Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования
Изучение нового материала
*Постановка учебной задачи – проблема, целеполагание
- На предыдущих уроках мы изучали явления, которые доказывают, что Земля внутри живая. Как вы можете это доказать? (вулканы, землетрясения)
- Мы знаем, что вещества, составляющие ядро Земли, мантию и земную кору постоянно находятся в движении и последствия этих перемещений человек видит на земной поверхности.
- Я предлагаю отдохнуть при помощи наших ладошек (упражнения) – ладошки нам помогли не только отдохнуть, но и должны помочь определить тему урока.
- Поверните ладошки вверх, скажите – ровную ли поверхность они имеют? Что вы видите? (ответы детей: холмик, углубление, глубокие линии, выпуклые и вогнутые части). А что они нам напоминают? (земную поверхность). На ней тоже есть горы, впадины, равнины. Все это напоминает нам неровную поверхность. Земная поверхность тоже неровная, а неровности земной поверхности имеют своё название – рельеф. Давайте, сформулируем тему урока (запись в тетрадях число, тема). Мы рассмотрим формы рельефа, познакомимся с новыми терминами, уникальными формами рельефа в мире, обязательно найдём их на карте.
*Работа с текстом учебника, знакомство с термином
- Найдите в учебнике стр. 54, определение - рельеф (отвечают). В русском языке этот термин появился в 19 веке, с французского – это «выступ», «выпуклость», от латинского – поднимать, возвышаться.
- Наши ладошки имеют различные очертания, также и земная поверхность состоит из различных форм рельефа: вогнутые и выпуклые формы рельефа, примеры вогнутых форм рельефа: долина, овраг, а выпуклые: горы, хребты, холмы, а дне океана также имеются подводные горы, хребты, глубоководные впадины (слайды)
- Ребята, вам понятны эти термины и примеры, тогда оцените свою работу (самооценка: дети ставят на полях плюс, минус или галочку)
* Групповая работа – три группы. Задание по карте полушарий и в атласе
- На карте формы рельефа имеют свои названия и фоновую окраску, их мы можем найти на физической карте полушарий. Нам необходимо разделится на три группы: 1 группа находит на карте горы, вторая группа – находит на карте равнины, третья – формы рельефа дна океана. Необходимо отметить названия на контурной карте, уметь показать на карте (находят на карте, выписывают, называют, показывают на карте у доски)
- А сейчас минутка отдыха – у меня на столе притаились карточки с цифрами, давайте узнаем, что они обозначают? Мне нужно пять учеников. Давайте построимся по росту. Самому высокому самая высокая точка мира (8848 м - Эверест, второму - 6962 м - Аконкагуа, третьему - 6138 м - Мак-Кинли, четвертому - 5895м – Килиманджаро, пятому ученику - 2228 м – Косцюшко, показ слайдов с фотографиями объектов. Дети прилепляют карточки к карте мира).
- Эти цифры обозначают абсолютную высоту данных объектов. Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря, в России – это море Балтийское.
- Где мы можем найти эти цифры? (на физической карте мира или полушарий)
- Оцените свою работу на полях тетради, как вы поработали в групповой работе и по карте.
*Проблемное задание по определению термина - относительная высота
- Каждая точка земной поверхности имеет и другую высоту, она называется относительной. А теперь задание - проблемная ситуация: (слайд)
- Представьте, что вы хотите купить домик на берегу реки Куганак в нашем района. Есть информация, что во время весеннего половодья вода в данном месте поднимается до уровня двух метров. Зальёт ли этот дом весенняя вода? (слайд)
- Почему вы не можете дать точный ответ, не знаете, на какой высоте находится дом
- Как измерить высоту? (высказывают предположения)
- Итак, а что такое относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой, эту высоту мы можем высчитать сами на местности.
- Для измерения относительной высоты используют специальный инструмент - нивелир.
- Найдите в учебнике информацию о нивелире на стр.57. Объясните, как устроен простейший нивелир. Где используют нивелир? (в геодезии).
- На слайде мы видим холм, и как можно с помощью нивелира измерить его относительную высоту (слайд).
- Вернемся к нашему домику. Зальет ли наш дом при половодье (слайд). Как это можно узнать? (дети: можно измерить относительную высоту).
4. Первичное закрепление
Применение полученных знаний в новой ситуации
- А теперь задания повышенной сложности, перед вами слайд с изображением холма сверху, здесь у нас есть линии. Их называют горизонтали. Цифрами отмечены высоты, но какие? (показ на карте цифры с абсолютной и относительной высотой)
- Определите на следующем слайде относительную и абсолютную высоту
- Также по схеме холма мы можем определить какой склон пологий и какой – крутой (слайд).
- Итак. Мы теперь знаем что такое относительная и абсолютная высота, кто со мной согласен, поставьте на полях в тетради плюс, минус, или галочку.
5. Рефлексия
- Вернёмся к нашей ладошке, она определила нашу тему урока. А теперь поможет сделать нам выводы. Если вы знаете ответ на вопрос, то загибаете пальчик.
- Мизинец – он отвечает за мыслительный процесс – поэтому мы спросим себя, а что я узнал на уроке.
- Безымянный палец самый близкий к цели, он отвечает за умения: скажите, чему вы научились сегодня на уроке….
- Средний палец – отвечает за сложные моменты на уроке – какие этапы урока показались для вас трудными …
- Указательный – наш помощник, а вы смогли помочь своему другу или соседу.
- На большом пальце – наше настроение, какое оно было на уроке, здесь говорить ничего не будем, просто покажем.
6. Подведение итогов урока
- Оценить вашу работу предлагаю при помощи взаимопроверки, поменяйтесь тетрадками, у кого больше галочек, тому 4, плюсиков – 5. Минусов – 3.
7. Домашнее задание
* на оценку «5» - изготовить самодельный нивелир по заданию школы географа – следопыта стр. 56-57 и отмерить высоту склона пришкольного участка на спортивной площадке
* сделать коллаж «Высочайшие горы мира»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования»
Зинатуллина Елена Рашитовна – учитель географии. Республика Башкортостан. Стерлитамакский район. Село Рощинский. МОБУ СОШ с.Рощинский
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
с использованием кейс-технологии и географического моделирования
Класс: 5
Учебник: География. Начальный курс: Алгоритм успеха. Автор Летягин А.А. издательство Вентана - Граф
Тема урока: «Рельеф земной поверхности»
Задачи урока:
Образовательная: ввести новые понятия относительная и абсолютная высота, рельеф, нивелир, геодезия, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий, дать сведения о формах рельефа;
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, картами, схемами, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, исследованию родного края. Способствовать формированию географической культуры.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать высоты, описывать уникальные формы рельефа.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, форм рельефа, и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия: рельеф, абсолютная, относительная высота, формы рельефа, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации форм рельефа, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный урок
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная
Техническое оборудование: проектор, физическая карта полушарий, рабочая презентация по уроку, видеоролики, коллекции горных пород, самодельный нивелир, учебник, рабочая тетрадь – дневник – следопыта, карточки с высотами гор
Ход урока:
1. Организационный этап
*Приветствие гостей и учеников
- Посмотрите друг на друга – улыбнитесь друг другу. Девиз нашего урока: наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать, уважать друг друга.
2. Актуализация знаний
*Выполнение заданий и самооценка
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать оболочку Земли - литосферу. И перед тем, как приступить к изучению нового материала, терминов, явлений, соберём багаж знаний, который пригодится нам на уроке.
- Будет несколько заданий, я вас попрошу записать в тетрадях слово «Проверка» (пишут в тетради)
- Первое задание лежит у вас на столе в виде образца горной породы, задание на слайде - название горной породы, группа (слайд) – дети записывают.
- Второе задание – устное, если знаете данный географический объект или явление на картинке, можете поднимать руку (слайды с картинками: цунами, землетрясения, складки, вулкан, гейзер, сброс) – дети отвечают.
- Третье задание – письменно самостоятельно: на этом рисунке изображены литосферные плиты и сейсмические участки, вы должны выписать цифры, под которыми спрятались такие географические объекты и явления, как вулканы и землетрясения (слайд с картой литосферных плит и цифрами) – дети записывают.
- А сейчас давайте проверим свои работы и поставим оценку на полях в тетрадке (плюсик, минус или галочку), ответы на слайде (у первого ряда известняки, осадочные породы органического происхождения гипс – осадочная порода химического происхождения, у второго ряда – магматические породы – гранит – глубинное происхождение, базальт – излившиеся, третий ряд – мрамор – метаморфическая порода. В третьем задании – правильные цифры: 2,4,5,6)
Р.S. «Плюс» – я записал все правильно без помощи, «Минус» – я не смог ответить на вопросы, «Галочка» – я сделал задание с помощью друга.
3. Изучение нового материала
*Постановка учебной задачи – проблема, целеполагание
- На предыдущих уроках мы изучали явления, которые доказывают, что Земля внутри живая. Как вы можете это доказать? (вулканы, землетрясения)
- Мы знаем, что вещества, составляющие ядро Земли, мантию и земную кору постоянно находятся в движении и последствия этих перемещений человек видит на земной поверхности.
- Я предлагаю отдохнуть при помощи наших ладошек (упражнения) – ладошки нам помогли не только отдохнуть, но и должны помочь определить тему урока.
- Поверните ладошки вверх, скажите – ровную ли поверхность они имеют? Что вы видите? (ответы детей: холмик, углубление, глубокие линии, выпуклые и вогнутые части). А что они нам напоминают? (земную поверхность). На ней тоже есть горы, впадины, равнины. Все это напоминает нам неровную поверхность. Земная поверхность тоже неровная, а неровности земной поверхности имеют своё название – рельеф. Давайте, сформулируем тему урока (запись в тетрадях число, тема). Мы рассмотрим формы рельефа, познакомимся с новыми терминами, уникальными формами рельефа в мире, обязательно найдём их на карте.
*Работа с текстом учебника, знакомство с термином
- Найдите в учебнике стр. 54, определение - рельеф (отвечают). В русском языке этот термин появился в 19 веке, с французского – это «выступ», «выпуклость», от латинского – поднимать, возвышаться.
- Наши ладошки имеют различные очертания, также и земная поверхность состоит из различных форм рельефа: вогнутые и выпуклые формы рельефа, примеры вогнутых форм рельефа: долина, овраг, а выпуклые: горы, хребты, холмы, а дне океана также имеются подводные горы, хребты, глубоководные впадины (слайды)
- Ребята, вам понятны эти термины и примеры, тогда оцените свою работу (самооценка: дети ставят на полях плюс, минус или галочку)
* Групповая работа – три группы. Задание по карте полушарий и в атласе
- На карте формы рельефа имеют свои названия и фоновую окраску, их мы можем найти на физической карте полушарий. Нам необходимо разделится на три группы: 1 группа находит на карте горы, вторая группа – находит на карте равнины, третья – формы рельефа дна океана. Необходимо отметить названия на контурной карте, уметь показать на карте (находят на карте, выписывают, называют, показывают на карте у доски)
- А сейчас минутка отдыха – у меня на столе притаились карточки с цифрами, давайте узнаем, что они обозначают? Мне нужно пять учеников. Давайте построимся по росту. Самому высокому самая высокая точка мира (8848 м - Эверест, второму - 6962 м - Аконкагуа, третьему - 6138 м - Мак-Кинли, четвертому - 5895м – Килиманджаро, пятому ученику - 2228 м – Косцюшко, показ слайдов с фотографиями объектов. Дети прилепляют карточки к карте мира).
- Эти цифры обозначают абсолютную высоту данных объектов. Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря, в России – это море Балтийское.
- Где мы можем найти эти цифры? (на физической карте мира или полушарий)
- Оцените свою работу на полях тетради, как вы поработали в групповой работе и по карте.
*Проблемное задание по определению термина - относительная высота
- Каждая точка земной поверхности имеет и другую высоту, она называется относительной. А теперь задание - проблемная ситуация: (слайд)
- Представьте, что вы хотите купить домик на берегу реки Куганак в нашем района. Есть информация, что во время весеннего половодья вода в данном месте поднимается до уровня двух метров. Зальёт ли этот дом весенняя вода? (слайд)
- Почему вы не можете дать точный ответ, не знаете, на какой высоте находится дом
- Как измерить высоту? (высказывают предположения)
- Итак, а что такое относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой, эту высоту мы можем высчитать сами на местности.
- Для измерения относительной высоты используют специальный инструмент - нивелир.
- Найдите в учебнике информацию о нивелире на стр.57. Объясните, как устроен простейший нивелир. Где используют нивелир? (в геодезии).
- На слайде мы видим холм, и как можно с помощью нивелира измерить его относительную высоту (слайд).
- Вернемся к нашему домику. Зальет ли наш дом при половодье (слайд). Как это можно узнать? (дети: можно измерить относительную высоту).
4. Первичное закрепление
Применение полученных знаний в новой ситуации
- А теперь задания повышенной сложности, перед вами слайд с изображением холма сверху, здесь у нас есть линии. Их называют горизонтали. Цифрами отмечены высоты, но какие? (показ на карте цифры с абсолютной и относительной высотой)
- Определите на следующем слайде относительную и абсолютную высоту
- Также по схеме холма мы можем определить какой склон пологий и какой – крутой (слайд).
- Итак. Мы теперь знаем что такое относительная и абсолютная высота, кто со мной согласен, поставьте на полях в тетради плюс, минус, или галочку.
5. Рефлексия
- Вернёмся к нашей ладошке, она определила нашу тему урока. А теперь поможет сделать нам выводы. Если вы знаете ответ на вопрос, то загибаете пальчик.
- Мизинец – он отвечает за мыслительный процесс – поэтому мы спросим себя, а что я узнал на уроке ....
- Безымянный палец самый близкий к цели, он отвечает за умения: скажите, чему вы научились сегодня на уроке….
- Средний палец – отвечает за сложные моменты на уроке – какие этапы урока показались для вас трудными …
- Указательный – наш помощник, а вы смогли помочь своему другу или соседу.
- На большом пальце – наше настроение, какое оно было на уроке, здесь говорить ничего не будем, просто покажем.
6. Подведение итогов урока
- Оценить вашу работу предлагаю при помощи взаимопроверки, поменяйтесь тетрадками, у кого больше галочек, тому 4, плюсиков – 5. Минусов – 3.
7. Домашнее задание
* на оценку «5» - изготовить самодельный нивелир по заданию школы географа – следопыта стр. 56-57 и отмерить высоту склона пришкольного участка на спортивной площадке