Просмотр содержимого документа
«"Ай, да хлебушек"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Михневский центр развития ребенка – детский сад «Осинка»
городского округа Ступино
Конспект образовательной деятельности.
Познавательное развитие.
« Ай, да хлебушек!»
(средняя группа)
Подготовила и провела:
Говорунова Н.Н.
Ноябрь, 2019г
Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные: • дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол; • познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Развивающие: • расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб, • формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий; • формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания. • знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь. Воспитывающие: • воспитывать бережное отношение к хлебу, • воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. • Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его. Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова. Оборудование: Корзина с мукой ржаной и пшеничной (в упаковке), с ржаным хлебом и пшеничным; поднос, хлебобулочные изделия: каравай, пирожки, печенье, яблочный пирог; колосья, тарелочка с зерном, тарелочки с мукой ржаной и пшеничной; иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; хлебобулочные изделия : баранки, крендели, блины, пряники, сухари.
Магнитная доска, мельница
Сюрпризный момент: мини - мельница
Ход образовательной деятельности
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет! Ответ детей: Хлеб. ( показ иллюстрации) Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
(слышится стук в дверь, воспитатель вносит колосок, пучок с колосками и корзину, в которой находится мука: ржаная и пшеничная, а так же хлеб: ржаной и пшеничный) Воспитатель: Ребята, в гости к нам пришёл колосок. И не один пришёл, а со своими друзьями колосками.
Колосок: Здравствуйте, ребята!
Я – пшеничный колосок, Тонкой ножкою высок. Рос на ниве золотой, Посмотрите, я какой!
И принес я для вас, ребята корзинку, но не пустую.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же нам принёс колосок. Из чего печётся хлеб, Что едим мы на обед? Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски. Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, А кто знает, из чего всё это делают? Ответ детей: Из муки.
Воспитатель: Правильно, ребята из муки, но мука бывает разная. ( воспитатель показывает муку в мисочках пшеничную и ржаную)
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета мука пшеничная?
Ответ детей: она белая
Воспитатель: Правильно, ребята, пшеничная мука - белого цвета. (воспитатель ставит миску с пшеничной мукой на стол, затем достаёт из корзины пакет пшеничной муки )
Воспитатель: Вот в таких пакетах в магазине продаётся пшеничная мука.
Воспитатель: Из пшеничной муки пекут пшеничный хлеб. (воспитатель достаёт из корзины батон хлеба и показывает ребятам, и кладёт батон хлеба рядом с пшеничной мукой)
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, какого цвета мука ржаная? (воспитатель показывает мисочку с ржаной мукой)
Ответ детей: Эта мука серая
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ржаная мука - серого цвета.
Воспитатель: Вот в таких пакетах в магазине продаётся ржаная мука. ( воспитатель достаёт из корзины пакет ржаной муки )
Воспитатель: Из ржаной муки пекут ржаной хлеб. (воспитатель достаёт из корзины ржаной хлеб и показывает ребятам, и кладёт ржаной хлеб рядом с ржаной мукой)
Воспитатель: Ребята, давайте понюхаем хлеб из пшеничной муки (батон) и хлеб из ржаной муки.
(воспитатель и дети нюхают хлеб и сравнивают запах)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, белый хлеб и ржаной пахнут одинаково?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Правильно, ребята, запах у хлебушка разный. Сегодня за обедом, мы обязательно попробуем на вкус наш хлебушек и сравним – похож ли хлеб ржаной с пшеничным на вкус.
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же из него получается такой душистый хлебушек!
(Колосок начинает свой рассказ по иллюстрациям, которые вывешены на магнитной доске) Колосок: а) В колоске живут зёрнышки.
Воспитатель: (показывает тарелочку с зерном, даёт детям его потрогать )
Посмотрите, ребята, какие маленькие зёрнышки! Положите их на ладошку .
Дети: Какие крошечные зёрнышки!
Колосок: Я был таким же зёрнышком. Оно попало в землю (показ иллюстрации). Солнышко его пригревало, дождик поливал. И из зерна вырос колосок. То есть я (показ иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем и расскажем колоску, как мы тоже посадили зёрнышко пшеницы и что у нас выросло. (воспитатель ,демонстрирует ёмкость с выросшей пшеницей и походу показа, задаёт детям наводящие вопросы)
Воспитатель: Что мы сделали с зёрнышком сначала?
