Просмотр содержимого документа
«Беседа о явлениях природы в средней группе.»
Молоко над речкой плыло -
Ничего не видно было,
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)
Сперва блеск,
За блеском треск. (Молния и гром)
Разноцветные ворота
На лугу построил кто - то,
Но пройти в них нелегко -
Те ворота высоко. (Радуга)
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (Иней)
Как можно назвать одним словом всё, о чём были наши загадки? (Природные явления)
Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой». Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей) Воспитатель: За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода. - Солнце, солнце, ты откуда? - Я из зорьки золотой! - Дождик, дождик, ты откуда? - Я из тучки грозовой! - Ветер, ветер, ты откуда? - Я из дальней стороны! Мы – три брата, и повсюду Добрым людям мы нужны! (О. Высоцкая) Воспитатель: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой)
Рассказ воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией) С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день. На Руси по цвету зари предсказывали погоду. Красная вечерняя заря – к ветру. Солнце село в облака – на другой день дождь будет. Чистый закат солнца – к ясной хорошей погоде. Понаблюдайте с родителями и проверьте, так ли это.
Воспитатель: Заканчивается долгий летний день. Солнце спряталось за горизонт, но воздух еще не успел остыть. Вечер теплый и тихий, а трава влажная. Она появилась потому, что земля, трава, листья после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар прикасается к земле и оседает на траве крохотными капельками. За ночь мелкие капельки росы сольются в крупные, и утром в солнечных лучах на концах травинок и в чашечках цветков будут сверкать чистые хрустальные капли. Потом солнце поднимется высоко, высушит траву и превратит росу в пар. Воспитатель: Как вы думаете, роса нужна, полезна для природы? (рассуждения детей) Воспитатель (обобщает ответы детей): Роса полезна растениям так же, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые.
Воспитатель: Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. В туманные июльские ночи лучше растут и наливаются соками травы, овощи, ягоды. Их так и называют: «грибные» туманы, «огуречные» туманы. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз все вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят белесую пелену, и она бесследно растает.
Физкультминутка «Ветер» Ветер веет над лесами, (Повороты туловища вправо-влево) Ветер веет над полями, (Наклоны туловища вправо-влево) И качается трава. (Плавно покачать руками над головой) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх) Ветер пыль над полем носит. (Вращательные движения кистями рук) Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Воспитатель: Облака путешествуют в небесном просторе. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники. Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от места, где оно зародилось.
Творческая игра «Облака» Воспитатель: Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил на мягкое, пушистое облако. Вы сидите на облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться. Закройте глазки. Мы летим под облаками, Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами: Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. Воспитатель: Как вы думаете, могут ли облака разговаривать между собой? О чём могут разговаривать между собой облака? О чем бы вы хотели поговорить с облаком? (размышления детей)
Воспитатель: Но вот ветерок разогнал облака, и на небе появилось солнце. Вспомните, какими словами мы говорим о солнышке. Дети: Ясное, лучистое, горячее, яркое, жаркое, ласковое. Воспитатель: Какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце. Дети: Синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное, высокое, ясное. Воспитатель: А о небе, на котором нет солнца. Дети: Грустное, хмурое, пасмурное, серое, облачное, низкое.
Воспитатель: Солнце дает тепло и жизнь всему живому на земле. Недаром народ придумал про него пословицы. Я начну пословицу, а вы заканчивайте При солнышке – тепло, при матери … (добро) Как солнце не закроешь, так и правду… (не скроешь) Только солнце встает, сразу… (день настает) Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц. Итог: О каких природных явлениях мы сегодня говорили? Какие природные явления влияют на состояние погоды? Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?