Тема: Прекрасных профессий на свете не счесть
Цель: расширить представления учащихся о людях труда, на примерах показать, что труд каждого полезен и нужен всем людям; развивать, внимание, мышление, память, речь; воспитывать гордость за труд близких, добросовестное отношение к труду и желание трудиться.
Ход урока
І. Рефлексия
- Здравствуйте, ребята.
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга, и пожелайте удачи.
ІІ. Сообщение темы и цели
Сегодня на классном часе мы узнаем много интересного о профессиях: вы расскажете, где работают ваши родители.
ІІІ. Работа по теме
1. Беседа о профессиях родителей
- Как вы думаете, почему дети должны знать о профессии родителей?
- Может быть, кому-то понравится профессия родителей и он захочет, когда вырастет, заниматься этим же делом.
- Расскажите, как зовут ваших родителей и где они работают?
- Чем полезен их труд?
- Все профессии важны,
Все профессии нужны.
2. Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый, —
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
3. Беседа по содержанию
- Как поэт различает людей разных ремесел?
- Как он отличает бездельников и лодырей?
- Как вы к ним относитесь? Почему?
4. Работа в парах. Метод «Пресс»
- Поработаем в паре (Каждая пара получает иллюстрацию из папки «Профессии наших родителей», на которых изображён человек какой-нибудь профессии). Вам необходимо определить профессию. Отвечать будете по образцу.
На доске клише: Я считаю, что …
Потому что …
…, например, …
Таким образом, …
5. Игра «Узнай профессию»
(Учитель читает отрывки из стихотворений. Выясняет, о каких профессиях говорится.)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
В цирке он смешнее всех.
У него большой успех.
Только вспомнить остается,
Весельчак тот как зовется. (Клоун)
Он на работе роль играет
И мастерством нас поражает.
Мы с нетерпеньем день тот ждем
Когда в театр к нему пойдем. (Актер)
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! (Маляр)
Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - …! (Ветеринар)
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (Кондуктор)
Учитель. Как много профессий вы знаете и это далеко не все. Сегодня мы имеем тысячи профессий, каждая из которых нужна и по-своему интересна.
Почётно быть учёным, строителем, врачом, учителем и, конечно, хлеборобом.
6. Чтение стихотворения С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый»
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
7. «Мозговой штурм»
- Чтобы хлеб попал на стол, людям каких профессий пришлось потрудиться?
- Почему нужно беречь хлеб?
- Как надо относиться к хлебу?
- Вспомните пословицы о хлебе?
8. Работа с пословицами
Хлеб – всему голова.
Будет хлеб – будет и обед.
Работай до пота, поешь хлеба в охоту.
Не трудиться - хлеба не добиться.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб на стол, и стол — престол.
9. Работа в парах. Игра «Назови профессии»
- Назовите по три профессии на такие буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ч, Ш, Э, Ю.
Выигрывают те, кто скорее выполнит задание.
А – агроном, актёр, архитектор
Б – библиотекарь, банкир, бухгалтер
В – воспитатель, врач, водолаз
Г – гримёр, газосварщик, грузчик
Д – дрессировщик, дворник, доктор
Ж – журналист, железнодорожник, животновод
З – закройщик, зоотехник, зоолог
И – инженер, инкассатор, историк
К – космонавт, костюмер, кассир
Л – лётчик, лесник, лифтёр
М – маляр, машинист, менеджер
Н - носильщик, нотариус, няня
О – официант, окулист, охранник
П - почтальон, парикмахер, программист
Р – регулировщик, радист, режиссёр
С – строитель, слесарь, садовник
Т – таксист, телефонист, танцовщик
У – учитель, уборщик, управляющий
Ф – фотограф, фармацевт, фельдшер
Х – хирург, художник, хореограф
Ч – часовщик, чистильщик, чертёжник
Ш – шахтёр, шофёр, швея
Э – эколог, экономист, электрик
Ю – юрист, ювелир, юнга
Учитель:
- Дети, вижу, что вы много знаете профессий и уже можете какую-нибудь из них выбрать себе. Кем быть, вы обязательно определитесь, возможно, и сегодня, прослушав стихотворение В. В. Маяковского «Кем быть?».
10. Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»
11. Игра «Микрофон»
- О каких профессиях вы узнали из этого стихотворения?
- Кем вы хотите стать, когда вырастите?
12. Физкультминутка
13. Работа в группах «Кто больше знает и умеет»
(Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа выбирает капитана. За каждый правильный ответ команда получает фишку)
Задание:
- Собери «Сундучок народной мудрости»
- О, здесь произошло несчастье! Ребята, рассыпался «Сундучок народной мудрости», вам надо его собрать.
(Каждая группа получает конверт с пословицами. Листы, на которых напечатаны пословицы, разрезаны на части по количеству слов. Дети составляют с частей пословицу и объясняют её смысл)
Терпенье и труд все перетрут.
Делу - время, потехе - час.
Труд кормит, а лень портит.
Кто не работает, тот не ест.
Без хорошего труда нет плода.
Маленькое дело лучше большого безделья.
- Кто больше назовёт профессий?
- Что кому необходимо для работы (инструменты, орудия труда)?
- Отгадай, что мы делаем?
- Кроссворд «Отгадай профессию»
Строитель построил новый дом, где поселилось много людей, а на ступеньках он зашифровал профессии своих друзей. Назовите друзей строителя
- ??Человек, который готовит здоровую и вкусную еду. (Повар)
- Работник театра, занимающийся гримировкой артистов. (Гримёр)
- Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер)
- Художественный руководитель спектакля, кинофильма. (Режиссёр)
- Специалист, который рассчитывает зарплату и налоги. (Бухгалтер)
- Специалист по проектированию и сооружению зданий. (Архитектор)
- Вы сегодня много нового узнали о мире профессий. И кем бы вы не мечтали стать, какую профессию не выбрали б себе, каждый должен хорошо знать своё дело, делать его честно, умело, как это делают ваши родители. Выбрав себе дело, помните о главной для вас сегодня профессии - школьника.
- V. Итог
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Какая же из профессий, о которых мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной? Почему?
Вот видите, все профессии по-своему важны и нужны.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь! (Пулат Мумин)
Я надеюсь, что в будущем вы все выберете интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.