развивать планетарное сознание в процессе подготовки детей к школе посредством интеграции различных образовательных областей.
Задачи:
Закрепить и систематизировать знания детей о космосе, о планетах, входящих в Солнечную систему; расширить мировоззрение дошкольников путем познания ими неизведанного мира Вселенной.
Развивать детскую личность в процессе познания окружающего мира и путем поиска и приобретения всесторонних знаний об окружающей действительности.
Развивать творческую активность и самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально-познавательную компетентность детей.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, воспитывать уважение и любовь к Земле как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни.
Формировать основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Далекая и близкая Вселенная»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ ВСЕЛЕННАЯ»
(подготовительная к школе группа)
Цель:
развивать планетарное сознание в процессе подготовки детей к школе посредством интеграции различных образовательных областей.
Задачи:
Закрепить и систематизировать знания детей о космосе, о планетах, входящих в Солнечную систему; расширить мировоззрение дошкольников путем познания ими неизведанного мира Вселенной.
Развивать детскую личность в процессе познания окружающего мира и путем поиска и приобретения всесторонних знаний об окружающей действительности.
Развивать творческую активность и самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально-познавательную компетентность детей.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, воспитывать уважение и любовь к Земле как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни.
Формировать основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира («Я – гражданин мира»), его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях.
Оборудование:
мультимедиа с презентацией к занятию, набор букв разной величины для составления слова "КОСМОС", тазик с песком, камни разной величины, воздушные шары, фонарик, конверт с содержимым, мяч; атрибуты к играм: «Солнечная система», «Чудесная планета», «Венерианские роботы».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети под музыку заходят в зал. Воспитатель предлагает встать детям в круг:
Воспитатель:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа) Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева) Скорей становитесь со мною в кружок! Давай улыбнемся и скажем: "Привет!" Солнцу: "Привет!" Гостям всем: "Привет!"
Воспитатель: А теперь сядьте на стульчики, закройте глаза и послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чем мы сегодня будем говорить. (звучит космическая музыка)
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь проверим правильность ваших ответов: соберите слово из предложенных букв, поставив их в порядке увеличения
- Сейчас я вам прочитаю, какое слово у нас получилось?
(КОСМОС)
Воспитатель: Итак, сегодня мы поговорим о космосе, о Вселенной и, конечно же – о нашей планете Земля.
- А с помощью чего мы можем изучать звезды и планеты?
Ответы детей: С помощью телескопа; летая в космос на ракете.
Воспитатель: Посмотрите на телескоп – что вы можете о нем рассказать?
Ответы детей:
-Телескоп – это подзорная труба с большим количеством увеличительных стекол.
- Прибор, с помощью которого люди постоянно изучают космическое пространство.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о космосе?
Диалог детей в стихотворной форме
1 ребенок:
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
2 ребенок:
Звёзды там светят далёким огнём!
3 ребенок:
Только ли звёзды на небе сияют?
4 ребенок:
Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
5 ребенок:
Как так блуждают? Дороги не знают?
6 ребенок:
Нет! Это кажется, будто блуждают!
7 ребенок:
Все они – Солнца большая семья.
8 ребенок:
И под влияньем его притяжения Вечно творят круговые движения!
Воспитатель:
Молодцы, сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в космос.
- Но в космос могут полететь только самые подготовленные. Перед полетом космонавты проходят испытание на то, как они переносят невесомость. Сейчас мы тоже проверим вашу готовность.
Опыт с вестибулярным аппаратом:
По команде дети начинают крутиться вокруг себя в течение 10 сек. Воспитатель интересуется, у кого закружилась голова и отклоняет в сторону? Отмечаются самые подготовленные.
- Самые подготовленные……., но так как мы единая дружная команда, то летим все и будем в полете помогать друг другу. (Одевают шлемы)
Входит инопланетянин.
Альф: Здравствуйте, дети.
Воспитатель: Здравствуйте. А вы кто?
Альф:
Я с Альфа – Центавра, посмотрите!
И за мной вы повторите:
Дружба, смелость – вот девиз,
За друзей всегда держись.
- Я из другой звездной системы. В поисках новых друзей мы давно уже путешествуем по Вселенной. А вы?
Воспитатель: Кто расскажет гостю о тех, кто был в космосе?
Дети:
- На Земле первыми в космос полетели собаки Белка и Стрелка.
- Они полетели 19 августа 1960 года с космодрома Байконур.
- А из людей первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Он полетел на ракете Восток 12 апреля 1961 года.
Ребенок:
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
Альф:
- Так вы тоже собираетесь в космическое путешествие по нашей галактике? Но вы хотя бы знаете, что такое звезды?
Ребенок:
Что такое звезды? Если спросят вас,
Отвечайте смело: раскаленный газ.
И еще добавьте, что при том всегда
Ядерный реактор – каждая звезда.
Альф: Правильно!
- Но как вы можете днем лететь к далеким звездам, если сейчас светло и звезд нет?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, звезды светят только ночью?
Дети: Да…
Воспитатель: А я хочу с вами поспорить и доказать и вам, и нашему гостю, что звезды светят и днем.
Опыт с фонариком и конвертом:
В картоне дыроколом пробиты отверстия, как звезды. Вложим его в конверт. Возьмем в одну руку конверт, в другую фонарь. Включим фонарь и на расстоянии 5 сантиметров поставим на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите на освещённую к вам сторону, но становятся хорошо заметны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
Почему?
В освещённой комнате свет проходит через дырки в картоне независимо от того, где находится свет фонаря, но видно становится их тогда, когда отверстие, благодаря проходящему через него свету начинает выделяться на темном фоне. Со звёздами происходит то же самое. Они светят и днём и ночью, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Значит, звёзды светят и днём.
