спортивные комплексные многоборья, в условиях спортивные конкурсы объединяются с викторинами по экологии и краеведению, выставкой поделок, экологических плакатов, даров природы, а также с посадкой деревьев, кустарников, уходом за зелеными насаждениями, с уборкой и благоустройством территории, родников и т.д. Такие виды деятельности позволяют занять свободное время подростков, дать им возможность проявить свои умения, знания, фантазию, почувствовать себя членом творческой команды.

Раскрывая для ребенка сущность законов экологии, необходимо обратить внимание на то, что в человеческих взаимоотношениях имеют место те же закономерности, что и в природе. Например, закон « За все надо платить» очень похож на русскую поговорку «Как аукнется, так и откликнется». А закон «Нет ничего, что возникает из ничего и не исчезает бесследно» еще раз подчеркивает нашу ответственность за содеянные поступки и их последствия.

Работа в разных направлениях экологического творчества позволяет ребятам отвлечься от соблазнов улицы, подстерегающих их повсюду и переключить их на другие интересы – созидательная деятельность, походы в лес и на речку, занятия спортом. Экология, как ни одна другая наука, способна без насилия над психикой ребенка посредством, как теоретических основ, так и практических действий привести его к позиции человека здорового физически и духовно.

Дети и подростки с осложненным поведением подобные мероприятия воспринимают с большим интересом, т.к. такая деятельность дает им возможность для самовыражения, получения положительной оценки зрителей( своих сверстников), а, следовательно, для направленного поиска в себе самом опоры для противостоянию негативному воздействию.

Вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать ответственность не только за свои поступки, но и за то, какой резонанс они могут иметь в будущем. А поступки человека- это своего рода проекция мыслей и, в конечном счете, именно они являются показателем экологической культуры.

Проект может быть реализован в воспитательном аспекте полностью, если дети и подростки увидят результаты своей деятельности в сообщениях средств массовой информации, получат отклик от родителей и понимание со стороны администрации школы, местных органов самоуправления. Этому элементу работу следует уделить особое внимание, как педагогическому коллективу образовательных учреждений, так и руководителям разного уровня, в поле зрения которых попадает экологическая деятельность подростков.

Поощрение подростков с осложненным поведением, которые принимают в этом проекте добросовестное участие, поможет педагогам и родителям найти путь к их сердцам, определить их профессиональные склонности, даст возможность пробудить желание серьезного подхода к получению знаний, оценить взаимосвязь преподаваемых в школе дисциплин.

Алгоритм деятельности экологического патруля оперативного реагирования ( ЭПОР) в рамках эколого-краеведческого проекта «Природа – доктор души»

Основная структурная единица ЭПОР – пикет, создаваемый в классе из числа желающих.

Пикеты объединяются в свободный патруль (ЭПОР) школы, под руководством штаба игры из числа представителей детского самоуправления с непосредственным консультативным участием заинтересованных учителей, родителей, представителей муниципальных и общественных служб и учреждений.

Основная деятельность патруля – выполнение заданий экологического содержания, разработанных штабом.

Донесения заносятся в оперативно – экологический вестник школы, являющуюся основным документом деятельности ЭПОР.

Задания носят различный характер: экономический, краеведческий, исторический, экологический, природоохранный и т.д., которые планируются в соответствии с административно- хозяйственной, политической, культурной программой, реализуемой администрацией, культурными, просветительскими и образовательными учреждениями города, села, района.

Общественная значимость выполненных заданий оценивается ежемесячно по десятибалльной системе или по системе поощрений, принятых штабом.

Лучшие пикеты получают право на участие в эколого- краеведческих мероприятиях района, города, области.

Визуализация как метод изучения экологической проблемы изнутри.

Гея – гипотеза говорит о единстве всего живого от кита до бактерии, от вечнозеленых растений до водорослей. Гея – это организм, включающий в себя биосферу Земли, атмосферу, гидросферу и почву. Если принять гипотезу Геи, то мы все часть одного живого существа. Осознание этого в корне меняет отношение к миру, ребенок чувствует себя менее одиноким, что влияет на его социоадаптацию. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и к другим и тд.

В работе группы с разным уровнем подготовки достаточно эффективен метод визуализации. Достоинство визуализации в том, что она помогает ученикам вникнуть в суть проблемы, которую они изучают изнутри. При этом включается музыка, уменьшается яркость света, ребята принимают свободные позы.



Превращаясь в прорастающий желудь

Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы медленно идете по лесу… С ближайшего дерева упал блестящий коричневый желудь… Вы смотрите на лежащий на земле желудь и становитесь все меньше и меньше… Пока вы не станете таким же, как он… Пока вы не станете им…

Вы твердый и гладкий, вы мирно лежите на земле… Иногда вы чувствуете, как через вас переползают насекомые… Приходит осень. Вы чувствуете, как падающие листья мягким слоем покрывают вас.. Когда вас согреет осеннее солнце, вы чувствуете, что готовы вырваться за пределы своей твердой оболочки.

Часть вас превращается в толстый корешок и прорывает ваше покрытие…Эта часть прокладывает себе дорогу во влажной, теплой земле… Одновременно вы обнаруживаете, что растете вверх… Ваш стебель прорывается сквозь опавшие листья… Два крошечных зеленых листочка, возникшие на верхушке стебля, раскрываются… Теплый воздух и солнечный свет вам очень приятны… Маленькие листочки впитывают в себя солнце и передают энергию корешкам. Корешки пьют влагу из земли и посылают ее листьям.

Ваша нижняя часть чувствует себя во мраке сырой земли в полной безопасности, а верхняя, овеваемая теплым ветерком, упивается свободой…Вы спрашиваете себя –удастся ли вам вырасти таким же большим, как деревья вокруг.

А теперь медленно становитесь самим собой… Когда будете готовы, откройте глаза. Если хотите, поделитесь своими впечатлениями.

Джек Хассард.

Визуализация успокаивает, настраивает на позитивный лад и пробуждает творческие задатки. Очень часто после занятий с элементами визуализации ребята тянутся к карандашу или лепят.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гвоздецкая Марина Николаевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288693


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства