«Управление кадрами в организации дополнительного образования :система мотивации творческих сотрудников»
«Управление кадрами в организации дополнительного образования :система мотивации творческих сотрудников»
методическая разработка. Происходящие изменения в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью развития общества, и любые преобразования, в первую очередь, связаны с педагогическим коллективом, эффективность функционирования которого зависит от эффективности управления, режима деятельности, реализации целей и программ. В связи с этим, предъявляются новые требования к личности педагога,где на первый план выходят: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Управление кадрами в организации дополнительного образования :система мотивации творческих сотрудников»»
Управление кадрами в организации дополнительного образования: система мотивации творческих сотрудников.
Выступление на конференции (ноябрь, 2018г.)
Огородникова С.Г., директор
КГУ «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата
Житикаринского района»
Сл.1 Тема
Происходящие изменения в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью развития общества, и любые преобразования, в первую очередь, связаны с педагогическим коллективом, эффективность функционирования которого зависит от эффективности управления, режима деятельности, реализации целей и программ. В связи с этим, предъявляются новые требования к личности педагога,где на первый план выходят: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.
Сл.2
Согласно теории поколений, каждые 20 лет на свет появляется новое поколение, система ценностей которого в корне отличается от ценностей предшественников. Понимание стремлений и ценностей другого человека – это ключ к успешному сотрудничеству в любой сфере, будь то рабочие отношения, личная жизнь или неформальное общение.
Внимательно изучив систему ценностей сотрудника, руководитель получает мощный управленческий инструмент, при помощи которого можно выстроить действенную систему взаимодействия с коллективом. Это знание поможет лучше понимать мотивы и стремления подчиненных, а также даст директору возможность принимать более взвешенные решения.
Представители старшего поколения имеют уникальную систему ценностей, которая позволяет им добиваться высоких результатов во всех сферах жизни. Эти люди привыкли к стабильности. На их глазах вся система мира менялась коренным образом, и они привыкли к сложностям, связанным с этими переменами. Они рассчитывают только на себя, всегда имеют план «Б», не теряются перед трудностями и готовы к любым сложным ситуациям. Им свойственна высокая работоспособность и производительность, они настойчивы и усердны, им чужд инфантилизм и упадничество, стремясь быть успешными, зачастую не ищут новых путей, а пользуются давно проверенными маршрутами. Для них важную роль играет карьера, уровень образования, материальные блага.
Сл.3
Управление персоналом – крайне важный аспект в деятельности любой организации. Именно грамотное управление персоналом способно внести громадный вклад в достижение положительных результатов деятельности учреждения в целом, а также профессионального роста всех специалистов формирование мастеров своего дела, настоящих профессионалов.
Педагогика сотрудничества и взаимопонимания успешно реализуется педагогами с развитым креативным потенциалом.
Сл.4 (фото творческого человека)
Под творческой профессией (а это музыканты, художники) подразумевается то, что помимо определенных навыков и знаний, от нее требуется талант и умение созидать. Надо отметить, что такие профессии в настоящее время востребованы больше всего! Творческие работники выбирают работу, максимально приближенную к своему любимому хобби,
поэтому, требуют от работодателя особого нестандартного подхода к организации своей деятельности. И для оптимальной мотивации, нужно знать об особенностях их характера,
Сл 5
поскольку на продуктивность работы влияют различные факторы, например, настроение, вдохновение, эмоциональные и психологические нагрузки.
Сл.6 (способности или особенности коллектива)
Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать планы преобразования учреждения, установить в нём самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу. Отсюда возникают вполне резонные вопросы:
- что побуждает педагогов хорошо работать?
- почему работники, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различной эффективностью?
- почему один и тот же педагог в разных ситуациях работает по-разному?
- что надо сделать, чтобы сотрудники работали лучше?
Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации.
Творческий коллектив подобен сложному механизму с тонкими настройками, поэтому директору необходимо учитывать вдохновение сотрудников. Работа с творческими людьми – сложная и нестандартная. С одной стороны, творческий человек намного больше способен производить идей, а с другой стороны намного реже способен быть организованным и ответственным.
Зачастую, отдельные работники стараются вогнать себя в стандартные трудовые рамки. Для них это — настоящая катастрофа. В этом случае, для результативности учебного процесса, администрация разрешает сдвигать расписание занятий в удобное время для учителя и учеников. Некоторые сотрудники, напротив, признают жесткие рамки для своей деятельности, способствующие самодисциплине и стабильности в работе.
Как добиться результативности от таких сотрудников и стимулировать повышение их производительности? Какие особенности необходимо учитывать при формировании коллектива и управлении им?
Понимание стремлений и ценностей другого человека – это ключ к успешному сотрудничеству в любой сфере. Внимательно изучив систему ценностей, мотивы и стремления подчиненных, можно выстроить действенную систему взаимодействия с коллективом, принятие оптимальных решений.
За многие годы работы в коллективе приходишь к выводу, что творческие люди не гонятся за деньгами. Для них не важна карьерная лестница, но важна степень морального удовлетворения от работы, или так называемый «психологический доход». Это - престиж в обществе, реализация собственных идей, свобода творчества и т. д., а получение зарплаты — лишь приятный бонус к занятию любимым делом. Для креативных людей важны взаимопонимание и сотрудничество, и они будут стремиться удовлетворить потребность в успехе, ведь его результативность становится частью имиджа самого коллектива, а значит, он работает, в первую очередь, на свое имя и свою узнаваемость.
Сл8
Творца в процессе работы сложно проконтролировать, поскольку ответственность за выполнение работы полностью возлагается на него. Поиск новых способов выражения, самосовершенствование и обучение являются неотъемлемой частью творчества.
Сл.9
Иногда изматывающие условия и отсутствие поощрений, приводят к снижению трудовой активности. Возникает ощущение безнадежности, раздражительности, Это свойственно не только творческим людям, в их случае чаще говорят — муза покинула. В этом случае, главная роль ложится на плечи руководителя. Прежде всего, нужно обратить внимание на атмосферу в коллективе и систему мотивации труда. Полезными могут стать обучающие курсы, командировки, выезды на конкурсы, корпоративные вечера и т.д. Для сотрудника главное – правильная установка и положительный подход к проблеме! — чувствовать себя способным к развитию, иметь стимул для новых трудовых достижений. Кстати, работник, постоянно ощущающий мотивацию к работе, меньше других склонен к эмоциональному выгоранию.
Сл.10
Со стороны руководителя должна быть выработана система мотивации сотрудников:
Улучшение условий труда (материально- техническая база, предоставление необходимого оборудования, оформление кабинета
• Увеличение учебной нагрузки (по результативности), премиальные вознаграждения по итогам учебного года.
Планирование четкой системы продвижения сотрудников, их карьерного роста. Похвала, критика, а также – продвижение по карьерной лестнице – все эти стимулирующие факторы должны быть направлены на формирование благоприятного психологического климата в коллективе
(курсы повышения квалификации, повышающие уровень компетентности, аттестация пед. работников)
Социальная защита работников
(выплата зарплаты, пособий на оздоровление, социальные выплаты)
Предотвращение (искоренение) негатива в коллективе
(Даже в самой непростой ситуации нужно избегать конфликтов, стараться выстроить и отстоять свою позицию, уметь управлять диалогом)
Создание удобного (для учителя) графика работы, предоставление дополнительных отгулов.
Тимбилдинг - способ для укрепления дружеских взаимоотношений в коллективе, их сплоченности, поддержки.
Сл. 11 Притча о строителях (картинка)
Важная миссия руководителя – верно распределить приоритеты, выделить цели организации и донести их до сотрудников. Как пример можно рассмотреть старинную «Притчу о строителях», которые занимались одним делом, но ассоциировали его по-разному. Первый просто «тащил тяжелую, проклятую тачку со строительными материалами», второй «зарабатывал средства для своей семьи», а третий – «участвовал в уникальном строительстве прекрасного собора».
Сл. 12
Хороший руководитель понимает важность квалификационного роста персонала, поэтому своевременно ведет мониторинг прохождения учителями курсов повышения квалификации, создания портфолио, стимулируя качественную подготовку в аттестационный период.
Необходимо совершенствовать систему: моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, любящих и умеющих работать с детьми.
В этом году на художественное отделение принят на работу учитель, прошедший курсы дизайнеров. Эффективный управленец знает сильные и слабые стороны каждого сотрудника, анализирует их способности и учитывает при расстановке кадров в выполнении приоритетных и второстепенных задач.
Таким образом, правильная постановка задач – условие, мотивирующее сотрудников, которые сами должны прикладывать усилия к тому, чтобы работа была не тяжелым бременем, выматывающим эмоционально и психологически, а приятной и полезной деятельностью.
Ориентация на более полное использование способностей работника в процессе его профессиональной деятельности является основой эффективной деятельности образовательного учреждения. Обеспечение современных подходов в работе с персоналом создают широкие возможности для устойчивого развития образовательного учреждения, повышения качества образования.