kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическое сообщество в профессиональном развитии учителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье автор раскрывает роль профессиональных педагогических сообществ в формировании лидерства и профессионального развития педагогических работников. На сегодняшний день профессиональные сообщества являются мощным средством поддержки профессиональной деятельности, так как  позволяет специалисту избежать "варки в собственном соку". Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сообщество в профессиональном развитии учителей »

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

И ЛИДЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ

Тлемисова А.Т.

КГУ «Общеобразовательная школа №15 г. Сатпаев»

Республика Казахстан

Бұл мақалада автор педагог қызметкерлердің көшбасшылық және кәсіби тұлға ретінде қалыптасуын және қоғамдағы кәсіби педагогикалық қауымдастықтың рөлін ашып көрсетеді.

В данной статье автор раскрывает роль профессиональных педагогических сообществ в формировании лидерства и профессионального развития педагогических работников.

In this article the author is telling about the role of the professional pedagogical community in forming a leadership and professional development of school teachers.

В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое сообщество возросшей ролью образования в формировании человеческих ресурсов, как критериев уровня социально-экономического развития страны, важно ориентировать систему образования к новым требованиям. Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования [1.с.1]. Поэтому важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности педагогов и учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире.

Среди учителей школы было проведено анкетирование на выявление профессиональных барьеров и затруднений. В результате было выявлено, что в школе недостаточно ведется работа по обобщению передового опыта, не в полной мере учителя применяются современные образовательные технологии. Причиной тому является тот факт, что не все учителя охотно делятся с коллегами имеющимся опытом, в то время как, активный обмен опытом сыграл бы очень важную роль в профессиональной деятельности каждого педагога, в особенности молодых специалистов. На эти проблемы наложило свой отпечаток и то, что у учителей мало свободного времени и условий для совместной работы.

Анализируя данные сложности, мы пришли к выводу, что профессиональные сообщества являются мощным средством поддержки профессиональной деятельности, так как профессиональное сообщество - это то, что позволяет специалисту избежать "варки в собственном соку". Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом. «Профессиональные педагогические сообщества – это объединение учителей, где коллеги коллективно осуществляют рефлексию педагогической деятельности, устанавливают взаимосвязь между педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью школьников, принимают совместные решения по повышению уровня, как преподавания, так и обучения» [2 c. 15].

С целью поддержки профессиональной деятельности педагогов школы,профессионального роста, развития, обмена опытом, идеями в ноябре 2013 года было создано на сайте gmail «Сообщество учителей СОШ №15 г. Сатпаев». Если в начале членами этого сообщества было 8 учителей, прошедших курсы НИШ, то сейчас их 22. Сообщество поддерживает профессиональную связь с учителями гимназии им. С. Сейфуллина г. Сатпаев, СШ №12 п. Осакаровка Карагандинской области, школой №26 п. Молодежный, школой Бухаржырауского района п. Дубовка и школами города Алматы. В феврале месяце начал работу сайт «Sosh15-satpaev.ru» куда были приглашены учителя города, области и республики.

По результатам проведенного исследования была организована методическая неделя на тему: «Новые подходы в обучении и преподавании» в ходе которой сертифицированные учителя 2 уровня провели коучинги для педагогов школы, такие как: «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в обучении и преподавании. Диалогическое обучение» и «Саморегуляция в процессе обучения» - коуч Нарымбаева А.Ж., «Барьеры в процессе обучения» и «Обучение талантливых и одаренных» - коуч Курманов М.Ж., «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и «Мотивация учащихся в обучении» - коуч Койшина М.А. На данных коучинг-сессиях учителя задавали интересующие их вопросы по внесению изменений в собственную практику процесса преподавания, способствующих повышению мотивации и познавательного интереса учеников к изучаемому предмету, ответственности учащихся за собственное обучение, а значит, и повышению качества знаний, что является на сегодняшний день одной из основных проблем учителей. Это помогло учителям изменить направление своих интересов в собственном процессе преподавания на интересы учащихся и удовлетворения их потребностей.

Сертифицированными учителями 2,3 уровня были проведены мастер-классы для учителей, работающих в 8 классах с применением на уроках новых подходов в преподавании и обучении и приемов 7 модулей Программы. Основная цель проведенных уроков звучала следующим образом: «Как приемы модуля «Обучение критическому мышлению» влияют на учебную деятельность и мотивацию учащихся к процессу обучения?»

Одним из видов профессиональной поддержки педагогов является взаимодействие с использованием технологий Lesson Study — как способа совершенствования преподавания и обучения в рамках сетевого сообщества учителей. Используя Lesson Study учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания.[3c.1]. Учитывая данный факт сертифицированными учителями и учителями–предметниками, не обучавшимися по Программе, осуществлялось планирование и проведение уроков с подходом Lesson Study в сотрудничестве. После каждого урока учителя, входившие в состав группы Lesson Study, проводили рефлексию по проведенному уроку. Данное исследование помогло учителям понять, почему они действовали в определенный момент урока именно таким образом, а не иначе и какие изменения происходят в исследуемом классе.

В рамках работы сетевого сообщества учителем первого уровня Бигалиевой Г. Ш. был организован городской семинар, на котором был проведен коучинг: «Қазақ тілі мен әдебиет сабақтарында сыни тұрғысынан ойлау стратегияларын қолдану арқылы оқушылардын шыгармашылық қабілеттерін дамыту», для учителей города, а также уроки разработанные группой Lesson Study, в состав которой входили учителя казахского языка.