Воспитатель: У нас все готово к путешествию, не хватает только карты звездного неба.
Игра «Солнечная система»
Воспитатель: Какая самая близкая к Земле звезда?
- Солнце.
- Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
- Солнце считают центром Солнечной системы, частью которой является и Земля.
Воспитатель: А теперь разложите планеты на свои орбиты и назовите их.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Вот мы и навели порядок в солнечной системе.
- Приготовились. 5, 4, 3, 2, 1 – поехали.
В нашей ракете условия такие, как на земле. Поэтому можно снять шлемы.
(Снимают шлемы)
Воспитатель: Мы приближаемся к первой планете от Солнца.
- Она называется…
1 ребенок
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и вечный покой.
Воспитатель: Что вы еще можете рассказать об этой планете?
Дети: Вся поверхность Меркурия образована из впадин кратера, которые возникли в результате падения камней с хвоста комет.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как образуются кратеры.
Опыт с камнями:
Камни разной величины падают в посуду с песком и оставляющими ямки от удара на поверхности.
Воспитатель: Теперь эта поверхность стала похожа на поверхность Меркурия.
- Отправляемся к второй планете. Она называется …
2 ребенок
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?
Воспитатель: Ученые планируют когда-нибудь заселить эту планету. Но для того, чтобы всё подготовить для людей, сначала посылают роботов, которым не нужны ни воздух, ни вода.
Геометрическая мозаика «Венерианские роботы»
Воспитатель раздает конверты с заданием собрать роботов из геометрических фигур. Дети выполняют задание.
- Мы приближаемся к самой уникальной планете Солнечной системы, настоящему космическому чуду. Это…
3 ребенок
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты:
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Внизу, за стеклами кабины,
В молочных облаках летал
Далекий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.
Воспитатель: Давайте отдохнем на нашей родной планете. Представьте, что мы смотрим в ночное небо. Что мы там увидим? (Звезды)
Ещё в далёкие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звёзды располагаются в определенном порядке и их можно объединить в созвездия, которым они дали название (показ иллюстрации). У вас на столах тоже есть рисунок. На нем отмечены точки – звездочки. Попробуем соединить звездочки по порядку и посмотрим, что получится.
Графическое упражнение«Соедини точки»
Как называется созвездие, которое у нас получилось?
(Большая медведица).
Это самое известное созвездие – Большая медведица, которая похожа на ковш; рядом с большой медведицей находится малая медведица. На самом её конце сверкает Полярная звезда, которая всегда указывала путникам дорогу.
- Ребята, вспомните, как называется спутник нашей планеты?
(Луна)
- Теперь давайте встанем и проведем Лунную физминутку.
Физминутка «На луне»
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
Воспитатель: Летим к следующей планете.
Альф:
А я ее знаю – она называется Сникерс. Правильно?
Дети. Да не Сникерс, а Марс.
Воспитатель: Чтобы долететь до Марса, нам потребуется больше года.
Ребенок:
Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.
Воспитатель: Но ученые предполагают, что жизнь на этой планете все-таки существует.
- Давайте пошлем на эту планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ.
Альф: А я тоже хочу отослать свои позывные. Вдруг меня услышат новые друзья!
Ритмический рисунок
Дети должны повторить сначала за воспитателем, а потом за Альфом хлопки руками.
Воспитатель: Как хорошо вы справились с заданием. Можем отправляться дальше, к следующей планете. Это…
Ребенок:
Юпитер – царь планет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!
Воспитатель: На этой планете нет твердой поверхности. Жить там невозможно, поэтому мы пролетаем мимо этой планеты.
Воспитатель: Следующая планета…
Ребенок:
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Воспитатель: Кольца состоят из больших и маленьких ледяных камней, которые вращаются на огромной скорости. Но они не улетают в космическое пространство, потому что планета их притягивает – это называется законом притяжения.
Опыт с притяжением:
Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть как можно выше и объясняет: как бы высоко мы не прыгнули, Земля притягивает нас обратно.
Воспитатель: Какие две планеты самые далекие от Солнца и от Земли?
Дети: Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: Но Плутон такой маленький и так далеко находится от Солнца, что ученые перестали считать его планетой.
Ребенок:
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь...
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!
Воспитатель: Теперь мы знаем, что планеты бывают разные.
- Давайте поиграем.
Игра «Космические противоположности» (с мячом)
Дети должны подобрать антонимы к предложенным словам.
Планеты бывают: яркие, бывают тусклые.
Далёкие – близкие:
Холодные – горячие:
Большие – маленькие:
Видимые – невидимые:
Обитаемые – необитаемые:
Твёрдые – жидкие:
Твердые – газообразные:
Со спутниками – без спутников (одинокие)
С атмосферой – без атмосферы
Реальные – фантастические (выдуманные)
Воспитатель: Вот теперь мы знаем, какие разные бывают планеты.
Игра «Чудесная планета»
- Давайте пофантазируем и придумаем самую чудесную планету. Посмотрите, как много у нас на мольберте изображений того, что существует на Земле. Но не все из этого приносит пользу и радость жителям нашей планеты. Обратите внимание: здесь много того, без чего наш мир был бы лучше, добрее, счастливее.
- Выберите, что мы возьмем на нашу замечательную планету, а что мы отправим в далекий необитаемый космос, чтобы оно не могло никому причинить зла.
(Дети выполняют задание)
- Молодцы, какая чудесная планета у нас получилась. Мы приложим все силы, чтобы и наша планета Земля стала такой же: мирной, дружной, цветущей.