kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое Кейс – технологии в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На семенаре познакомились с новыми технологиями решения проблемно-ситуативной позиции в воспитательном процессе, обыгрывали ситуации и принимали решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое Кейс – технологии в ДОУ.»

Семинар для воспитателей:

Что такое Кейс – технологии в ДОУ.



Воспитатель Долгополова М.И.



Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи: 
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели

Дидактический материал: видеопрезентация по теме, кейс для ролевой игры.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, портфель , карточки для игры, кубики для игры (парковка).
Ожидаемые результаты:
Участники получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;

  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

  • правила разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин

Введение

Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо сумочки я держу в руках объемный кейс. 
Основная часть.

1. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

  1. Работа с кейсами в рамках учебного известна в мире с 1908 г.
    В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года

  2. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

  1. Для чего нужен кейс?

  • Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

  • Кейс – метод развивает:

  • 1. умственные, сенсорные и речевые способности.

  • 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

  • 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

  • 4. практические умения.

  • 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

  1. В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии: В ДОУ

  • игровое проектирование-

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. эту технологию мы используем в разных вариантах.

  • метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;

  • метод ситуационного анализа.

Для дошкольников чаще всего используют:

- метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;

- кейс- иллюстрации .

- фото-кейсы .

  1. Прежде всего мы должны создать сами кейс.ы. Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.



  1. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

  • Первый этап: подготовительный.

  • Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

  • На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

  • Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

  • На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

  1. Технология кейс – стадии.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Рассмотрите технологическую карту деятельности по технологии кейс-стади. Мы видим в ней все этапы технологии.

На слайде представлена технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

  • Почему?

  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

  • Предложите свой вариант разговора по телефону.

  1. Кейс-иллюстрация

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Чаще всего используется в НОД прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои педагогические задачи.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

-Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

-Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему.

-Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

-Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса..

Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес.


Часто в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.

Кейс состоит : 1. Фото « Дети обедают»

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д.

Этапы работы с фото-кейсом те же.

Фото само по себе вызывает у детей бОльший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена!. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

  1. Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;

  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

  • ролевое взаимодействие.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс –

технологии «ролевое проектирование»

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.

  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

  • Навык положительного отношения к миру.

Практическая часть.

Я приготовила для вас кейс ситуационно-ролевая игра «Настоящие друзья»

Ситуация: « Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Предлагаю вам разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Взять по карточкам. На карточках написаны ваши роли в паре. Детям естественно предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя.

Воспитателям обыгрывают ситуации.

В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?


Список литературы

  1. 1. Алексеева, М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /

  2. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с.

  3. 2. Богуш, А.М. Речевая подготовка детей к школе / А.М. Богуш. – К.: Рад.школа,

  4. 1984. – 175 с.

  5. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

  6. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

  7. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

  8. ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

  9. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

  10. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое Кейс – технологии в ДОУ.

Автор: Долгополова Марина Ивановна

Дата: 09.03.2019

Номер свидетельства: 502361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Использование метода кейс-технологии на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(70) "ispol-zovaniie-mietoda-kieis-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440600266"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Конспект урока по географии,  составленный по принципу системно-деятельностного подхода  с использованием кейс-технологии и географического моделирования"
    ["seo_title"] => string(175) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-s-ispol-zovaniiem-kieis-tiekhnologhii-i-ghieoghrafichieskogho-modielirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "252144"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447337594"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока на тему: «Молекулярно- кинетическая теория в нашей жизни» с применением кейс технологии "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moliekuliarno-kinietichieskaia-tieoriia-v-nashiei-zhizni-s-primienieniiem-kieis-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "101339"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414127"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "КЕЙС - МЕТОД "
    ["seo_title"] => string(14) "kieis-mietod-1"
    ["file_id"] => string(6) "217434"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433346892"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования"
    ["seo_title"] => string(102) "ispolzovaniiesovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiikaksriedstvopovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259329"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448718900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства