kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка программы развития организации дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы развития организации дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы развития организации дополнительного образования.»

Как разработать образовательную программу

дополнительного образования.


Программа — это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последователь­ность действий по достижению поставленной цели. Классификация образовательных программ Чаще всего образовательные программы подразде­ляются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендова­на органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельно­сти. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения зна­ний, умений и навыков. Оно проверяется, как прави­ло, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) програм­ма, которая изменена с учетом особенностей образо­вательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осу­ществления деятельности, нестандартности индиви­дуальных результатов обучения и воспитания. Коррек­тивы вносятся в программу самим педагогом и не зат­рагивают концептуальных основ организации образо­вательного процесса, традиционной структуры заня­тий, присущих исходной программе, которая была взя­та за основу. Диагностика результатов работы по та­ким программам связана с демонстрацией достиже­ний обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверж­дена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывает­ся педагогом с целью решения какой-либо практи­ческой задачи, связанной с преодолением опреде­ленных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и ме­тодах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руко­водителя образовательного учреждения. После это­го она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора эксперимен­тальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских — ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или кол­лективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

  • преподавание нового учебного курса (предмета);

  • реализацию собственного подхода педагога к тра­диционным темам.

При этом название «авторская» требует документаль­ного доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претен­дент на авторство в пояснительной записке к програм­ме должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России раз­работчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действитель­но является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.




Структура и содержание образовательной программы


Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

1. Титульный лист














2.Пояснительная записка































































3. Учебно-тематический план

(по годам обучения)






4. Содержание

программы








5. Методическое обеспечение
программы частично может
быть описано в пояснительной
записке)










6.Список литера­туры

Информация, содержащаяся на титульном листе:

  • полное название вышестоящего органа управления образованием;

  • полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

  • название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

  • данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

  • название населенного пункта, в котором написана программа;

  • год написания программы;

  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

  • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего програм­му к реализации;

  • возраст детей, на который рассчитана программа;

  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)


В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновы­ваются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, харак­теризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

  • ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

  • связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

  • вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

  • новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это пред­полагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, на­пример, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формули­ровки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть свя­зана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути дос­тижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение

в познаватель­ную деятельность, приобретение определенных знаний,

умений, навыков, развитие моти­вации к определенному виду деятельности

и т.п.);

  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,

гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков

здорового образа жизни и т.п.);

развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;

  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;

  • этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4.В пояснительной записке отмечаются:

  • основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

  • вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, пе­ременный и др.);

  • особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность занятий.

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:

  • сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

  • перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по про­грамме, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирова­ния, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские
    конференции и т.п.


Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установ­ленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы

(см. таблицу 1.2.)


В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать со­держание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

  • указать ее название;

  • перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
    Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.


В этом разделе программы необходимо:

  • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые

планируются по каждому разделу — индивидуальные и групповые,

практические и теоретические;

  • отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно по­яснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

  • описать основные методы организации образовательного процесса;

  • перечислить используемые дидактические материалы;

  • дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадро­вых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источни­ки, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй – литературу для учащихся.


Таблица 1.1

Продолжитель­ность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

З часа

2 раза

6 часов

216 часов

З часа

3 раза

9 часов

324 часа


Таблица 1.2


Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические







Итого часов:







Рецензирование образовательной программы дополни­тельного образования детей


Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, от­метим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

  • внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист уч­реждения, в котором разработана программа);

  • внешнюю (ее дает независимый эксперт по профи­лю деятельности, представленному в программе).


Примерный план рецензии.

  1. Заголовок рецензии

Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образова­тельного учреждения, реализующего программу.

  1. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;

  • вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая про­грамма;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, соци­альный состав и др.);

  • срок реализации, на который рассчитана программа;

  • есть ли подобная программа в общеобразователь­ной школе (сравнить по содержательным линиям);

  • в чем заключается «дополнительность» рецензиру­емой программы;

  • стиль и качество подачи материала (профессио­нально, системно, грамотно и т.п.).

  1. Актуальность программы и ее новизна для систе­мы дополнительного образования детей.

  2. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;

  • анализ содержательной части программы (отме­чается, насколько полно раскрываются основные
    темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогичес­кие, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного резуль­тата;

насколько глубоко раскрывается методика ра­боты над содержанием

учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

— оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

  1. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

  2. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

  3. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригиналь­ность предлагаемой методики, пригодность програм­мы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

  4. Язык и стиль изложения материалов (четкость, яс­ность, доказательность, логичность и др.).

  5. Соответствие программы специфике дополнитель­ного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;

  • развитию его коммуникативных навыков;

  • созданию социокультурной среды общения;

  • развитию творческих способностей личности обу­чающегося;

  • поддержанию стремления к самостоятельной дея­тельности и самообразованию;

  • творческому использованию жизненного опыта ре­бенка;

  • профессиональному самоопределению обучающе­гося.

  1. Характеристика приложений к программе, их со­держательность (методические разработки, дидакти­ческий материал, схемы проведения занятий, фор­мы договоров и др.).

  2. Характеристика профессиональных знаний и уме­ний педагога как автора программы.

  3. Общая оценка программы: достоинства и недо­статки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать ее аргу­ментированную оценку, рекомендации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка программы развития организации дополнительного образования.

Автор: Дивонько Ольга Алексеевна

Дата: 21.02.2020

Номер свидетельства: 540620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Дополнительная общеобразовательная рабочая программа     «Книга Памяти»"
    ["seo_title"] => string(78) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-rabochaia-proghramma-knigha-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "256116"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448044718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Управление кадрами в организации дополнительного образования :система мотивации творческих сотрудников»"
    ["seo_title"] => string(80) "upravlenie_kadrami_v_organizatsii_dopolnitelnogo_obrazovaniia_sistema_motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "502082"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551669712"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарная разработка праздничной программы,   посвящённой Международному Дню учителя "
    ["seo_title"] => string(97) "stsienarnaia-razrabotka-prazdnichnoi-proghrammy-posviashchionnoi-miezhdunarodnomu-dniu-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "137110"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417271748"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства