kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний. Надежда Алексеевна Демидова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний.

Надежда Алексеевна Демидова
преподаватель математики

первой квалификационной категории

КГБПОУ «Змеиногорский лицей

профессионального образования»

Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности.

А.А. Ухтомский

Я – преподаватель математики нашего лицея.  И для меня проблема качественного освоения студентами одного из ведущих предметов общеобразовательного цикла остаётся достаточно актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально? В поисках ответа на эти вопросы я  неоднократно обращалась к современным педагогическим технологиям разных авторов. Однако в ходе изучения  имеющихся на сегодняшний день педагогических концепций я пришла к выводу о том, что могу использовать только некоторые идеи данных технологий, потому что их отличительные особенности связаны, прежде всего, с личным мастерством преподавателя, собственным педагогическим почерком. Авторские технологии почти не доступны для повторения из-за уникального отпечатка личности и тех условий, в которых они применяются.

Одной из основных задач обучения является развитие целенаправленного мышления.

Развитие же мышления предполагает формирование  различных понятий, в том числе математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. В результате изучения математики выпускник должен разбираться в сущности понятий математического доказательства и алгоритма; понимать, как используются математические формулы, уравнения и неравенства.

Но для того, чтобы освоить систему математических знаний и овладеть специальными умениями, студенту не достаточно знать определения, формулы, научные факты, формулировки правил и законов. Необходимо ещё и разбираться в их сути, значении для практического применения; уметь применять их в конкретной ситуации. (уроки практикумы)

Таким образом, развитие студентов, в том числе интеллектуальное, во многом зависит от понимания материала и той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. А без понимания, как показывает практика работы, нет усвоения материала, не происходит качественный скачок вперёд, не выполнима задача повышения качества образования.

Специфика математики, приводит к тому, что при изучении математики явно заметно расслоение студентов. Одни студенты плохо усваивают фактический  материал, с трудом воспроизводят выкладки по показанному образцу, не могут использовать новые знания в сочетании с ранее изученными материалами. Другие - легко оперируют изученными  понятиями и свойствами, способны применить полученные знания в новых ситуациях, могут самостоятельно найти пути решения усложненных задач.

 В своей работе учитываю тот факт, что  в зависимости от интеллектуальных способностей разным студентам требуется разное время для понимания одного и того же учебного материала. Осуществление данной педагогической задачи  возможно за счет реализации в учебном курсе  внутри предметных   связей. Цель преподавателя - вооружить студентов способами деятельности по овладению этими связями.

Например, для понимания  и отработки у студентов навыка выполнения тождественных преобразований я применяю такие упражнения, в которых используются  типичные обозначения из смежных дисциплин. (доказательство тождеств, нахождение значений выражения, упрощение выражений)

Реализация внутрипредметных связей в обучающей деятельности преподавателя заключается так же в отборе материала, который представляет эти связи; в выборе организационных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение материала.

Реализация внутрипредметных связей с позиции учебной деятельности студента  состоит в его самостоятельной работе по усвоению связей между изучаемыми частями материала, по обобщению и систематизации знаний.

Понимание студентами алгоритма выявления  внутрипредметных логико-математических связей необходимо и при изучении тем по геометрии.

Рассмотрим это на примере  решения задачи на нахождение расстояния между прямой и плоскостью.

Чтобы ответить на вопросы задач на нахождение расстояния между прямыми и плоскостями, надо уметь пользоваться свойствами прямых и плоскостей в пространстве, свойствами фигур на плоскости, знать тригонометрические формулы и уметь ими пользоваться, решать квадратные уравнения и многое другое.

Всё вышеперечисленное повышает у студентов не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный студентом, я сравниваю с его же прошлым результатом, и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение студента вперёд; постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов студентов подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели. Целенаправленно и в системе  добиваюсь того, чтобы каждый студент дошел до понимания изучаемого материала. (уроки конференции, исследовательская и творческая работа, взаимосвязь с получаемой профессией)

Таким образом, основываясь на личном опыте преподавания, я с уверенностью могу сделать следующий вывод: если грамотно простроить систему работы со студентами по пониманию учебного материала, а это:

1) Правильная последовательность изложения материала. Движение от простого к сложному,

2) Необходимые для дальнейшего обучения навыки  должны отрабатываться на уровне  до 100% усвоения,

3) Непрерывный контроль  усвоения полученного материала – обратная связь,

4) Не приступаю к новому не вспомнив старого,

5) Элементы дифференцированного обучения - повседневная необходимость, тогда и качество математического образования студентами заметно повысится.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний. Надежда Алексеевна Демидова »

Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний.


Надежда Алексеевна Демидова
преподаватель математики

первой квалификационной категории

КГБПОУ «Змеиногорский лицей

профессионального образования»

Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности.

А.А. Ухтомский


Я – преподаватель математики нашего лицея. И для меня проблема качественного освоения студентами одного из ведущих предметов общеобразовательного цикла остаётся достаточно актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально? В поисках ответа на эти вопросы я неоднократно обращалась к современным педагогическим технологиям разных авторов. Однако в ходе изучения имеющихся на сегодняшний день педагогических концепций я пришла к выводу о том, что могу использовать только некоторые идеи данных технологий, потому что их отличительные особенности связаны, прежде всего, с личным мастерством преподавателя, собственным педагогическим почерком. Авторские технологии почти не доступны для повторения из-за уникального отпечатка личности и тех условий, в которых они применяются.

Одной из основных задач обучения является развитие целенаправленного мышления.

Развитие же мышления предполагает формирование различных понятий, в том числе математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. В результате изучения математики выпускник должен разбираться в сущности понятий математического доказательства и алгоритма; понимать, как используются математические формулы, уравнения и неравенства.

Но для того, чтобы освоить систему математических знаний и овладеть специальными умениями, студенту не достаточно знать определения, формулы, научные факты, формулировки правил и законов. Необходимо ещё и разбираться в их сути, значении для практического применения; уметь применять их в конкретной ситуации. (уроки практикумы)

Таким образом, развитие студентов, в том числе интеллектуальное, во многом зависит от понимания материала и той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. А без понимания, как показывает практика работы, нет усвоения материала, не происходит качественный скачок вперёд, не выполнима задача повышения качества образования.

Специфика математики, приводит к тому, что при изучении математики явно заметно расслоение студентов. Одни студенты плохо усваивают фактический материал, с трудом воспроизводят выкладки по показанному образцу, не могут использовать новые знания в сочетании с ранее изученными материалами. Другие - легко оперируют изученными понятиями и свойствами, способны применить полученные знания в новых ситуациях, могут самостоятельно найти пути решения усложненных задач.

В своей работе учитываю тот факт, что в зависимости от интеллектуальных способностей разным студентам требуется разное время для понимания одного и того же учебного материала. Осуществление данной педагогической задачи возможно за счет реализации в учебном курсе внутри предметных связей. Цель преподавателя - вооружить студентов способами деятельности по овладению этими связями.

Например, для понимания и отработки у студентов навыка выполнения тождественных преобразований я применяю такие упражнения, в которых используются типичные обозначения из смежных дисциплин. (доказательство тождеств, нахождение значений выражения, упрощение выражений)

Реализация внутрипредметных связей в обучающей деятельности преподавателя заключается так же в отборе материала, который представляет эти связи; в выборе организационных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение материала.

Реализация внутрипредметных связей с позиции учебной деятельности студента состоит в его самостоятельной работе по усвоению связей между изучаемыми частями материала, по обобщению и систематизации знаний.

Понимание студентами алгоритма выявления внутрипредметных логико-математических связей необходимо и при изучении тем по геометрии.

Рассмотрим это на примере решения задачи на нахождение расстояния между прямой и плоскостью.

Чтобы ответить на вопросы задач на нахождение расстояния между прямыми и плоскостями, надо уметь пользоваться свойствами прямых и плоскостей в пространстве, свойствами фигур на плоскости, знать тригонометрические формулы и уметь ими пользоваться, решать квадратные уравнения и многое другое.

Всё вышеперечисленное повышает у студентов не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный студентом, я сравниваю с его же прошлым результатом, и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение студента вперёд; постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов студентов подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели. Целенаправленно и в системе добиваюсь того, чтобы каждый студент дошел до понимания изучаемого материала. (уроки конференции, исследовательская и творческая работа, взаимосвязь с получаемой профессией)

Таким образом, основываясь на личном опыте преподавания, я с уверенностью могу сделать следующий вывод: если грамотно простроить систему работы со студентами по пониманию учебного материала, а это:

1) Правильная последовательность изложения материала. Движение от простого к сложному,

2) Необходимые для дальнейшего обучения навыки должны отрабатываться на уровне до 100% усвоения,

3) Непрерывный контроль усвоения полученного материала – обратная связь,

4) Не приступаю к новому не вспомнив старого,

5) Элементы дифференцированного обучения - повседневная необходимость, тогда и качество математического образования студентами заметно повысится.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Демидова Надежда Алексеевна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
1940 руб.
1880 руб.
2350 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1500 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства