kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПУБЛИКАЦИЯ СТАТЬИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Анализ результатов ЕГЭ, проведённый учёными  Л.О.Денищевой,  Ю.А.Глазковым, К.А.Краснянской,  А.Р.Рязановским,  П.В.Семёновым и др. показал, что на протяжении многих лет проведения ЕГЭ почти четверть учащихся из числа сдающих экзамен в этой форме не получают даже удовлетворительной оценки[3]. В связи с этим возникает проблема совершенствования специальной организации процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Этот процесс может осуществляться в различных условиях:

-в классе на уроках математики;

-на факультативных занятиях;

-элективных и других дополнительных курсах;

- на специальных курсах подготовки к ЕГЭ, организованных преподавателями вузов;

-в индивидуальной репетиторской практике;

- в условиях дистанционного обучения;

- в процессе самообразования[2].

При описании процесса  подготовки школьников к ЕГЭ по математике чаще всего останавливаются на таких её направлениях, как предметное (содержательно-методическое), техническое (процессуальное) и психологическое (эмоциональное). Это закономерно, так как связано с тремя основными группами трудностей, с которыми сталкиваются учителя и учащиеся в процессе подготовки к ЕГЭ (содержательного, процессуального и психологического характера).

Остановимся на некоторых имеющихся трудностях, путях их преодоления и методических приёмах эффективной организации процесса подготовки старшеклассников  к ЕГЭ по математике.

Прежде всего, следует говорить о том, что кодификатор элементов содержания для составления  контрольных измерительных материалов (КИМ)  ЕГЭ  по математике традиционно содержит разделы, выходящие за рамки программы по математике для общеобразовательных школ. В частности, предусматривается включение в КИМ таких разделов как решение комбинированных уравнений и неравенств, неравенств, уравнений и систем неравенств и уравнений с параметром и др. Это вызывает у учащихся трудности содержательного и психологического характера (приёмы и методы решения такого рода задач достаточно сложны и неизвестны, а порой и недоступны многим учащимся общеобразовательных школ, не прошедшим специальную подготовку).

Выход видится в   школьниками всех видов задач, указанных в кодификаторе. При этом следует учитывать многообразие классов указанных задач и формулировок, требований к ним, т.е. следует говорить о необходимости формирования у учащихся приёмов решения основных типов математических задач ( в том числе, с параметрами), по возможности в обобщённом виде, позволяющем школьникам совершать перенос усвоенных приёмов в новые нестандартные ситуации, т.к. текстовые задания изменяются, прорешать  все их разновидности или предугадать возможные варианты практически невозможно.

Например, на основе применения деятельностного подхода к обучению обобщённый приём решения квадратных уравнений с параметром может быть сформирован в следующей форме:

- найти ОДЗП:  для всех значений параметра, не принадлежащих этой области, уравнение не определено;

-определить зависимость коэффициентов, свободного члена и дискриминанта от значений параметра;

-найти промежутки допустимых значений параметра, на которых первый коэффициент обращается в нуль, решить получившиеся линейные уравнения на каждом промежутке;

- найти такие допустимые значения параметра, для которых значение дискриминанта равно нулю и решить получившиеся квадратные уравнения с одной переменной для каждого из найденных значений параметра;

-найти такие допустимые значения параметра, для которых дискриминант принимает положительные значения и определить вид общих решений уравнения для найденных значений параметра;

-выписать остальные допустимые значения параметра, для которых уравнение не имеет решений;

- записать ответ, перечислив найденные на каждом из рассмотренных промежутков значений параметра общие решения уравнения[1].

Необходимо говорить также о большом количестве формулировок требований к заданиям ЕГЭ по математике как о трудности содержательного и психологического характера ( авторы большинства пособий по математике ограничиваются рассмотрением двух-трёх формулировок требований к алгебраическим задачам), с которой сталкиваются школьники при подготовке к экзамену и процессе выполнения экзаменационной работы. А потому при подготовке  школьников к ЕГЭ по математике необходимо рассматривать  различные (желательно все возможные) формулировки требований к алгебраическим заданиям. Этого можно достичь, не затрачивая большого количества дополнительного времени, если использовать так называемые «многокомпонентные» задачи или задания-компакты, которые могут быть составлены учителем или учащимися (самостоятельно, при выполнении домашнего задания на поиск возможных формулировок требований к конкретному заданию). В частности, при рассмотрении вопросов, связанных с исследованием и применением графиков функций (задачи  «с картинками»), можно к рисунку, на котором изображены графики двух функций y=f(x) и y=g(x), имеющие общие точки, предложить, например, следующие формулировки заданий:

- указать количество нулей одной из функций;

- найти область определения (множество значений) любой из функций;

- определить сумму(произведение) корней уравнения, левая часть которого содержит одну из заданных функций, а правая- заданное число;

- указать количество промежутков, на которых одна из функций принимает положительные (отрицательные) значения;

-найти сумму длин промежутков возрастания (убывания) функции;

-определить количество корней уравнения  f(x) = g(x);

-указать множество решений неравенства f(x) ≤ g(x);

- найти количество точек максимума (минимума) одной из функций;

-определить чётность (нечётность) каждой из функций.

Кроме того, особые трудности вызывают у учащихся вопросы, связанные с оформлением решений заданий уровня С. Выход видится в оказании педагогической помощи

 ( поддержки ) учащимся (возможно, индивидуальной или дифференцированной) при выполнении тестовых заданий ЕГЭ в процессе подготовки школьников к выпускному экзамену по математике. В качестве методических средств педагогической поддержки (возможно с использованием информационно-коммуникационных технологий) в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ по математике можно предложить эвристики различного уровня, которые включают в себя: 1) теоретический материал к каждому виду заданий (« Повторить теорию!»); 2) обобщённые схемы типовых задач с иллюстративным материалом, раскрывающим основные шаги решения( «Вспомнить схему решения!»); образцы решения заданий, аналогичных типовым задачам тестов («Посмотреть образец решения!»)[4].

Таким образом, решение имеющихся проблем подготовки старшеклассников в различных условиях к ЕГЭ по математике (содержательного, процессуального и эмоционально-психологического) связано с организацией задач основных типов; использованием прогрессивных средств, таких, как  «многокомпонентные» задачи или задачи-компакты (их самостоятельное составление учащимися) и оказанием индивидуальной или дифференцированной психолого-педагогической помощи школьникам в форме разноуровневых  эвристик.

Литература

1.Арюткина С.В. Формирование у школьников обобщённых приёмов математической деятельности (на примере задач с параметрами). [Текст]/С.В.Аврюткина.- Арзамас: АГПИ, 2010.-120с.

2.Горковенко В.А. Готовимся к ЕГЭ. [Текст]/В.А.Горковенко // Методист.-2007-№8.-с.14.

3.Денищева Л.О. Единый государственный экзамен 2009. Математика [Текст]/Л.О.Денищева, Ю.А.Глазков, К.А.Краснянская.-М.:Интеллект-Центр, 2009.-272.

4. Когаловский С.Р. О ведущих планах обучения математике [Текст] /С.Р.Когаловский // Педагогика.- 2008.-№1.-с.39-48.

5.Комбалов Т.А. Национальное образование: вызовы нового времени [Текст] /Т.А.Комбалов // Педагогика.-2007.-№ 6.-с.106.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПУБЛИКАЦИЯ СТАТЬИ »



ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Анализ результатов ЕГЭ, проведённый учёными Л.О.Денищевой, Ю.А.Глазковым, К.А.Краснянской, А.Р.Рязановским, П.В.Семёновым и др. показал, что на протяжении многих лет проведения ЕГЭ почти четверть учащихся из числа сдающих экзамен в этой форме не получают даже удовлетворительной оценки[3]. В связи с этим возникает проблема совершенствования специальной организации процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Этот процесс может осуществляться в различных условиях:

-в классе на уроках математики;

-на факультативных занятиях;

-элективных и других дополнительных курсах;

- на специальных курсах подготовки к ЕГЭ, организованных преподавателями вузов;

-в индивидуальной репетиторской практике;

- в условиях дистанционного обучения;

- в процессе самообразования[2].

При описании процесса подготовки школьников к ЕГЭ по математике чаще всего останавливаются на таких её направлениях, как предметное (содержательно-методическое), техническое (процессуальное) и психологическое (эмоциональное). Это закономерно, так как связано с тремя основными группами трудностей, с которыми сталкиваются учителя и учащиеся в процессе подготовки к ЕГЭ (содержательного, процессуального и психологического характера).

Остановимся на некоторых имеющихся трудностях, путях их преодоления и методических приёмах эффективной организации процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Прежде всего, следует говорить о том, что кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по математике традиционно содержит разделы, выходящие за рамки программы по математике для общеобразовательных школ. В частности, предусматривается включение в КИМ таких разделов как решение комбинированных уравнений и неравенств, неравенств, уравнений и систем неравенств и уравнений с параметром и др. Это вызывает у учащихся трудности содержательного и психологического характера (приёмы и методы решения такого рода задач достаточно сложны и неизвестны, а порой и недоступны многим учащимся общеобразовательных школ, не прошедшим специальную подготовку).

Выход видится в школьниками всех видов задач, указанных в кодификаторе. При этом следует учитывать многообразие классов указанных задач и формулировок, требований к ним, т.е. следует говорить о необходимости формирования у учащихся приёмов решения основных типов математических задач ( в том числе, с параметрами), по возможности в обобщённом виде, позволяющем школьникам совершать перенос усвоенных приёмов в новые нестандартные ситуации, т.к. текстовые задания изменяются, прорешать все их разновидности или предугадать возможные варианты практически невозможно.





Например, на основе применения деятельностного подхода к обучению обобщённый приём решения квадратных уравнений с параметром может быть сформирован в следующей форме:

- найти ОДЗП: для всех значений параметра, не принадлежащих этой области, уравнение не определено;

-определить зависимость коэффициентов, свободного члена и дискриминанта от значений параметра;

-найти промежутки допустимых значений параметра, на которых первый коэффициент обращается в нуль, решить получившиеся линейные уравнения на каждом промежутке;

- найти такие допустимые значения параметра, для которых значение дискриминанта равно нулю и решить получившиеся квадратные уравнения с одной переменной для каждого из найденных значений параметра;

-найти такие допустимые значения параметра, для которых дискриминант принимает положительные значения и определить вид общих решений уравнения для найденных значений параметра;

-выписать остальные допустимые значения параметра, для которых уравнение не имеет решений;

- записать ответ, перечислив найденные на каждом из рассмотренных промежутков значений параметра общие решения уравнения[1].

Необходимо говорить также о большом количестве формулировок требований к заданиям ЕГЭ по математике как о трудности содержательного и психологического характера ( авторы большинства пособий по математике ограничиваются рассмотрением двух-трёх формулировок требований к алгебраическим задачам), с которой сталкиваются школьники при подготовке к экзамену и процессе выполнения экзаменационной работы. А потому при подготовке школьников к ЕГЭ по математике необходимо рассматривать различные (желательно все возможные) формулировки требований к алгебраическим заданиям. Этого можно достичь, не затрачивая большого количества дополнительного времени, если использовать так называемые «многокомпонентные» задачи или задания-компакты, которые могут быть составлены учителем или учащимися (самостоятельно, при выполнении домашнего задания на поиск возможных формулировок требований к конкретному заданию). В частности, при рассмотрении вопросов, связанных с исследованием и применением графиков функций (задачи «с картинками»), можно к рисунку, на котором изображены графики двух функций y=f(x) и y=g(x), имеющие общие точки, предложить, например, следующие формулировки заданий:

- указать количество нулей одной из функций;

- найти область определения (множество значений) любой из функций;

- определить сумму(произведение) корней уравнения, левая часть которого содержит одну из заданных функций, а правая- заданное число;

- указать количество промежутков, на которых одна из функций принимает положительные (отрицательные) значения;

-найти сумму длин промежутков возрастания (убывания) функции;

-определить количество корней уравнения f(x) = g(x);

-указать множество решений неравенства f(x) ≤ g(x);

- найти количество точек максимума (минимума) одной из функций;

-определить чётность (нечётность) каждой из функций.

Кроме того, особые трудности вызывают у учащихся вопросы, связанные с оформлением решений заданий уровня С. Выход видится в оказании педагогической помощи

( поддержки ) учащимся (возможно, индивидуальной или дифференцированной) при выполнении тестовых заданий ЕГЭ в процессе подготовки школьников к выпускному экзамену по математике. В качестве методических средств педагогической поддержки (возможно с использованием информационно-коммуникационных технологий) в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ по математике можно предложить эвристики различного уровня, которые включают в себя: 1) теоретический материал к каждому виду заданий (« Повторить теорию!»); 2) обобщённые схемы типовых задач с иллюстративным материалом, раскрывающим основные шаги решения( «Вспомнить схему решения!»); образцы решения заданий, аналогичных типовым задачам тестов («Посмотреть образец решения!»)[4].

Таким образом, решение имеющихся проблем подготовки старшеклассников в различных условиях к ЕГЭ по математике (содержательного, процессуального и эмоционально-психологического) связано с организацией задач основных типов; использованием прогрессивных средств, таких , как «многокомпонентные» задачи или задачи-компакты (их самостоятельное составление учащимися) и оказанием индивидуальной или дифференцированной психолого-педагогической помощи школьникам в форме разноуровневых эвристик.



Литература

1.Арюткина С.В. Формирование у школьников обобщённых приёмов математической деятельности (на примере задач с параметрами). [Текст]/С.В.Аврюткина.- Арзамас: АГПИ, 2010.-120с.

2.Горковенко В.А. Готовимся к ЕГЭ. [Текст]/В.А.Горковенко // Методист.-2007-№8.-с.14.

3.Денищева Л.О. Единый государственный экзамен 2009. Математика [Текст]/Л.О.Денищева, Ю.А.Глазков, К.А.Краснянская.-М.:Интеллект-Центр, 2009.-272.

4. Когаловский С.Р. О ведущих планах обучения математике [Текст] /С.Р.Когаловский // Педагогика.- 2008.-№1.-с.39-48.

5.Комбалов Т.А. Национальное образование: вызовы нового времени [Текст] /Т.А.Комбалов // Педагогика.-2007.-№ 6.-с.106.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПУБЛИКАЦИЯ СТАТЬИ

Автор: Кихтенко Инна Сафроновна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Публикация статьи "Решение проблемы здоровьесбережения, через личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "publikatsiia_stat_i_rieshieniie_probliemy_zdorov_iesbieriezhieniia_chieriez_lich"
    ["file_id"] => string(6) "425051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1502148613"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Статьи на тему: «Детские спортивные игры»"
    ["seo_title"] => string(37) "stati_na_temu_detskie_sportivnye_igry"
    ["file_id"] => string(6) "509413"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557245263"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Мошенничество в интернете."
    ["seo_title"] => string(27) "moshennichestvo_v_internete"
    ["file_id"] => string(6) "490402"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544610474"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Мошейничество в интеренте"
    ["seo_title"] => string(27) "mosheinichestvo_v_interente"
    ["file_id"] => string(6) "490404"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544610931"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Видовая классификация журналистских статей "
    ["seo_title"] => string(48) "vidovaia-klassifikatsiia-zhurnalistskikh-statiei"
    ["file_id"] => string(6) "216777"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433150160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1560 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства