ТЕМА: « ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ»
Цели:
1) дать понятие о различных частях тела человекаи их функциях, выработать представление об
организме, как едином целом, учить соблюдать правила личной гигиены, расширять кругозор;
2) развивать и корректировать устную связную речь, слуховое и вкусовое восприятие, умение
сравнивать, обобщать;
3) формировать здоровый образ жизни,ответственность за собственное здоровье,воспитывать желание соблюдать чистоту.
1.Организационный момент:
2. Мотивация.
— Что лежит в коробке? Вы узнаете в конце урока, когда ответите на вопросы.
3. Сообщение темы урока.
Узнать тему урока поможет загадка:
«Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются, один водит и приказывает» /части тела человека/
ТЕМА: «Строение тела человека. Правила гигиены».
4. Беседа по теме:
— Как устроен человек?. Для чего служат эти части?
Отгадайте загадку: «Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут.(/ноги)
Ноги — труженики. А почему так говорят?
Упражнение для ног. Поднимите правую ногу, левую ногу.
Загадка: «У двух матерей по пяти сыновей» /руки/
Руки — помощники. Объясните, почему?
Поговорка «Золотые руки». Как вы её понимаете?
Что мамины руки делают? А что ваши руки умеют делать?
Руки помощники, а могут стать вашими врагами? /если их не мыть/
Сказка о микробах.
Однажды Маруся пришла с прогулки и отказалась мыть ручки.«Не хочу», - сказала она, и топнула ножкой.
Взяла хлебушек со стола, кушает. А к правой Марусиной ручке прилип микроб: маленький-маленький, почти совсем невидимый с крохотными черными лапками и пушистым черным животиком. И он вместе с хлебушком попал к Марусе в животик.
Понравилось микробу у Маруси в животике: тепло, уютно. Только не нравилось ему, что к нему на голову сыпались хлебные крошки. Вот и говорит он Марусе: «Не садись Маруся за стульчик, не ешь хлебушек, я не хочу», - и сам лапками шевелит.
Неприятно стало Марусе от того, что кто-то у нее в животике сидит, да еще и командует. Животик заболел. Хотела Маруся поесть своего любимого супчика, рыбного.
А микроб опять говорит: «Не ешь Маруся супчик он невкусный».
Хотела Маруся пирожное вкусное превкусное съесть. А микроб опять за свое: «Не ешь Маруся пирожное. Оно не вкусное».
Возмутилась Маруся: «Как пирожное может быть невкусным? Мама, не хочу, чтобы микроб жил у меня в животике, кушать мне мешал».
«Хорошо, - сказала мама, - дам тебе лекарство. Только впредь. Будь умной девочкой, мой всегда перед едой ручки».
Делать нечего, выпила Маруся лекарство: горькое прегорькое, и животик сразу перестал болеть. И пирожное потом съела: оно оказалось таким вкусным, что пальчики хотелось облизать, но Маруся не стала этого делать, а пошла и вымыла ручки. Так, еще раз, на всякий случай.
— Что поможет победить микробов?
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
А как часто нужно мыть руки?
• После туалета, и перед туалетом;
• Перед едой, и после еды;
• После уборки, огорода, транспорта;
• После игры, общения с животными.
Ногти защищают кончики пальцев от травм. Ногти защитники, могут стать врагами? Когда? /Если их отращивать и не соблюдать чистоту. Ногти нужно регулярно стричь.
Где растут быстрее ногти на руках или ногах? /На руках/
На руках, 1 раз в неделю, необходимо стричь ногти, а на ногах 1 раз в 2 недели.
— Какие инструменты нужны для ухода за ногтями? (маленькие ножницы)
— Какие ещё части тела не назвали? /голова, туловище/
— Что соединяет голову и туловище? /шея/
Назовите части тела человека. Голова, туловище, руки, ноги, шея есть у каждого из вас. Они вас слушаются. Захочешь — встанешь, сядешь, побежишь. Мы умеем управлять ими.
5. Физминутка.
1. «Жираф» — голова вверх — вниз, круговые движения.
2. «Осьминог» — круговые движения плечами назад,вперед.
3. «Птица» — руки машут (как крылья).
4. «Аист» — поднятие ног по очереди.
5. «Кошка» — подтягивание всем телом.
6. Беседа по теме:
Повернитесь друг к другу лицом. Назовите части лица.
— Что ещё находится на голове? /волосы!
— А волосы одинаковые? (по цвету, по форме, по размеру) — Как нужно ухаживать за волосами?
Какие для этого понадобятся принадлежности и гигиенические средства? /расчёска, шампунь, ножницы!
Для кудрей и хохолков,
Очень много в ней зубов.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. Расчески
— Можно ли расчёску давать другим детям?
— Какая из этих принадлежностей индивидуальна?
Ещё загадка.«Два зорких брата живут рядом, а друг друга не видят» /глаза/
— Для чего глаза? /различают форму, цвет, размер/
— Глаза одинаковые? — А у вас какие?
Как сидеть за столом, чтобы не испортить зрение?
— Зачем человеку брови и ресницы? /Защищают глаза/
Гимнастика для глаз
1. Зажмурить глаза — открыть (4 раза)
2. Делать круговые движения налево, вверх, направо, вниз.
3.Посмотрите в окно вдаль, удержать взгляд 1 минуту.
Загадка.На лице твоем есть домик
Два оконца в нём.
Они воздух то впускают, то выпускают (нос)
— Для чего нос? С помощью носа различаем запахи, дышим. Нос согревает и очищает воздух. Предупреждает об опасности /испорченные продукты, газ/.
Как ухаживать за носом?
Загадка: Лёг в карман и караулю
рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос /носовой платок/
Носовой платок относится к индивидуальным принадлежностям?
Загадка: «У одной головы два брата, по разные стороны сидят»(уши)
— Как ухаживать за ушами? /мыть, носить шапку в холодное время года, нельзя острыми предметами в ухо/
Загадка: «Яма с красными краями,
Неподвижно в этой яме.
В два ряда, над рядом ряд,
Колья белые стоят(/рот, зубы)
— Как ухаживать за зубами? Что нужно?
Загадка: «Пластмассовая спинка,
На брюшке щетинка.
По зубам попрыгала
Всю грязь выгнала (зубная шётка)
— Чем можно пользоваться всей семье? — Что является индивидуальной принадлежностью?
— Вы хотели бы носить одежду, которая не изнашивалась, не становилась маленькой, её не нужно было гладить, она бы не промокала? /кожа/
Загадка: «Тело сверху покрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу /кожа/
ОПЫТ: Лупа /поры, волосы/
- Кожа дышит, выделяет пот, жир.— Для чего кожа?
ОПЫТ: Завязанные глаза /мяч, кубик, ложка/ — Чувствуем, осязаем.
— Как ухаживать за кожей? Какие гигиенические средства нужны? (мыло, мочалка, полотенце)
Послушайте советы Г. Остера. «Полезные или вредные?»
Поговорка «Чистота — лучшая красота» Как вы ее понимаете?
Поговорка «Чистота — залог здоровья» Как вы ее понимаете?
Подберите противоположные по смыслу слова:
Грязный —. /чистый/
Слабый —. /сильный/
Неуклюжий —. /ловкий/ ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Бледный —. /румяный/
7. Итог урока
— Как вы думаете, какие гигиенические средства и принадлежности в коробке?
— Разделите их на те, которыми можно пользоваться всей семье и на индивидуальные
8. Проверочная работа. Верно ли выражение? /+ или -/
Перед едой необходимо мыть руки
Можно тереть глаза грязными руками
Чистить зубы нужно 2 раза в день
Можно зимой ходить без шапки
После туалета ненужно мыть руки
Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
А теперь проверим, как все органы чувств помогают.
Закройте глаза и определите, что у вас в руке.