Статья "Дистанционное обучение: проблемы и пути решения"
Статья "Дистанционное обучение: проблемы и пути решения"
Число заболевших новым вирусом в России растет все быстрее, и власти переводят школьников на дистанционное обучение. С 23 марта все российские школьники приступили к обучению дома. Преподаватели оказались в нелегкой ситации выбора форм, средств и методов дистанционного обучения. Спрос на такое обучение существенно вырос. В настоящее время современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Дистанционное обучение: проблемы и пути решения"»
Дистанционное обучение
Лапшанова Светлана Викторовна
учитель географии,
МБОУ "СОШ № 13"
Число заболевших новым вирусом в России растет все быстрее, и власти переводят школьников на дистанционное обучение. С 23 марта все российские школьники приступили к обучению дома. Преподаватели оказались в нелегкой ситации выбора форм, средств и методов дистанционного обучения. Спрос на такое обучение существенно вырос. В настоящее время современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.
Наша школа также оснащена современной техникой. В кабинете географии имеется интерактивная доска и комплект интерактивных карт, компьютер, мультимедийный проектор. Есть возможность проведения интернет-уроков в кабинете.
Поддержку дистанционного обучения организует Министерство просвещения России. Единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали, поэтому Минпросвещения составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные интернет-ресурсы. На сайте министерства перечислены около 20 интернет-платформ, которые в той или иной степени позволяют обучаться, из них две государственные: «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа» (МЭШ).
Изначально РЭШ создавалась для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий восполнить пробелы в знаниях. Учебная программа составлена лучшими специалистами и ее даже рекомендовал президент Владимир Путин, говорится на ее сайте. РЭШ представляет собой полный школьный курс уроков по 31 предмету с 1-го по 11-й класс. Всего это более 120 000 уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Бывший министр просвещения России Ольга Васильева сообщала, что онлайн-платформа РЭШ сделает более доступным образование в сельских школах. Когда вся страна перешла на обучение в дистанционном режиме естественно площадка не справилась с количеством зарегистрировавшихся пользователей и просто стала недоступной. и вот тут в помощь пришли частные дистанционные платформы.
Среди них «Фоксфорд», «Физикон», «Учи.ру». Минпросвещения на своем сайте также советует «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», InternetUrok.ru, Skyeng и др., По договоренности с министерством образования эти площадки стали в этот непростой период бесплатными.
Каждая школа определяет самостоятельно, где работать. я как учитель географии выбрала площадку «ЯКласс».
В основе сервиса лежит технология Genexis (от англ. generate exercise — генерация задач) Идея его создания появилась в 1984 году у профессора математики Александра Валентиновича Гуртового, а в 1990-х годах был создан первый прототип. Изначально технология была создана как генератор задач по математике и предназначалась для студентов технических университетов. В 2007 году Александр Гуртовой передал технологию латвийской компании Sia Data Pro Grupa, после чего алгоритм продолжил свое развитие как проект Genexis[5]. Владелец компании, бизнесмен Владислав Мазур, проинвестировал проект с целью сделать алгоритм пригодным для применения учителями. Появился интерфейс, где можно было создавать собственные задачи, варианты для которых генерировал движок программы. Технологию опробовали в Латвии, Эстонии, Великобритании, Словакии, Литве и других странах Европы, в рамках программы «Lifelong Learning Program» Европейской комиссии . В 2009 году система генерации задач внедряется в образовательный процесс в некоторых европейских школах. Система Genexis была задумана как инструмент разработки учебных курсов, а также для генерирования, контроля и проверки заданий для образовательных учреждений. На её основе создаются тренировочные задачи по математике, физике, химии, иностранным языкам, истории и другим школьным предметам, в том числе и географии.
Как работает "ЯКласс"?
"ЯКласс" клонирует опыт Coursera для школы и предлагает следующее:
ученик, выбирает свою школу и класс, указывает свое ФИО и решает открывать ли свои данные для участия в топе и просмотра родителям и учителям;
для всех школьных предметов есть возможность решать задачи, которые охватывают всю программу курса;
за решение каждый задачи начисляются баллы, общий балл виден в профиле;
можно просмотреть баллы за решение каждой задачи по каждой теме;
есть топы — рейтинг баллов среди одноклассников, среди классов школы, среди всех школа города или вообще всех школ. Однако топов среди всех учеников допустим первого класса нет. Можно просматривать детальные топы чужих школ и классов;
есть механизм генерации новых заданий и даже новых предметов учителями, это называется проверочные работы, но топа таких предметов или учителей нет;
задания повышенной сложности есть, но их немного;
можно изучать предметы любого класса, но в топе учитываются только баллы за свой класс, хотя общие баллы показываются в публичном профиле.
Трудно ответить на вопрос может ли система заменить учителя. на мой взгляд электронная площадка не сможет заменить учителя. Это не панацея, максимум – вспомогательный материал. Индивидуальный подход к ученику ни одна платформа не обеспечит.
Учитель – не просто профессия, а стиль жизни. Учителя – земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности. Так как от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. В своей работе всегда придерживаюсь заповеди: никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении; ясно определи, что ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу; предоставь возможную самостоятельность; окажи помощь, но не подсказывай готового решения; создавай ситуацию успеха.