Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний. Надежда Алексеевна Демидова
Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний. Надежда Алексеевна Демидова
Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний.
Надежда Алексеевна Демидова
преподаватель математики
первой квалификационной категории
КГБПОУ «Змеиногорский лицей
профессионального образования»
Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности.
А.А. Ухтомский
Я – преподаватель математики нашего лицея. И для меня проблема качественного освоения студентами одного из ведущих предметов общеобразовательного цикла остаётся достаточно актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально? В поисках ответа на эти вопросы я неоднократно обращалась к современным педагогическим технологиям разных авторов. Однако в ходе изучения имеющихся на сегодняшний день педагогических концепций я пришла к выводу о том, что могу использовать только некоторые идеи данных технологий, потому что их отличительные особенности связаны, прежде всего, с личным мастерством преподавателя, собственным педагогическим почерком. Авторские технологии почти не доступны для повторения из-за уникального отпечатка личности и тех условий, в которых они применяются.
Одной из основных задач обучения является развитие целенаправленного мышления.
Развитие же мышления предполагает формирование различных понятий, в том числе математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. В результате изучения математики выпускник должен разбираться в сущности понятий математического доказательства и алгоритма; понимать, как используются математические формулы, уравнения и неравенства.
Но для того, чтобы освоить систему математических знаний и овладеть специальными умениями, студенту не достаточно знать определения, формулы, научные факты, формулировки правил и законов. Необходимо ещё и разбираться в их сути, значении для практического применения; уметь применять их в конкретной ситуации. (уроки практикумы)
Таким образом, развитие студентов, в том числе интеллектуальное, во многом зависит от понимания материала и той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. А без понимания, как показывает практика работы, нет усвоения материала, не происходит качественный скачок вперёд, не выполнима задача повышения качества образования.
Специфика математики, приводит к тому, что при изучении математики явно заметно расслоение студентов. Одни студенты плохо усваивают фактический материал, с трудом воспроизводят выкладки по показанному образцу, не могут использовать новые знания в сочетании с ранее изученными материалами. Другие - легко оперируют изученными понятиями и свойствами, способны применить полученные знания в новых ситуациях, могут самостоятельно найти пути решения усложненных задач.
В своей работе учитываю тот факт, что в зависимости от интеллектуальных способностей разным студентам требуется разное время для понимания одного и того же учебного материала. Осуществление данной педагогической задачи возможно за счет реализации в учебном курсе внутри предметных связей. Цель преподавателя - вооружить студентов способами деятельности по овладению этими связями.
Например, для понимания и отработки у студентов навыка выполнения тождественных преобразований я применяю такие упражнения, в которых используются типичные обозначения из смежных дисциплин. (доказательство тождеств, нахождение значений выражения, упрощение выражений)
Реализация внутрипредметных связей в обучающей деятельности преподавателя заключается так же в отборе материала, который представляет эти связи; в выборе организационных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение материала.
Реализация внутрипредметных связей с позиции учебной деятельности студента состоит в его самостоятельной работе по усвоению связей между изучаемыми частями материала, по обобщению и систематизации знаний.
Понимание студентами алгоритма выявления внутрипредметных логико-математических связей необходимо и при изучении тем по геометрии.
Рассмотрим это на примере решения задачи на нахождение расстояния между прямой и плоскостью.
Чтобы ответить на вопросы задач на нахождение расстояния между прямыми и плоскостями, надо уметь пользоваться свойствами прямых и плоскостей в пространстве, свойствами фигур на плоскости, знать тригонометрические формулы и уметь ими пользоваться, решать квадратные уравнения и многое другое.
Всё вышеперечисленное повышает у студентов не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный студентом, я сравниваю с его же прошлым результатом, и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение студента вперёд; постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов студентов подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели. Целенаправленно и в системе добиваюсь того, чтобы каждый студент дошел до понимания изучаемого материала. (уроки конференции, исследовательская и творческая работа, взаимосвязь с получаемой профессией)
Таким образом, основываясь на личном опыте преподавания, я с уверенностью могу сделать следующий вывод: если грамотно простроить систему работы со студентами по пониманию учебного материала, а это:
1) Правильная последовательность изложения материала. Движение от простого к сложному,
2) Необходимые для дальнейшего обучения навыки должны отрабатываться на уровне до 100% усвоения,
3) Непрерывный контроль усвоения полученного материала – обратная связь,
4) Не приступаю к новому не вспомнив старого,
5) Элементы дифференцированного обучения - повседневная необходимость, тогда и качество математического образования студентами заметно повысится.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний. Надежда Алексеевна Демидова »
Элементы системы работы преподавателя на понимание студентами учебного материала по математике с целью повышения качества знаний.
Надежда Алексеевна Демидова преподаватель математики
первой квалификационной категории
КГБПОУ «Змеиногорский лицей
профессионального образования»
Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности.
А.А. Ухтомский
Я – преподаватель математики нашего лицея. И для меня проблема качественного освоения студентами одного из ведущих предметов общеобразовательного цикла остаётся достаточно актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально? В поисках ответа на эти вопросы я неоднократно обращалась к современным педагогическим технологиям разных авторов. Однако в ходе изучения имеющихся на сегодняшний день педагогических концепций я пришла к выводу о том, что могу использовать только некоторые идеи данных технологий, потому что их отличительные особенности связаны, прежде всего, с личным мастерством преподавателя, собственным педагогическим почерком. Авторские технологии почти не доступны для повторения из-за уникального отпечатка личности и тех условий, в которых они применяются.
Одной из основных задач обучения является развитие целенаправленного мышления.
Развитие же мышления предполагает формирование различных понятий, в том числе математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. В результате изучения математики выпускник должен разбираться в сущности понятий математического доказательства и алгоритма; понимать, как используются математические формулы, уравнения и неравенства.
Но для того, чтобы освоить систему математических знаний и овладеть специальными умениями, студенту не достаточно знать определения, формулы, научные факты, формулировки правил и законов. Необходимо ещё и разбираться в их сути, значении для практического применения; уметь применять их в конкретной ситуации. (уроки практикумы)
Таким образом, развитие студентов, в том числе интеллектуальное, во многом зависит от понимания материала и той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. А без понимания, как показывает практика работы, нет усвоения материала, не происходит качественный скачок вперёд, не выполнима задача повышения качества образования.
Специфика математики, приводит к тому, что при изучении математики явно заметно расслоение студентов. Одни студенты плохо усваивают фактический материал, с трудом воспроизводят выкладки по показанному образцу, не могут использовать новые знания в сочетании с ранее изученными материалами. Другие - легко оперируют изученными понятиями и свойствами, способны применить полученные знания в новых ситуациях, могут самостоятельно найти пути решения усложненных задач.
В своей работе учитываю тот факт, что в зависимости от интеллектуальных способностей разным студентам требуется разное время для понимания одного и того же учебного материала. Осуществление данной педагогической задачи возможно за счет реализации в учебном курсе внутри предметных связей. Цель преподавателя - вооружить студентов способами деятельности по овладению этими связями.
Например, для понимания и отработки у студентов навыка выполнения тождественных преобразований я применяю такие упражнения, в которых используются типичные обозначения из смежных дисциплин. (доказательство тождеств, нахождение значений выражения, упрощение выражений)
Реализация внутрипредметных связей в обучающей деятельности преподавателя заключается так же в отборе материала, который представляет эти связи; в выборе организационных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение материала.
Реализация внутрипредметных связей с позиции учебной деятельности студента состоит в его самостоятельной работе по усвоению связей между изучаемыми частями материала, по обобщению и систематизации знаний.
Понимание студентами алгоритма выявления внутрипредметных логико-математических связей необходимо и при изучении тем по геометрии.
Рассмотрим это на примере решения задачи на нахождение расстояния между прямой и плоскостью.
Чтобы ответить на вопросы задач на нахождение расстояния между прямыми и плоскостями, надо уметь пользоваться свойствами прямых и плоскостей в пространстве, свойствами фигур на плоскости, знать тригонометрические формулы и уметь ими пользоваться, решать квадратные уравнения и многое другое.
Всё вышеперечисленное повышает у студентов не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный студентом, я сравниваю с его же прошлым результатом, и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение студента вперёд; постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов студентов подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели. Целенаправленно и в системе добиваюсь того, чтобы каждый студент дошел до понимания изучаемого материала. (уроки конференции, исследовательская и творческая работа, взаимосвязь с получаемой профессией)
Таким образом, основываясь на личном опыте преподавания, я с уверенностью могу сделать следующий вывод: если грамотно простроить систему работы со студентами по пониманию учебного материала, а это:
1) Правильная последовательность изложения материала. Движение от простого к сложному,
2) Необходимые для дальнейшего обучения навыки должны отрабатываться на уровне до 100% усвоения,
3) Непрерывный контроль усвоения полученного материала – обратная связь,
4) Не приступаю к новому не вспомнив старого,
5) Элементы дифференцированного обучения - повседневная необходимость, тогда и качество математического образования студентами заметно повысится.