Ответы детей: Мы зёрнышко завернули в мокрую тряпочку.
Воспитатель: А какая была водичка у нас в тазике?
Ответы детей: Тёплая
Воспитатель: А что мы делали потом с зёрнышком, куда мы его поставили?
Ответы детей: На окошко, там, где солнышко.
Воспитатель: А когда мы развернули тряпочку, что мы увидели?
Ответы детей: Маленькие, беленькие росточки.
Воспитатель: Молодцы, а дальше, что мы делали?
Ответы детей: Посадили зёрнышки в землю, полили водичкой и укрыли пакетом, чтобы зёрнышкам было тепло.
Воспитатель: Умницы! Зёрнышко проросло и во, что у нас получилось. Колосков нет, только зелёные росточки .
Колосок: молодцы, ребята. Хотите узнать, что дальше происходит с колосками?
Ответы детей: Да
Колосок: Тогда слушайте.
б) Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы. Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку. (показывает иллюстрации). Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку.
Воспитатель: Посмотри, колосок, какая у нас есть мельница. Нам её сделали родители.
Воспитатель: А как работают жернова, я сейчас покажу. (дети встают в рассыпную) Воспитатель: За работу, жернова, Зёрна перетрём, сперва! А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. (Воспитатель вращает лопасти мельницы) Повторяйте за мной. Физкультминутка. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так. (Вращательные движения руками перед собой.) А теперь вращаем жернова. (Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь) Чтобы сделать каравай, Жернова быстрей вращай! (Поменять движения рук.) Крепче трём зерну бока, Получается мука!
Воспитатель: Молодцы, ребята, намололи муки. Присаживайтесь на стульчики. У меня для вас есть сюрприз!
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Колосок нам показал большую мельницу, родители смастерили мельницу поменьше, а я вам принесла показать маленькую мельницу. И сейчас мы с вами попробуем перемолоть зёрнышки. У этой мельницы, есть маленькое отверстие, дырочка. Бросайте зёрнышки в эту дырочку. ( воспитатель вносит мельницу, каждый воспитанник бросает по одному зёрнышку в мини – мельницу, воспитатель начинает вращать рычаг у мельницы, затем предлагает воспитанникам побыть мельниками и гостя, которые присутствуют на открытом показе ООД)
Воспитатель:Посмотрите, ребята, что у нас получилось. (воспитатель открывает крышку у мельницы и показывает детям результат).
Воспитатель: Что это?
Ответы детей: мука
Воспитатель: Мы поработали с вами мельниками.Скажите, ребята, вам тяжело было крутить мельницу?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Очень тяжёлый труд у мельника, правда, ребята?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Колосок, а что же будет дальше с мукой?
Колосок:
в) После мельника с мукой будет работать пекарь. (показ иллюстрации) Пекарь мучицу белую Пышным тестом сделает! Дрожжи, ну-ка не ленитесь, Наше тесто поднимите!
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Физкультминутка Дрожжи воздух собирали, Дрожжи тесто раздували. Дрожжи тесто раздували. Вдох и выдох, вдох и выдох: Пух! Пух! Ох! Ох! Ну-ка, тесто, вширь и ввысь Разрастись и поднимись! Тесто белое пыхтело – Ох! Ох! Тесто зрело и толстело – Ох! Ох! Мы его слегка помяли - И весёлкой повзбивали. Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь. Колосок :
в) Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая: В печку жаркую садись Подрумянься, испекись! Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Сюрпризный момент:
(воспитатель достаёт Каравай и отдаёт его ребёнку, который читает стих о каравае) Ребенок: Вот ржаной каравай, С корочкой румяной. Никогда не забывай - На столе он главный! Без него обед не в счёт. В праздники и будни: «Хлебу слава и почёт!» - Говорят все люди.
Колосок: Какое прекрасное стихотворение Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек. Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это? Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник), пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т.д. Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания. Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб! Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это? Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна его не съем, разделю ребятам всем. Ответ детей: Баранка. Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо. Дети: Спасибо. Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами. Дети: До свидания!