Просмотр содержимого документа
«Пути повышения качества образования: поиски, проблемы и решения….»
Пути повышения качества образования: поиски, проблемы и решения….
Выступление директора С.Е.Храмцовой
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. И наша задача развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить в ладу с самим собою.
Определяющим фактором успешности процесса обучения, безусловно, является педагогическое мастерство учителя, его профессионализм, личность самого педагога. К сожалению, еще довольно слабо перестраивается методика преподавания. В большинстве учителя остаются приверженцами репродуктивного метода обучения, тогда как современные условия жизни требуют от обучающихся умения самостоятельно мыслить, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Ряд уроков в основном строится по схеме: проверка домашнего задания, объяснения учителя, закрепление. Недостаточно внимания уделяется отработке умения самостоятельно добывать знаний. Хотя объём педагогической нагрузки учителей позволяет проводить уроки на более качественном уровне.
Под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающее степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:
качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе,
качества организации образовательного процесса (образовательные технологи, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения),
качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения),
качества образовательной программы,
качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании),
качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности
качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
качества потенциала обучающихся,
качества знаний
Современные технологии обучения и воспитания обучающихся Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Понятие «педагогическая технология» В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической
технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Б. Т. Лихачев дает такой определение « Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». И.П. Волков дает такое определение «Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».
ЮНЕСКО – «Педагогическая технология – это системный метод создания,
применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей
оптимизацию форм образования». В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и
методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в
конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)
образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей,
методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(297) "Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний. Надежда Алексеевна Демидова "
["seo_title"] => string(184) "eliemienty-sistiemy-raboty-priepodavatielia-na-ponimaniie-studientami-uchiebnogho-matieriala-po-matiematikie-s-tsiel-iu-povyshieniia-kachiestva-znanii-nadiezhda-alieksieievna-diemidova"
["file_id"] => string(6) "221202"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435114127"
}
}