Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребёнка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств, с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей,развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители, зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д. В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей слышать, видеть, понимать.
Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста.
Вид проекта: групповой.
Длительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги детского сада.
Актуальность:
Актуальность проекта, в использовании информации, форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям, построении образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого (музыкального руководителя) с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, возможности совместной деятельности и общения.
Цель проекта:
Цель данного проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.
Задачи проекта: - прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского; - развивать музыкальный вкус, творческие способности детей; - учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений; - учить импровизировать, фантазировать под музыку; - обогащать словарный запас;
-воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться; - итоговое мероприятие: комплексное занятие «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Предметно-развивающая среда:
- конспект беседы о творчестве П. И. Чайковского; - видео - презентации «Детский альбом», «Времена года»;
- аудио – запись пьес «Детского альбома»; - репродукции картин художников 18-19 веков; - средства изобразительной деятельности;
Ресурсы: материально-техническая база (музыкальный центр, ноутбук), методическое обеспечение.
Итоги проекта:
Проект способствует накоплению детских музыкальных впечатлений, уточнению и расширению знаний об особенностях музыкальных пьес из “Детского альбома” П.И. Чайковского посредством предоставления познавательного музыкального материала в интересной, структурированной, визуализированной и максимально понятной для дошкольников форме.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
- Продумывание целей и задач;
- Определение приёмов и методов обучения;
- Подбор музыкального материала, стихов и иллюстраций;
- Составление плана реализации проекта;
- Работа с методической литературой.
2 этап: Реализация проекта. Деятельность педагогов:
- рассказывание детям о классической и инструментальной музыке П.И.Чайковского;
- Консультация для воспитателей: «Музыка в повседневной жизни»;
- Разучивание с детьми стихов;
- Беседы о традициях, культуре эпохи 18-19 веков.
Деятельность детей:
- Получение новых знаний, навыков и умений;
- Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П.И.Чайковского;
- Выражение эмоций через продуктивную деятельность.
Деятельность родителей:
- Слушание музыки П.И.Чайковского дома совместно с детьми.
3 этап: Заключительный.
- Подготовка и проведение занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского;
- Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала;
- Выставка детских рисунков в музыкальном зале.
Продукт проектной деятельности:
комплексное занятие «Музыкальная гостиная».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Интерес к музыке Чайковского И.П.;
Развитие музыкально-художественного воспитания;
Обогащение музыкальной эрудиции.
Развитие творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки.
Для педагога:
Интерес к музыке Чайковского И.П.;
Проектирование интегрированных знаний, включающих художественное восприятие музыки Чайковского И.П..
Музыкальному руководителю:
Организация работы по ознакомлению детей с музыкой Чайковского И.П.;
Развитие профессионально-педагогического творчества: придумывания новых активизаций детского музыкального восприятия;
Создание единого воспитательного пространства на основе доверительных отношений с детьми.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Время проведения
Тема
Декабрь
1. Беседа. Краткая биография композитора Петра Ильича Чайковского, показ портрета, беседа о «Детском альбоме». Названия 24 пьес. 2. Слушание: «Зимнее утро».
Беседа о характере музыкальной пьесы.Просмотр иллюстраций и картин русских художников по теме «Зима».
3. Рисунок на тему: «Зима».
Январь
Слушание: «Марш деревянных солдатиков». 2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках ещё встречаются солдатики, и какими они бывают
(оловянные, пластилиновые и т.д.) Выучить стихотворение «Я в солдатиков играю». 3. Рисование на тему: «Марш солдатиков».
Февраль
1. Слушание: «Баба яга».
2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. Импровизация:
изобразить под музыку Бабу Ягу. С использованием мультимедиа этюд: «Баба Яга ».
Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги.
3. Аппликация по теме: «Баба Яга»
Март
1. Слушание: «Мама», «Итальянская песенка». 2. Беседа. О характере музыкальных пьес. Этюд «Мама». Разучить стихи о маме, беседа о
предстоящем празднике.
3. Рисунок по теме: «Мама»
Апрель
1. Слушание:«Песня жаворонка». 2. Беседа. О характере музыкальной пьесы. Беседа о перелётных птицах. Показ иллюстраций с изображением жаворонка.
3. Свободное рисование по теме: «Жаворонки»,
перелётные птицы.
Май
1. Слушание: «Полька».
2. Беседа. О характере музыкальной пьесы.Беседа о родине
«Польки», о её характере. 3. Разучить танец «Полька». 4. Просмотр танца «Полька» с использованием мультимедиа в музыкальном зале.
5. Просмотр отрывков из кинофильма «Золушка» в музыкальном зале. Обратить внимание, какой танец был исполнен под песенку Золушки?
6. Рисование на тему: «Бал».
7. Выставка рисунков на тему «Детский альбом П.И.Чайковского» в музыкальном зале.