В школе сертифицированными учителями трех уровней был организован городской семинар «Использование приемов и инструментов модуля «Обучение критическому мышлению» в учебном процессе», в рамках которого учитель 1 уровня Бигалиева Г.Ш. ознакомила учителей города с работой сетевого сообщества школы, его целями и задачами. Учителями 1-2 уровней были организованы коучинги: Бигалиева Г.Ш. - «Обучение критическому мышлению», Койшина М.А. - «Оценивание обучения, оценивание для обучения», Курманов М.Ж. - «Новые методы и подходы в обучении: Преодоление барьеров в обучении на уроках биологии и географии». Нарымбаева А.Ж. - «Новые подходы в процессе преподавания и обучения: Саморегуляция в процессе обучения». Основной целью данного мероприятия являлся обмен опытом с учителями города.

Одним из методов становления лидерства педагога в профессиональном развитии является процесс менторинга. Менторинг можно описать как содействие обучению коллег с долгосрочными целями, это модель профессиональных отношений, предполагающая партнерство между опытным и молодым преподавателем в процессе адаптации к новым условиям меняющегося образовательного пространства. Эта модель начинает наиболее продуктивно работать тогда, когда преподаватель осознает необходимость постоянного профессионального роста наряду с важностью развития межличностных профессиональных отношений. В школе учителями 1-2 уровней был организован процесс менторинга, в ходе которого были выбраны подопечные коллеги. В течение учебного года подопечным коллегам оказывалась профессиональная поддержка, и проводилось обучение приемам и инструментам 7 модулей Программы.

Педагоги школы в результате внедрения таких стратегий в практику работы школы, как коучинг, менторинг, Lesson Study, сетевое сообщество продвинулись в своем профессиональном развитии, научились совместно осуществлять планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы.

Эффективность вносимых преобразований подтверждается результатами проведенного анкетирования учителей. Все педагоги принявшие участие в анкетировании отметили, что совместное коллегиальное обучение способствует разрешению возникающих проблем, дает четкие ответы на возникающие вопросы, появляется видение дальнейшей работы.

Участие учителей в работе сетевого сообщества и проводимая работа по формированию лидерства в профессиональном развитии учителя помогло коллегам увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности; понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребности учащихся.

Изучая удовлетворенность педагогического коллектива профессиональной и методической подготовкой после проведения коучинг-семинаров, в школе было проведено анкетирование по разным вопросам профессиональной подготовки учителей.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой?» положительный ответ дали 70% учителей, недовольных своей профессиональной подготовкой учителей нет, 30% не совсем довольны.

На следующий вопрос «Считаете ли Вы целесобразным углубить свои профессиональные знания по следующим вопросам...» на изучение личности ребенка и коллектива ответили 33%, анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности ребенка 23%, организация личности труда 17%, контроль за учебно–позновательной деятельностью детей – 27% .

На следующий вопрос «Какими профессиональными умениями вы не удовлетворены?» организаторскими ответили 40%, конструктивными – 30% и коммуникативными 30%.

В вопросе «Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений отдали бы Вы предпочтение?» 27% ответили – самообразование, 17% семинар-практикум, 30% курсы повышения квалификации, 10% проблемные курсы и 17% указали другое.

При ответе на вопрос «К какому типу учителей Вы себя относите?» учитель-новатор – 32%, учитель, который просто дает уроки – 10%, учитель – исследователь – 16%, учитель – эксперементатор – 22% и учитель – методист – 20 %.

На вопрос «Как Вы оцениваете успешность своей педагогической деятельности?»: я умею выбирать методическое решение из многих возможных, использую разнообразные методы работы ответили – 33%, ученики хорошо знают мой предмет – 13%, я добиваюсь занятости на уроке каждого ученика, на моих уроках практически нет проблем с дисциплиной – 20%, я стремлюсь и умею планировать учебный процесс на значительный срок – 17%, я умею ставить и реализовать задачи развития у школьников умения учиться – 17% учителей.

Самый главный вывод, который можно сделать по результатам анализа анкет это то, что у 100% анкетируемых педагогов появилась осознанность вносимых изменений в практику.

Современные исследования показывают, что профессиональное развитие требует от учителя позиционирования себя в рамках образовательного сообщества, в котором практика преподавания и обучения разрабатывается при непосредственном участии самого учителя на основе результатов современных исследований. Учителя сами формируют знания, действуют в данных условиях с лидерской позиции, оказывая воздействие на своих коллег и их окружение и сохраняя неустанное внимание на аутентичном обучении [2].

Таким образом, участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны или за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Список литературы.

[1] Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 181 с.

[2] Руководство для руководителей образовательных организаций Республики Казахстан: Издание первое//www.cpm.kz

[3] Коровина С.В. Lesson Study как средство сетевого профессионального взаимодействия учителей на непрерывной основе http://azbyka.kz/lesson-study-kak-sredstvo-setevogo-professionalnogo-vzaimodeystviya-uchiteley-na-nepreryvnoy-osnove (14.09.2014)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогическое сообщество в профессиональном развитии учителей

Автор: Тлемисова Аманкуль Тулеубаевна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя"
    ["seo_title"] => string(89) "sietievyiepiedaghoghichieskiiesoobshchiestvakakformaprofiessionalnoghorazvitiiauchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "327181"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463402006"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Доклад и презентация к нему на тему "Сетевое сообщество как условие профессионального роста учителя" "
    ["seo_title"] => string(117) "doklad-i-priezientatsiia-k-niemu-na-tiemu-sietievoie-soobshchiestvo-kak-usloviie-profiessional-nogho-rosta-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "116100"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412257554"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Статья "Рефлексивный отчет по Talis" "
    ["seo_title"] => string(39) "stat-ia-rieflieksivnyi-otchiet-po-talis"
    ["file_id"] => string(6) "191819"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427372045"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства