Информация, содержащаяся на титульном листе: полное название вышестоящего органа управления образованием; полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа; название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть); данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность); название населенного пункта, в котором написана программа; ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения; дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации; возраст детей, на который рассчитана программа; В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки. 1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются: ее актуальность и практическая значимость для обучающихся; связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности; вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская); новизна (для программ, претендующих называться авторскими). 2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач: обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.); воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.); развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии). Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами. 3.Описывая особенности программы, следует отразить: ведущие идеи, на которых она базируется; ключевые понятия, которыми оперирует автор; этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь. 4.В пояснительной записке отмечаются: основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа; вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.); особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный). 5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать: • количество часов и занятий в неделю; 6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует: сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь); перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий; дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.п. Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1) Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы (см. таблицу 1.2.) В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает: перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы; указать, в каких формах организуется образовательный процесс. Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет. В этом разделе программы необходимо: кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу — индивидуальные и групповые, практические и теоретические; отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий; описать основные методы организации образовательного процесса; перечислить используемые дидактические материалы; дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся). Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй – литературу для учащихся. |